В 1964 году Александр окончил студию при Ленинградском ТЮЗе и стал актёром этого театра. На его сцене он блистал три десятилетия, сыграв более 60 ролей в спектаклях разных жанров – от сказок и современной драматургии до произведений отечественной и зарубежной классики.
В 1970 году году окончил ЛГИТМиК. Кроме того, Александр Хочинский выступал на эстраде как певец и композитор, написал музыку к детективному фильму «Три ненастных дня», поставленному Львом Цуцульковским по книге Сергея Высоцкого.
С 1991 года – актёр киностудии «Ленфильм».
С 80-х годов Александр Хочинский много работал в антрепризах в Москве и Санкт-Петербурге,
в 1994 году организовал театр «Глобус».
В последний год жизни артист работал в Санкт-Петербургском театре сатиры на Васильевском, готовил роль в спектакле «Призраки» по драме Г.Ибсена.
Был женат на актрисе Антонине Шурановой(1936—2003), а ранее на Ирине Асмус, артистке цирка, известной по роли Ириски в телевизионной передаче "АБВГДейка".
Александр Хочинский умер 11 апреля 1998 года на 55-м году жизни.
Он ушел в расцвете таланта и творческих сил. Похоронен в Санкт-Петербурге на Серафимовском кладбище.
Детство
Хочинский Александр Юрьевич родился 29 февраля 1944 года в семье молодого, но хорошо известного певца Юрия Хочинского, ушедшего из жизни, когда Саше было лишь 3 года. Его мама — артистка ТЮЗа Людмила Красикова (1923— 2003). Отец — эстрадный певец Юрий Хочинский (1924—1947). Отчим — народный артист СССР Рэм Лебедев (1928— 1988). Сестра – Елена Лебедева – младше на 16 лет, но в ней течёт Сашина кровь, в прямом смысле. Чтобы спасти ей жизнь, еще в грудном возрасте необходимо было сделать переливание. Кровь готовы были дать все члены семьи, но подошла только Сашина.
Он вырос в актерской семье, в доме, в котором бывало много интересных людей. Он получил замечательное воспитание, его вырастили интеллигентом. Поэтому он привлекал к себе всеобщее внимание.
Однажды мама с ужасом услышала, что сын хочет быть артистом. Но Саша: «Театральный институт, и точка!» У него были сложности при поступлении. Мать - ведущая артистка ТЮЗа, а Хочинскому за музыкальность поставили четверку, и он не прошел по конкурсу. И тут надо отдать должное маме, она приемной комиссии заявила: «Есть предметы, которые проверяются. Вот Сашин диплом об окончании музыкального училища. Давайте еще раз проверим его музыкальность!»
Становление
Александр был одарен музыкально. Он многие стихи больших поэтов положил на музыку и исполнял с эстрады. Написал музыку к кинофильму «Три ненастных дня». В армию служить пошёл из принципа. Сказал: «Я мужчина и должен служить». Сейчас таких мужчин - поискать!
Ещё была армия, три года Хочинский прослужил в Выборге заведующим художественной самодеятельностью. Там и проявился его талант поющего артиста. Правда, долгое время его воспринимали исключительно как поющего мальчика с гитарой, он пел песни А.Городницкого, Н.Матвеевой, Б.Окуджавы, Ю.Кима. Да и первая роль Хочинского в кино тоже связана с песней: в «Бумбараше» он великолепно спел «Журавль по небу летит».
Театр
В 1962 году в Ленинграде, на Пионерской площади возвели здание нового театра – Театр юного зрителя. В этот светлый театр пришёл совершенно новый коллектив ТЮЗа во главе с режиссером Зиновием Яковлевичем Корогодским. В течение 25 лет здесь блистали две звезды – муж и жена – Антонина Шуранова и Александр Хочинский.
В театре актёр сыграл более 60 ролей в спектаклях разных жанров – от сказок и современной драматургии до произведений отечественной и зарубежной классики. Его работы отличали уникальность пластического рисунка, тонкое сочетание психологической выразительности и глубины с эксцентрикой и музыкальностью. Среди ролей на сцене: Гамлет, Борис Годунов, Вильям Блейк, Клаверов.
Постепенно Хочинский становится одним из ведущих актеров ТЮЗа. Пробует он себя и как режиссер. В 1977 году вместе с Антониной Шурановой он ставит «Кошку, которая гуляла сама по себе» по Киплингу. Сами же играют в главных ролях. Один – Дикого мужчину. Другая – Дикую женщину.
После изгнания из ТЮЗа главного режиссера Зиновия Яковлевича Корогодского театр покинули многие его ученики и сподвижники. В том числе Хочинский с Шурановой. Было непонятно, куда они исчезли. Какое-то время они с Тоней работали в небольшом театрике «Интерателье», потом пытались создать театр «Глобус». А потом их приютил Театр сатиры.
В период безвременья жили они очень тяжело. Часто - впроголодь. Вдумайтесь: народная артистка России Антонина Шуранова лепила из глины какие-то розочки на продажу!
Приход в Санкт-Петербургский Театр Сатиры на Васильевском должен был стать новым этапом в жизни артиста. Все, кто был свидетелем его репетиций спектакля "Призраки" по Г. Ибсену в постановке Ахмата Байрамкулова, говорили о том, что пастор Мандерс в исполнении Хочинского мог стать необычайно ярким событием в театральной жизни Санкт-Петербурга. Но судьба распорядилась по-своему...
Кино
В кино он снимался нечасто. Но в его «послужном списке» такие картины, как «Странные мужчины Семеновой Екатерины», «По данным уголовного розыска», «Свидетельство о бедности», «Генерал». И конечно же, принесший ему славу «Бумбараш»! Его удивительный высокий голос называли «старинным», его перевоплощениями на сцене восхищались, его любили поклонники театра, кино и музыки.
Песня
И все-таки "звездным часом" актера можно назвать, прежде всего, те мгновения, когда он брал в руки гитару и выходил на сцену. На его концертные выступления никогда не собиралась случайная публика: зрители шли именно на встречу с красивым обаятельным человеком, который пел "старинным" высоким голосом, так, как, наверное, пели в ХIХ веке... Хочинский не принадлежал к тому типу актеров, которые поражают даром перевоплощения. Он, даже изменяясь до неузнаваемости, всегда оставался самим собой и наделял персонажей своими собственными качествами - интеллигентностью, тонкой чувствительностью.
Сегодня новым поколениям театралов уже невозможно рассказать о том, каким был Александр Хочинский на сцене и на эстраде, но фильмы и телевизионные записи Хочинского и нынче, когда артиста уже нет с нами, заставляют волноваться при звуках его волшебного голоса: "...Журавль по небу летит, корабль по морю плывет...".
Личная жизнь
Первой женой Александра Хочинского стала Ирина Асмус, знаменитый впоследствии клоун Ириска. Очаровательная была пара. Но вместе они прожили недолго. То, что Ира его оставила, для Саши было настоящей трагедией. Он поседел в одну ночь. Саша тогда служил в армии, Ирина не выдержала разлуки.
Он долго переживал. Женился только лет через 7. На Марине Азизян (она теперь знаменитый художник). При том, что пользовался огромным успехом у женщин.
Третьей женой стала актриса Антонина Шуранова. В кино он был известен ролью в "Бумбараше", она - по фильму "Неоконченная пьеса для механического пианино" и по роли княжны Марьи Болконской в фильме Сергея Бондарчука «Война и мир». Они были знакомы 14 лет, дружили, наблюдали за женитьбами и разводами друг друга и вдруг поняли, что влюблены. Антонина Шуранова была на 8 лет старше Александра Хочинского. А случилась любовь на репетиции "Гамлета", куда Хочинский вводился на главную роль вместо уехавшего Тараторкина. Шуранова играла Гертруду и по ходу действия пьесы обняла своего сына, то бишь Гамлета, а по сути Хочинского, тут-то их и пробило как разрядом... Оно!
Ушла к Хочинскому Шуранова из пятикомнатной квартиры в жутковатую коммуналку и была совершенно счастлива. "Мы с ним пили ром, закусывая жуткими котлетами, и он читал мне вслух О.Генри "Короли и капуста". После его смерти она долго не могла покинуть эту жуткую коммуналку.
По натуре Саша был цыган, кочевник. Человек без дома. Вдруг ни с того ни с сего сядет в электричку и едет до конечной станции и обратно. Или уйдет куда-нибудь: «Я через час буду!» Хорошо, если назавтра появится! С такими мужчинами женам тяжело… Но Саша всегда возвращался в свой дом. Дом, который для него создала Шуранова. Антонина его очень любила. Отмывала после его похождений. Пестовала - как ребенка. Еду подавала на тарелочке с вилочкой.
Саша был романтик, а не прагматик. Ему очень трудно было приспосабливаться, перестраиваться. Ему, человеку, который в жизни никого не предал, было не понять, как на это могут пойти другие. А поскольку востребованность в 90–е годы оказалась крайне низкой, чаще пил.
Когда Александру стало в очередной раз плохо, Антонина вызвала «скорую». У него остановилось сердце. Врачи запускали, запускали сердце - не запустили! Напоследок он только улыбнулся…
Вспоминая Сашу, все время приходишь к тому, что он был окружен любовью! Его любили и люди, и животные. Рикки, Сашин пес, после его смерти постоянно лежал на подоконнике и высматривал хозяина…