Однажды один из пассажиров высказался, что Ван Пиблз вполне мог бы стать кинорежиссером. Тогда-то Мелвин и снял свою первую короткометражку «Pickup Men for Herrick» 1957-го. Он сделал еще две коротких картины и решил больше узнать о самом кинематографическом процессе. Свою первую короткометражку он взял с собой в Голливуд, чтобы с ее помощью попытаться найти работу, но пока никто не хотел нанимать его в качестве режиссера.
В 1959-м Ван Пиблз перебрался в Европу и работал в Голландском национальном театре, прежде чем получил приглашение в Париж от Генри Ланглуа, основателя французской синематеки. Мелвин начал изучать французский, и был нанят в качестве переводчика для американского юмористического журнала «Mad». Он начал писать пьесы на французском, используя мелодекламацию «sprechgesang» для написания песен, которая подразумевала пение, приближенное к разговору. Этим же стилем он воспользовался, когда записывал свой дебютный альбом «Brer Soul».
Написав несколько романов и сняв короткометражку «Cinq cent balles», в 1968-м Ван Пиблз делает свой первый полнометражный проект – драму «La Permission». Эта картина заинтересовала голливудских продюсеров, вначале принявших режиссера за француза. Первым голливудским фильмом Мелвина и кинокомпании «Columbia Pictures» стала драмедия «Человек-арбуз» по сценарию Хермана Раукера с историей о том, как однажды расист-европеец просыпается темнокожим и в полной мере испытывает на себе отчуждение со стороны друзей, семьи и сослуживцев по работе. В 1970-м Ван Пиблз стал режиссером рок-фестиваля «Powder Ridge», проведение которого было запрещено по решению суда.
После неудачного опыта с Голливудом Мелвин нашел частные источники для финансирования своего новаторского фильма «Свит Свитбэк: Песня мерзавца». Наделенный полной свободой, режиссер смог довести бокс-офис фильма до 15 млн. долларов только в Америке при бюджете в 150 тысяч, а также заработал особое приветствие со стороны одного из наиболее значительных социальных, политических и культурных движений в истории США - «Черные пантеры». В 2008-м Ван Пиблз завершил работу над съемками своей приключенческой комедии «Confessionsofa Ex-Doofus-ItchyFooted Mutha» и снялся в сериале «Все мои дети» в роли Мелвина Вудса, отца Сэмюэла Вудса, которого играл его настоящий сын, также актер и режиссер, Марио Ван Пиблз.
Мелвин стал участником проекта, в результате которого должен был появиться мюзикл «Свит Свитбэк». Предварительный вариант музыкальной пьесы появился на сцене 25-26 апреля 2009-го. Кроме того, как драматург и актер, Ван Пиблз написал и сыграл в мюзикле «Unmitigated Truth: Life, a Lavatory, Loves, and Ladies», в котором использованы его старые песни и новый музыкальный материал.
В 2008-м Мелвин Ван Пиблз заявил общественности, что страдает от болезни Альцгеймера.