В 1964 году окончила Всесоюзный государственный институт кинематографии (ВГИК, актерская мастерская С.Герасимова и Т.Макаровой).
В 1974 – 1993 гг. – актриса Театра-студии киноактера в Москве.
Начала сниматься в кино с 1957 года. В начале карьеры в титрах указывалась как Федосеева и Федосеева-Воронина.
Большой удачей актрисы стал ее творческий союз с В. М. Шукшиным, в фильмах которого она создала яркие образы простых русских женщин.
Вдова Василия Шукшина.
Детство. Учёба. Первая роль в кино
Лидия Федосеева родилась в Ленинграде. В семье Федосеевых было трое детей. Кроме Лидии, были еще двое сыновей. Семья жила достаточно бедно, поскольку работал один отец. Порой на завтрак, обед и ужин была только вареная картошка без масла да хлеб. У Лидии Николаевны всегда были очень теплые отношения с матерью. Именно она помогла в свое время пережить актрисе смерть мужа.
Судьба Лидии Федосеевой сложилась так, что она, коренная ленинградка, оказалась в Москве, где поступила в 1957 году во ВГИК, в мастерскую С. Герасимова и Т. Макаровой. Под руководством этих опытных мастеров она и стала актрисой.
Свою первую роль она сыграла в картине режиссера А. Граника "Максим Перепелица". Но ни зрители, ни критики практически не заметили молоденькую лаборантку в исполнении такой же молоденькой актрисы: их внимание полностью поглотила блестящая игра Леонида Быкова. Индивидуальность актрисы проявилась, пожалуй, только в конце пятидесятых годов, когда она сыграла студентку Таню в фильме "Сверстницы" (1959).
Первое замужество. Семейная трагедия.
Первым мужем Лидии Федосеевой был киевский актер Вячеслав Воронин (снимался в фильмах: "Первый эшелон", "Иванна", "Кочубей", "Сон" и др.). Они познакомились на киностудии имени Довженко.
В 1960 году Лидия родила от него девочку, которую назвали Настей.
Однако рождение ребенка отрицательно сказалось на ее учебе во ВГИКе - вскоре за систематические пропуски занятий Федосееву отчислили из института.
Пришлось ее молодому супругу идти на поклон к декану актерского факультета ВГИКа. Этот поход завершился успехом - Федосееву восстановили в институте и зачислили в мастерскую С. Герасимова и Т. Макаровой.
Между тем возвращение Федосеевой в столицу сыграло с молодой семьей злую шутку. Так как Воронин продолжал жить в Киеве, а Федосеева в Москве (при этом их дочка жила у бабушки в Ленинграде), виделись они крайне редко и в конце концов отвыкли друг от друга. Поэтому к 1964 году, когда Федосеева закончила ВГИК и уехала сниматься в картине "Какое оно, море?", ее брак с Ворониным успел превратиться в чистую формальность.
После развода девочку оставили на попечении матери Воронина, скрывали ее от родной матери до тех пор, пока не отлучили совсем. Со временем душевная рана Федосеевой затянулась, а сейчас она сама не хочет поддерживать с дочерью никаких отношений, даже узнав о том, что та была арестована за перевозку наркотиков. Она просит и журналистов не вмешиваться и не ворошить эту семейную трагедию.
Василий Шукшин
Когда Федосеева узнала, что ее партнером по фильму "Какое оно, море?" будет Василий Шукшин (он должен был сыграть роль бывшего уголовника, матроса Жорку), она расстроилась. В кинематографической среде ходили разговоры о пьяных загулах этого человека, поэтому ничего хорошего от встречи с ним актриса не ждала. Был даже момент, когда она попросила режиссера подыскать, пока не поздно, замену Шукшину, иначе они все с ним намаются. Но режиссер заверил ее, что все будет нормально.
Первая встреча Шукшина и Федосеевой произошла в поезде по дороге в Судак. Лидия Федосеева вспоминает: "Я потихоньку наблюдала за Шукшиным: глаза у него зеленые - веселые, озорные и хулиганистые. Компания оказалась на редкость приятной, и я запела. И запела - "Калину красную". Он вдруг странно посмотрел на меня и подхватил...
Когда же все заснули, чувствую, как кто-то входит в купе. Смотрю - Вася. Тихонько присаживается ко мне и говорит: "Ну, давай, рассказывай о себе". Всю ночь мы проговорили.
Когда ехали в автобусе в Судак, остановились в лесочке. Помню, я первая вошла в автобус, а Шукшин за мной и что-то под пиджаком держит. Спрашиваю: зверька поймал? А он мне - маленький букетик цветов. Потом узнала, что это были первые цветы, которые он подарил женщине. Я долго хранила их".
Звёздная пара
Встреча с Шукшиным перевернула и личную, и творческую судьбу Федосеевой. Они поженились, и актриса вместе со своим мужем сыграла главные роли в картинах "Печки-лавочки" (1972) и "Калина красная" (1973).
Шукшин сам писал сценарии этих фильмов и снимал их как режиссер-постановщик. К тому времени он уже был знаменит - играл в кино, писал книги, и эти его фильмы, как и все, что он делал, вызвали отклик в обществе. Еще больше всех удивила Лидия Федосеева. И в том и в другом фильме коренная горожанка прекрасно сыграла простых деревенских женщин, которые самозабвенно преданы своим любимым мужчинам и готовы на любые жертвы ради их благополучия.
В "Печках-лавочках" девичья красота Шукшиной наполнилась особой женственностью и проявилась в обстановке реальной советской жизни, отображенной в фильме. Лидия Николаевна вспоминала, что тогда они почти не репетировали на съемочной площадке, все обговаривали дома и доверяли друг другу. Директора съемочных групп только радовались, что режиссер не тратит пленку на бесконечные дубли.
И следующие героини Шукшиной - Люба Байкалова ("Калина красная"), Глаша ("Они сражались за Родину") уже воспринимались как пример идеальной русской женщины. В чем-то наивной, в чем-то рассудительной, в чем-то кокетливой, но всегда самозабвенно преданной и готовой ради счастья своего любимого к любой жертве. Егора Прокудина в "Калине" и Петра Лопахина в "Они сражались за Родину" сыграл, конечно, Василий Шукшин.
Простодушная наивность Федосеевой, ее безыскусная игра, скромная и в то же время запоминающаяся внешность позволили ей стать равноправной партнершей яркого, характерного актера Шукшина. Вместе они создали ту неповторимую, естественную атмосферу реальной жизни, которая и подкупала зрителей в этих фильмах.
Их семейный и творческий союз мощно развивался. Они планировали совместно работать на "Разине". Василий Макарович даже хотел, чтобы супруга помогала на съемках фильма ему на площадке как со–постановщик. Но скоропостижная смерть Шукшина на съемках фильма "Они сражались за Родину" разрушила все замыслы и надежды. 36-летняя Лидия Николаевна стала вдовой с двумя дочерьми. Старшей из них, Маше, было в тот момент всего семь лет. Лидия Николаевна стала единственным кормильцем семьи. Конечно, очень помогали гонорары, которые Федосеева получала за книги Шукшина, которые часто переиздавались как в Советском Союзе, так и в странах социалистического содружества. Он был очень популярен в Польше, Болгарии, Чехословакии.
Карьера после смерти мужа.
После смерти мужа (они прожили вместе только 10 лет) актриса взяла двойную фамилию и теперь известна только как Федосеева-Шукшина. Она стала работать в Театре-студии киноактера в Москве и очень много снималась: фильмы с ее участием выходили практически ежегодно. Сначала казалось, что жизнь оборвалась и больше ничего хорошего уже не будет.
Первым руку помощи Шукшиной протянул Сергей Никоненко, пригласив в свой фильм "Трын-трава". Семейную комедию о том, как комбайнер Степан любит и ревнует свою жену Лиду, посмотрело 20 с лишним миллионов зрителей, а во время съемок Лидия Николаевна обрела друга. Красавец кинооператор Михаил Агранович покорил сердце вдовы своим архивом, в котором было собрано все, что связано с Василием Макаровичем, - рассказы, интервью, статьи. Десять лет они прожили вместе и расстались без скандалов. И по сей день говорят друг о друге хорошо, не предоставляя никакой пищи таблоидам. Маша Шукшина и вовсе не раз подчеркивала, что они с сестрой очень благодарны Мише за помощь, за опеку.
Федосеева-Шукшина играла и в современных фильмах, и в исторических, или, как их еще называют, костюмных. Но каким бы эпохам ни принадлежали ее героини, актриса играла их женские судьбы так же естественно и безыскусно, как и прежде.
С годами в актрисе проявились другие краски. Первой их заметила еще Динара Асанова и стала приглашать Шукшину в каждый свой фильм, хотя бы на эпизодические роли ("Ключ без права передачи", "Беда", "Жена ушла", "Никудышная", "Пацаны"). Лидия Николаевна начала сниматься в ролях городских женщин, и город ей оказался к лицу. В 1983 году, сыграв в фильме "Демидовы" императрицу Анну Иоанновну, она впервые облачилась в царское платье. И у режиссеров вновь открылись глаза - вот она, величавая стать, прямо как на портретах старинной знати.
И пошли приглашения в историческое кино. Из самых заметных - жена посла ("Виват, гардемарины!"), Екатерина II ("Графиня Шереметева") и дама по улаживанию щекотливых ситуаций Амалия фон Шпильце ("Петербургские тайны"). А комедийный талант актрисы до конца еще не раскрыт. Одна мадам Грицацуева в телефильме "Двенадцать стульев" 1976 года чего стоит! А блистательный образ свекрови в исполнении Шукшиной в телефильме "Женская интуиция"! Молодые исполнительницы главных ролей могли бы поучиться у Лидии Николаевны, как можно не суетясь быть разной - и смешной и страшноватой, как, например, ее Елизавета Петровна в "Парке советского периода".
Сегодня Федосеева-Шукшина занимается литературным наследием мужа, изредка снимается, активно участвует в Шукшинских днях на Алтае, на родине Василия Макаровича. Земляки писателя ее уважают.
Личная жизнь.
В браке с Шукшиным у Лидии Николаевны родились две девочки-погодки. Старшая, Мария Шукшина, закончила Институт иностранных языков, несколько лет работала переводчицей на бирже, потом перешла на телевидение. Но со временем решила продолжить семейную традицию и стала актрисой. Она снялась во многих фильмах, среди них - "Американская дочь", "Цирк сгорел, и клоуны разбежались". Последнее время Маша нередко снимается в сериалах. Ведёт вместе с Игорем Квашой передачу "Ищу тебя" на Первом канале (ТВ). У Маши четверо детей – старшие Аня и Макар и двое близнецов – Фока и Фома.
Младшая Шукшина – Ольга – вначале закончила ВГИК, снялась в нескольких фильмах, и, казалось, ее будущее уже определилось. Но потом она решила пойти по стопам отца, стала писать автобиографические рассказы и поступила учиться в Литературный институт. Ольга совсем не похожа на свою старшую сестру, яркую и энергичную. Она живет замкнуто в загородном доме и воспитывает сына Василия. Как выясняется, свой литературный дар Ольга получила не только от отца, но и от матери, которая тоже решила проявить себя на литературном поприще и уже издала сборник загадок. Некоторые из них собрал еще Шукшин.
Федосеева-Шукшина считает себя семейным человеком, но, если совместная жизнь не складывается, она всегда уходит первой. Так происходило несколько раз, когда она пыталась устроить свою жизнь с оператором М. Аграновичем или с польским художником М. Межевски, который не мог смириться с тем, что в России он был известен не сам по себе, а как муж Федосеевой-Шукшиной. Потом в ее жизни появился Бари Алибасов.
Сейчас Федосеева-Шукшина и Алибасов каждый живут своей жизнью. Актриса одной из главных своих забот считает налаживание работы фонда памяти Василия Шукшина.
Лидия Николаевна глубоко верующий человек. В свободное время она совершает поездки по святым местам. Как признается сама актриса: «Я стала ближе к Богу, и посещение монастырей, общение с истинно верующими православными, обретение духовника, архимандрита Свято-Николо-Шатомского монастыря отца Никона, перевернули мою жизнь. Я не хочу больше сниматься в пустых телепередачах, хотя меня постоянно туда зовут, не хочу заниматься словоблудием. Я — православный человек и всегда во всем вижу промысел Божий. Теперь, вроде бы на исходе жизни (не знаю, как уж Господь продлит мои дни), самое главное для меня — это покаяние. Стала старше, мудрее, всех простила. Стараюсь простить...»