В 1956 году окончила Школу-студию МХАТ , стала актрисой Волгоградского театра, затем — Театра им. Ленинского комсомола в Ленинграде.
В 1959 — 1966 годах — актриса Ленинградского Большого драматического театра им. М.Горького;
В 1966-1972, с 1983 — актриса МХАТ СССР им. М.Горького,
В 1972-1983 — актриса театра им. Вл. Маяковского.
С 1986 года — художественный руководитель, директор МХАТ им. М.Горького.
Член союза писателей России.
По итогам опроса журнала "Советский экран" признана лучшей актрисой 1967 года (Надя — "Старшая сестра"), 1968 года (Нюра — "Три тополя" на Плющихе"; Наташа — "Еще раз про любовь"), 1973 года ("Мачеха"). На экране Татьяна Доронина создаёт образы современных женщин, обладающих сильной и широкой натурой. Её исполнение отличают драматизм, яркость и свежесть чувств, непосредственность, эмоциональная насыщенность.
Детство
Татьяна Доронина родилась в рабочей семье в Ленинграде, куда незадолго до ее рождения переехали ее родители. Но вскоре началась война, и семье Дорониных вновь пришлось вернуться в Данилов, небольшой городок Ярославской области. Здесь и прошло военное детство Татьяны. Детство нелегкое, голодное, как и у большинства населения.
В Ленинграде Таня продолжила учебу в школе. Там же и зародилась ее любовь к театру, - девочка с увлечением играла в самодеятельности.
Учеба. Дебют в кино
В 8 классе Татьяна тайно от родителей отправилась в Москву поступать в Школу-студию МХАТ. Девочка произвела на приемную комиссию благоприятное впечатление, и уже могла бы быть зачислена, но тут выяснилось, что у нее еще нет аттестата о среднем образовании. Татьяне пришлось вернуться домой доучиваться.
Спустя два года упорная девушка вновь приехала в Москву и подала заявления во все театральные училища: в ГИТИС, в Щепкинское училище, в Щукинское, в Школу-студию МХАТ. Она всюду сдавала экзамены и всюду была принята! В конце концов, Татьяна выбрала все ту же Школу-студию МХАТ.
Класс Павла Массальского был одним из самых сильных. На одном курсе с Дорониной учились Евстигнеев, Козаков, Басилашвили. Но уже тогда Татьяна выделялась своим талантом. Впоследствии Масальский не раз ставил Доронину в пример остальным студентам. А выдающийся театральный педагог Борис Ильич Вершилов и вовсе боготворил эту замечательную актрису.
В 1955 году состоялся дебют Дорониной в кино. Татьяна сыграла Зою в мелодраме Михаила Колатозова «Первый эшелон». Вместе с Дорониной дебютировали Олег Ефремов и Алексей Кожевников.
Первый брак
На своем курсе Татьяна сразу поразила мужские сердца красотой, но была независима и горда. Однокурсник Виктор Сергачев вспоминает, как на студийном собрании разбирали Доронину за примадонство. «Предлагали ее даже стипендии лишить и дать выговор по комсомольской части».
Сердце красавицы смог покорить обаятельный Олег Басилашвили. По воспоминаниям друзей, в Школе-студии МХАТ Олег Басилашвили считался самым красивым, интеллигентным и талантливым студентом. Их роман был бурным и вскоре завершился свадьбой. «Скромную свадьбу Таня и Олег праздновали в его квартире, - вспоминает педагог Иван Тарханов. - Свадебного платья и обмена кольцами не было. Шел 55-й год, а они были комсомольцами!»
БДТ
По окончании в 1956 году Школы-студии Татьяну Доронину пригласили сразу в несколько театров. А вот Басилашвили, тогда еще никак не проявившего себя актера, брал лишь Сталинградский драматический театр. И Доронина, как примерная жена, укатила из столицы вслед за супругом. Однако прожили они там недолго. Не было ролей, не было перспектив. Режиссер драмтеатра отпустил молодых актеров, и они поехали в Питер на родину Татьяны Дорониной.
Сначала супруги устроились в Театр имени Ленинского комсомола и несколько месяцев жили в грим-уборной театра. Но спустя три года - в 1959 году – самобытный талант Дорониной был замечен художественным руководителем ленинградского БДТ Георгием Товстоноговым, который и пригласил ее в свой театр. Татьяна Васильевна поставила условие - зачислить в труппу и ее мужа и дать ему роль в первой же постановке БДТ. Товстоногов согласился. Диктовать свою волю она умела уже тогда.
Одной из первых ролей Дорониной была Надежда Монахова в спектакле «Варвары». Вспоминает Виталий Вульф: «Отчетливо помню первые гастроли БДТ в Москве. Доронинская Надежда жила в вымышленном мире… Аскетизм выразительных средств усиливал содержательность внутренней жизни. В ее медлительности была энергия, в нелепости - что-то пугающее и дремучее… Голос и манера завораживали. Зал устроил ей овацию, длившуюся более получаса». После «Варваров» к Татьяне Дорониной пришла слава. В театре ей стали давать исключительно главные роли. Публика просто ломилась на спектакли с ее участием…
Развод. Второй брак
Доронина и Басилашвили разошлись в 1963 году. «Таня была простой девочкой из рабочей семьи, мало знающей, но безумно любящей театр, у нее был мягкий характер и очень большой талант. К сожалению, Танин характер постепенно стал меняться; под влиянием театра в том числе. Наш брак длился 8 лет», - рассказывает Олег Басилашвили. Он отмечает, что его поразила совсем не красота Дорониной: «Нас объединяло что-то другое, более глубокое... Когда мы разошлись, я вдруг понял, что освободился от этого гнета. Я очень благодарен Татьяне Васильевне, что она была инициатором развода».
Вторым мужем Дорониной стал театральный критик Анатолий Юфит. Однажды он пришел в театр и был сражен ее красотой. Юфит был старше нее почти на 10 лет (сегодня его нет в живых). Он заведовал кафедрой истории русского театра в Ленинградском театральном институте. Его обожали студентки и сотрудницы за остроумие, веселость, импозантность.
Кино. 60-е годы
Как уже говорилось, дебютировала Татьяна Доронина в кино еще в середине 50-х. Однако затем она практически не снималась. Вновь появляться на экране она начала лишь в начале 60-х. К тому времени она была уже известной театральной актрисой.
В кино она сыграла не так много ролей, но среди них не было «проходных», почти всегда удачные. Так в мелодраме Георгия Натансона «Старшая сестра» (1966) она сыграла Надю – девушку, которая отказывается от своей мечты стать актрисой. Но пройдут годы, - и она придет в театр… Великолепный ансамбль актеров – Доронина, Жаров, Тенякова, Соломин, Куравлев – создали прекрасный фильм, полюбившийся зрителям.
А на следующий год Доронину ждал еще больший успех. Она была приглашена Татьяной Лиозновой на главную роль в мелодраму «Три тополя» на Плющихе». Эта картина, по сути, - фильм-дуэт. Лиознова свела двух очень разных актеров - Татьяну Доронину и Олега Ефремова. Как признается в своей книге «Дневник актрисы» Татьяна Доронина, в роли Надежды она воплотила образ своей мамы, «ее манеру говорить, петь, ее открытость, доверчивость и самоотрешенность».
Фильмы «Старшая сестра» и «Три тополя» на Плющихе» вошли в золотой фонд отечественного кино, а Доронина два года подряд (1967 и 1968) называлась лучшей актрисой страны по итогам опроса журнала «Советский экран».
Третий брак
В 1966 году Татьяна Доронина покинула БДТ и перебралась в Москву – в Московский Художественный театр им. М.Горького. Однако работа в МХАТе не принесла ей удовлетворения. Спустя три десятилетия актриса признается: «Уход из БДТ- это моя ошибка. Нельзя было предавать режиссера, который выстраивал на меня репертуар».
Кстати, в Москву Доронина уехала уже с третьим мужем – драматургом Эдвардом Радзинским. Это случилось после ссоры Дорониной с Юфитом, когда тот не встретил ее с гастролей. В то время Радзинский приехал в Ленинград в БДТ на репетицию своей пьесы (и отчасти ради Дорониной, в которую был влюблен). Молодой талантливый драматург покорил сердце примадонны. Впоследствии он написал жене множество пьес, причем страницы про любовь рождались и после их развода. Несмотря на развод и свой сложный характер, ставший в театральном мире чуть ли не притчей во языцех, Доронина и сегодня сохраняет добрые отношения с бывшим супругом. «Ее характер, - говорит Радзинский, - это несчастное продолжение таланта. Каждый день, кроме воскресенья, уходила в театр. Утром - репетиции, вечером – спектакли, спала в гримуборной. Когда в театре были выходные, Таня ехала на студию на съемки».
«Еще раз про любовь»
Со своим будущим четвертым мужем, актером Борисом Химичевым, Доронина познакомилась на пробах к фильму Георгия Натансона «Еще раз про любовь» (1968), который снимался, между прочим, по пьесе того же Эдварда Радзинского. Картина ставилась непосредственно под Доронину, которой предстояло сыграть главную роль – бортпроводницу Наташу. Химичева пригласили попробоваться на главную мужскую роль. В гримёрной Доронина приняла его снисходительно-небрежно, менторски, оценивающе...
Химичев вспылил и от проб отказался. Кстати, на роль главного героя пробовался и Владимир Высоцкий. Но режиссер все же предпочел Александра Лазарева.
Театр Маяковского
Не найдя счастья во МХАТе, Доронина в 1977 году перешла в театр имени Вл. Маяковского. В то время театр возглавил Андрей Гончаров, который сильно обновил коллектив: пришли Джигарханян, Леонов, Гундарева. Отношение к Дорониной в Театре Маяковского первоначально было настороженно-почтительное. И конечно – зависть других актрис… Надо сказать, такое отношение для актрисы было не внове. Интриги вокруг нее плелись и в прежних театрах. Такова уж участь всех талантов. Свою состоятельность надо было доказывать работой, и делала она это блестяще. Актриса поразила строгих ценителей своей Аркадиной в «Чайке», Мэгги в «Кошке на раскаленной крыше» Уильямса и ролями двух королев в спектакле «Королева, виват!» Роберта Болта.
Четвертый брак
В Театре им. Маяковского Доронина вновь встретилась с Борисом Химичевым. Как признается актер, они оба сделали вид, что той первой встречи (на пробах к фильму «Еще раз про любовь» не было). В театре Химичев и Доронина оказались в одинаковом положении. В то время Химичев вернулся в труппу после недолгой работы в Театре Советской Армии, и его возвращения тоже не особо ждали. Это, а также то, что актеры не входили ни в какие внутритеатральные группировки, невольно их сближало.
Вдобавок судьба свела Химичева и Доронину, сделав их любовниками в спектакле «Да здравствует королева. Виват!».
После гастролей театра в Новосибирске, Доронина и Химичев оформили официально свои отношения. «В 73-м было нам обоим по сорок лет, у каждого за плечами определенный семейный опыт, потому шумную "комсомольскую свадьбу" устраивать не стали. Просто пошли в районный загс и довольно буднично расписались… Застолье было скромным, в роли посаженного отца, естественно, выступил Андрей Александрович Гончаров... Свадебной поездкой стал проведенный вдвоем отпуск на Рижском взморье», - вспоминает Борис Химичев.
Кино. 70-е годы
В 70-е годы Татьяна Доронина снималась в кино уже реже. Среди ее работ тех лет – главные роли в мелодраме Олега Бондарева «Мачеха», лирической драме Цуцульковского «Обещание счастья», приключенческом фильме Виталия Кольцова «На ясный огонь» (единственная картина, где Доронина снялась вместе с Борисом Химичевым) и других. Повзрослели и героини Дорониной. Теперь это - сильные и властные женщины, с широкой неугомонной натурой. Они всегда хозяйки своей, часто драматической, судьбы, которую актриса проживает на экране с предельной эмоциональной наполненностью.
Пятый брак
Брак с Борисом Химичевым, как и все предыдущие, оказался недолговечным. «Я был под прессингом уже состоявшейся личности, - признается Борис Петрович. - В наших отношениях доминировала она. Меня это держало в напряжении. Скорее всего, я был не в состоянии обеспечить ей ни душевный комфорт, ни профессиональный масштаб».
Пятым мужем Дорониной стал Роберт Тохненко, работавший в Главке нефтепромышленности и в ЦК комсомола. С ним Татьяна Васильевна познакомилась в садоводческом товариществе «Актер». Здесь Тохненко купил участок, а Доронина стала председателем. Роберт Дмитриевич рассказывает, что, когда увидел блистательную Доронину в простеньком ситцевом платье, плотно облегающем фигуру, он ее просто... возжелал. А потом они вместе вели дачные дела и сами не заметили, как стали друг в друге нуждаться. Все 10 лет супружества Тохненко жил для Дорониной, забросив свою карьеру. Но она не замечала его жертвенности, и их отношения постепенно пошли на спад.
Удивительно, но со всеми своими бывшими мужьями Доронина продолжает сохранять добрые отношения. В свою очередь все они с огромным восторгом вспоминают ее и как актрису и как женщину.
Снова во МХАТе. Конфликт
В 1983 году Доронина ненадолго вернулась во МХАТ к Олегу Ефремову. И вновь нашлись противники принятия актрисы. Все понимали, что в театр приходит самая большая актриса страны. Что, разумеется, не вызывало энтузиазма у женской половины Художественного театра. Однако тайным голосованием с перевесом всего в три голоса (17 - «за», 14 - «против») Доронина была принята в труппу.
К сожалению несколько лет спустя, Доронина оказалась втянута в конфликт. В 1987 году произошло разделение театра, в результате которого Татьяна Васильевна стала художественным руководителем МХАТа имени Горького на Тверском бульваре, а Олег Николаевич остался руководить МХАТом имени Чехова. Сама актриса признается, что была противницей разделения, но иначе быть не могло… Случилось так, как случилось. Горевать бессмысленно. Только и радоваться нечему. Ни расколу МХАТа, ни распаду СССР, ни тому, что Татьяна Доронина освоила органически не свойственные ей функции худрука и постановщика. У нас была великая актриса. Была и закончилась. Как будто ушла на фронт и пропала без вести.
Сегодня Татьяна Васильевна по-прежнему руководит «горьковским» МХАТом. Режиссирует, играет на сцене. Вопреки созданному в прессе образу Дорониной как скандальной и резкой особы, близкие ей люди рисуют совсем другой портрет Татьяны Васильевны: «Женственная, ранимая, беззащитная. Напускает на себя властность и агрессивность для того, чтобы отстоять свое имя Актрисы, свои несовременные взгляды на искусство». Она не снимается в кино уже более 30 лет. Но перед служебным входом Художественного театра им. Горького ее неизменно ждут поклонники, средний возраст которых, как правило, далеко за сорок.