Крюков Николай Николаевич родился 8 июля 1915 года в селе Замытье Тверской губернии. Окончив школу, он отправился в Ленинград, где начал самостоятельную трудовую жизнь, устроившись рабочим на заводе “Севкабель”. Там же, на заводе, в середине 1930-х годов Николай Крюков всерьез увлекся театром. Сначала он занимался в самодеятельной студии при заводе, а затем был принят в театральную студию Ленинградского Большого драматического театра.
Студию при Ленинградском БДТ Николай Крюков окончил в 1935 году, а в 1936 году он начал профессиональную актерскую деятельность, поступив в театр-студию (бывший Молодой театр) под руководством уже известного в те годы режиссера и драматурга С.Э. Радлова (с 1939 года – театр имени Ленсовета). Актерский дебют Н.Н. Крюкова был успешным, театр пользовался популярностью, а сам актер быстро вышел на ведущие роли и пользовался большой любовью ленинградских зрителей. Тогда же его впервые позвали в кино. В 1938 году он сыграл небольшую роль в фильме Леонида Лукова “Морской пост”, рассказывающем о пограничниках одного из тихоокеанских гарнизонов, а в 1940 году снялся в киноленте “Политрук Колыванов”. Несмотря на то, что эта картина не была завершена из-за начавшейся войны, в своих творческих карточках Николай Крюков всегда отмечал эту работу.
Война
Великая Отечественная война изменила судьбу и театральную карьеру Николая Крюкова. Когда началась война, театр Радлова не был эвакуирован. В блокадном Ленинграде шел спектакль “Дама с камелиями” А.Дюма с Тамарой Якобсон в главной роли. Лишь в марте 1942 года артистов, многие из которых находились в тяжелом состоянии, эвакуируют в Пятигорск. Вскоре театр начинает работать на новом месте. Но летом 1942 года немецкие войска подошли к Пятигорску, театр вновь стали готовить к эвакуации. Казалось, что актерам удастся вовремя покинуть город, но произошло все так, как происходит на войне: Пятигорск был молниеносно оккупирован немецким десантом с воздуха.
Артисты-радловцы в ожидании двух грузовиков, обещанных для их эвакуации, сидели на ступенях служебного входа в театр и, словно окаменев от случившегося, с ужасом в глазах, слушали приближающуюся к ним канонаду. Когда появились немецкие мотоциклисты, Сергей Эрнестович Радлов, как бы очнувшись от оцепенения, тихо произнес: “Всех прошу вернуться в общежитие и по возможности постараться отдохнуть и подкрепиться. Произошло то, что произошло. Это надо принять как неизбежное. Постарайтесь быть сдержанными в своих высказываниях при общении и запомните хорошую пословицу: молчание – золото. Проявите терпение и такт, не забывайте, что вы артисты театра, достойного уважения всеми, где бы он ни оказался по воле рока...”
Так, в августе 1942 года, не успевшие эвакуироваться актеры и их режиссер оказались пленниками немцев в Пятигорске. Слова С.Э. Радлова оказались пророческими. Немецкое командование было осведомлено о том, что к ним попал популярный театр высочайшей категории, а потому, в феврале 1943 года актеров погрузили в товарный вагон, закрыли его наглухо и отправили в Запорожье. Возможно, все было бы по-другому, если бы Радлов категорически не отказался разбить театральный коллектив на отдельные концертные группы и заставить их обслуживать сформированные на Кавминводах немецкие госпитали и воинские части. Трудно сказать, как бы немецкое командование поступило в данном случае с любым другим театром и его таким несговорчивым руководством, но Сергей Эрнестович, отлично владевший немецким языком, с умом дипломата и талантом большого артиста сумел доказать завоевателям, что не логична такая расправа над его театром. Он должен оставаться единым организмом, такое решение одобрил бы и Берлин...
В составе эшелона с награбленным добром радловский театр прибыл в Запорожье. Там состоялась премьера “Гамлета” с Николаем Крюковым в главной роли. А уже в сентябре 1943 года немцы перевозят театр в Берлин, откуда он был вынужден кочевать по Европе. Затем часть театра во главе с Радловым оказалась на юге Франции, где они показывали для русского зрителя спектакль “Без вины виноватые” А.Н. Островского. Когда Франция была освобождена союзниками, актеров театра перевезли в Париж, а затем, по предложению советской миссии, все они вернулись на Москву. На родине, однако, актеров и режиссеров театра ждал арест и обвинение в измене Родине. Актеров и Радлова с женой приговорили к десяти годам лагерей. Жена С.Э. Радлова – Анна Радлова, поэтесса и переводчик Шекспира, в феврале 1949 года умерла в заключении, в лагере под Рыбинском. Сергей Радлов отбыл весь срок, после чего фактически был вычеркнут из истории театра. Его имя исчезло со всех афиш, а единственным создателем легендарной "Ромео и Джульетты" стал числиться балетмейстер Лавровский.
Первая роль в кино
Николая Крюкова, как и всех остальных актеров радловского театра, не брали ни в один московский или ленинградский театр. Началась его провинциальная жизнь. Н.Н. Крюков сменил множество театров, играл в театрах Тбилиси, Твери, Ростова-на-Дону, Риги, прежде чем окончательно стать актером кино. Произошло это в 1958 году, когда ему, наконец, удалось вернуться в Ленинград и стать актером на киностудии “Ленфильм”. В том же 1958 году на экраны вышел фильм "Последний дюйм" по одноименному рассказу Джеймса Олдриджа, в котором Николай Крюков по сути дебютировал в кино и в котором сыграл роль летчика Бена Энсли. Эта работа была отмечена премией Всесоюзного кинофестиваля за лучшую мужскую роль и стала настоящей визитной карточкой актера.
В конце 50-х годов, Николай Крюков познакомилась с актрисой Лилией Гуровой, с которой вскоре у него завязались дружеские отношения. На тот момент Николай Николаевич был женат, у него рос сын, а у Лилии Ивановны был жених. В 1960 году Крюков и Гурова поженились и прожили вместе 33 года.
60-80-е годы
Николай Николаевич Крюков много и с успехом снимался в 1960-х годах, сыграв большое число запоминающихся ролей. Среди фильмов с его участием – "Поднятая целина" (1959, Тит Бородин), "Обыкновенная история" (1960, Гаргантон), "Им было девятнадцать" (1960, замполит), "Улица Ньютона, дом 1" (1963, Растегаев), "Дочь Стратиона" (1964, Стратион), "Чистые пруды" (1965, майор Ржанов), "Над нами Южный Крест" (1966, директор судоремонтного завода), "По тонкому льду" (1966, немецкий шпион Дункель), "Ошибка Оноре де Бальзака" (1968, Виктор Гюго) и другие роли. Николай Крюков часто снимается в детективах и фильмах на военную тему. Его герои – люди мужественные, немногословные, порой даже мрачные.
Он остается востребованным и в 1970-е годы, фильмы с его участием один за другим выходят на экраны страны. Среди наиболее заметных кинолент с его участием –"Крушение империи" (1970), "Город под липами" (1971), "Пропажа свидетеля" (1971), "Я, следователь" (1971), "Идущие за горизонт" (1972), "А вы любили когда-нибудь?" (1973), "Земля Санникова" (1973), "Одиннадцать надежд" (1975), "Смерть под парусом" (1976), "Нос" (1977), "В зоне особого внимания" (1978), "Шествие золотых зверей" (1979), "Акванавты" (1979).
Часто Крюкова приглашали в фильмы для детей. Им были сыграны полковник погранвойск ("Акваланги на дне", 1964), командир космического корабля ("Туманность Андромеды", 1967), хозяин "умных вещей" ("Умные вещи", 1973), кубинский коммунист ("Бронзовая птица", 1974), пират Том Морган ("Остров сокровищ", 1982).
Одной из лучших работ Николая Крюкова в кино стала роль рецидивиста Прохора в фильме "Петровка, 38" (1980). Тогда же он сыграл роль полковника Себастьяна Морана в киноленте "Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона" (1980) – роль, которая запомнилась миллионам любителей кино. Крупными событиями стали роли, сыгранные Н.Н. Крюковым в фильмах "Долгая дорога в дюнах" (1981), "20-е декабря" (1981), "Девушка и Гранд" (1981), "Россия молодая" (1982), "Жизнь Берлиоза" (1982), "Волчья яма" (1983), "Софья Ковалевская" (1985), "Левша" (1986), "Серебряные струны" (1987), "Хлеб – имя существительное" (1988), "Этюды о Врубеле" (1989) и др.
90-е годы
Он много снимался в кино до самого конца своей жизни. В 1990-1992 годах, когда Н.Н. Крюкову было уже за 75 лет, вышло девять фильмов с его участием! Он мог сыграть немецкого генерала и советского полковника, бельгийского барона и кубинского коммуниста, шведского адмирала и ганноверского короля, председателя рыболовецкого совхоза и командира партизанского отряда, следователя и бандита-рецидивиста. Он был удивительно многогранен и убедителен в каждой роли, запоминался даже в эпизодах. И отрицательных и положительных героев он всегда играл на самом высшем уровне.
Популярный советский актер, сыгравший в кино и театре около ста запоминающихся ролей, лишь в самом конце своей жизни был удостоен звания Заслуженный артист России. Произошло это 13 мая 1991 года. Однако, невзирая на отсутствие громких титулов, он был искренне любим зрителями. Неслучайно на скромном надгробии актера выбиты слова “истинно народный”…
Николай Николаевич Крюков умер в Санкт-Петербурге 17 апреля 1993 года и был похоронен на Серафимовском кладбище, рядом с могилами офицеров флота.