В 1979 году окончила Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиК, А.И.Кацмана и Л.А. Додина).
С 1978 года – ведущая актриса Академического Большого драматического театра имени Г.А.Товстоногова (АБДТ) в Санкт-Петербурге.
Работа на других сценических площадках:
* "В ритме танца"(концерт классической музыки), музыковед;
* "Волшебное воскресенье."Ехали медведи?"(литературно-музыкальный вечер), музыковед.
Детство. Учёба
Елена родилась в Ленинграде, все её детство и юность прошли на Невском проспекте. С подружками она садилась в 145-й автобус и каталась по городу, наслаждаясь его красотами.
В блокаду семья оставалась в Ленинграде. Мама выступала в кордебалете театра музыкальной комедии, который и во время блокады продолжал работать. Папа воевал на фронте, а когда вернулся, то многих из родни не застал в живых. Папа умер очень рано, после чего мама вышла замуж за крестного отца Елены. Он был большой любитель старины, водил девочку по музеям, брал с собой в Москву и зная, что она бредит балетом, обязательно покупал билеты в Большой театр.
Но балериной Елена не стала, потому что купилась на обещания мамы. Зная, сколь горек "хлеб" танцовщицы, она была категорически против её поступления в Вагановское училище и пообещала, что если Елена не станет поступать, то обязательно получит щенка и шариковую ручку. Свое обещание она сдержала.
В театральный Елена поступила не сразу. Два года поступала, и только на третий раз приняли. Два года работала в библиотеке, реставрировала старинные книги, плакаты.
Театр
Елене Поповой повезло. Редко кому выпадает столь счастливая актерская судьба: из спектакля в спектакль работать с лучшими режиссерами страны, играть ведущие роли мирового репертуара, почти ежедневно выходить на подмостки одного из самых прославленных театров с выдающимися мастерами, уже при жизни ставшими легендой.
В конце 1970-х Елене Поповой, тогда еще студентке гремевшего на всю страну кацмановского курса, сам Г.А. Товстоногов доверил главную женскую роль в своем спектакле, испытывая «Жестокими играми» (1978) силу ее таланта.
«Само предложение сыграть главную роль в прославленном театре казалось таким неординарным, - вспоминает актриса, - что, честно говоря, было не до раздумий, нравится мне пьеса или нет. Передо мной, студенткой третьего курса, поставили весьма непростую задачу, и, как могла, я пыталась продолжать учебу уже на профессиональном уровне. В те годы меня конечно же привлекала лирика, а лирики у А. Арбузова было много - я играла любовь со всеми сопутствующими этому чувству переживаниями». Она достойно справилась с трудностями. Первая же роль в театре убедила, что юная дебютантка не только хорошо выучена, блестяще владеет профессией, но обладает еще и редкой силы творческой волей.
Сила и нежность... Казалось бы, трудно совместимые для женщины свойства. Но именно этими качествами наделяет всех своих героинь актриса Елена Попова, хотя ее послужной список на диво богат и разнообразен и вроде бы ничего общего быть не может у персонажей столь несхожих авторов, как Абрамов, Арбузов, Островский, Уайлдер, Шеффер, Уильяме, Брехт, Шиллер, Стриндберг, Расин, Шекспир, Шоу... Каждый из них создал свой мир, населенный людьми неординарными и даже в чем-то уникальными.
Их обособленность от других оказалась сродни женскому естеству Елены Поповой.
Испытание на прочность продолжалось: Г.А. Товстоногов поручил молодой актрисе почти сразу пять главных ролей, не считая таких важных вводов, как Вера в спектакле «Три мешка сорной пшеницы» по В. Тендрякову (1979 г.) и Танчора в спектакле «Последний срок» по В. Распутину (1980 г.). В первые же годы службы в БДТ Елена Попова сыграла ведущие роли в спектаклях «Наш городок» Т. Уайлдера (1979 г.), «Амадеус» П. Шеффера (1982 г.), «Волки и овцы» А.Н. Островского (1980 г.).
«Наш городок» подарил совсем еще юной актрисе - а Елена Попова приступила к работе над ролью, учась на четвертом курсе, - счастливую встречу с выдающимся польским режиссером Эрвином Аксером.
Необычный способ существования предложил актрисе в своих спектаклях режиссер Григорий Дитятковский. Елена Попова своими ролями в спектакле «Отец» по А.Стриндбергу, в расиновской трагедии «Федра», в шекспировской «Двенадцатой ночи» доказала, что ей мало равных в ощущении стиля постановки, готовности к творческому эксперименту.
В новом качестве предстала актриса в спектаклях Темура Чхеидзе. Дыхание высокой трагедии ощущалось в судьбах Луизы из спектакля «Коварство и любовь» по Ф. Шиллеру (1990 г.) и Элизабет Проктор из спектакля «Салемские колдуньи» А. Миллера (1991 г.). И каждая работа актрисы в спектаклях Т. Чхеидзе заставляла размышлять о влекущих тайнах женской натуры, в которой сила не исключает нежности, а воля не лишает их изящества, изысканности и грации. Абби–Попова в спектакле «Под вязами» по пьесе Ю. Нила (1992 г.) появлялась, словно прелестное видение, на фоне сияющего золотом бескрайнего пшеничного моря - и эта райская птица становилась вестницей черной беды. Да и Мария из «Призраков» Э. де Филиппо (1993 г.), как и Марина из пушкинской трагедии «Борис Годунов» (1999 г.), и леди Этеруорд из «Дома, где разбиваются сердца» Б. Шоу, несла у Поповой предощущение грядущей катастрофы.
До сих пор она так и не сыграла ни в одной пьесе Чехова, Толстого.
Кино
С кино у Елены не сложилось. Приглашают в телесериалы на роли бизнеследи, но она отказывается. Во-первых, это неинтересно, а во-вторых, она избалована хорошими режиссерами - Товстоноговым, Чхеидзе, Дитятковским. Из кинорежиссеров у неё сложились хорошие отношения только с Константином Худяковым, у которого она сыграла в двух фильмах: "Не будите спящую собаку" и "С вечера до полудня".
Личная жизнь
Елена Попова – первая любовь Бориса Гребенщикова. Когда у них завязался роман, Елена ещё училась в школе, а Борис был студентом третьего курса. Борис проводил с ней очень много времени. Мать Лены звонила матери Гребенщикова и спрашивала: «Вы не считаете, что нашим детям стоит пожениться? Они так любят друг друга». Мама Гребенщикова не видела в этом необходимости и родители Лены запретили ей общаться с этим парнем. Борис очень от этого страдал. Нам известно во что вылились эти страдания - в 1972 году Гребенщиков создает "Аквариум".
Елена не замужем, у неё есть сын. Ему 25 лет, окончил военно-медицинскую академию. Вначале он хотел стать ветеринаром, поскольку любит животных, а когда в 90-х годах они сильно недоедали, мечтал быть поваром. У Елены есть много знакомых врачей, особенно среди военных, поэтому она ему внушала, какая это благородная профессия.
Говорит Елена: "Сейчас, когда Андрюша вырос, они стали дружить с отцом, и он рад, что у него появились братья и сестры. Когда я его рожала, то понимала, что одной мне будет очень трудно, но убить в себе ребенка не посмела". О браке Елена не думает: "Гораздо страшнее жить с чужим по духу человеком, чем оставаться одной. И потом я не одна, у меня есть друзья, товарищи в театре, есть любимые книги, да и потом, может быть, внуки появятся. Хотя я не знаю, какой буду бабушкой, поскольку уже сейчас ревную своего сына к его будущей жене".