Родилась 23 февраля 1915 в Новочеркасске.
В 1937 году окончила Ленинградский институт сценических искусств (мастерская С.А.Герасимова).
С 1936 г. – актриса Театра имени Ленсовета,
в 1940 – 1941 гг. – актриса театра Балтфлота.
После войны переехала в Москву.
С 1945 г. – актриса Театра-студии киноактёра в Москве.
С 1946 г. – актриса киностудии имени М.Горького.
В кино — с 1934 года. Первую большую роль — Моти Котенковой сыграла в фильме Сергея Герасимова «Комсомольск». Выдающаяся русская актриса, воплотившая на экране народный женский характер в фильмах "Дом, в котором я живу", "Прощайте, голуби!", "Баллада о солдате", "Три тополя на Плющихе".
Детство. Начало
Валентина Телегина родилась в городе Новочеркасске. Там она пошла в школу-девятилетку, совмещая учебу с занятиями в художественной самодеятельности. По окончании школы Телегина поехала в Ленинград, где поступила на актерский факультет института сценических искусств.
Валентина Телегина приехала в Ленинград самостоятельной, упрямой, резковатой девчонкой из донской станицы. Она была убеждена, что обязательно станет актрисой. Коренастая и бойкая, она была принята сразу на второй курс Института сценического искусства, но по вечерам бегала во ВГИК, на занятия к молодому Сергею Герасимову. Режиссёр приметил Телегину и позже снял её в своих картинах "Комсомольск" и "Учитель". А впоследствии свои лучшие кинороли актриса сыграла у его учеников – Кулиджанова, Сегеля, Лиозновой.
Телегина не училась непосредственно у С. Герасимова на его курсе. Ее приняли в творческую мастерскую Л. Вивьена сразу на второй курс. В выпускных спектаклях она играла Феодосью в "Последних" Горького и охотницу в "Далеком" Афиногенова. Но еще в институте Телегина сыграла небольшую роль в ранней картине Герасимова "Люблю ли тебя". Эпизод был небольшой, однако Герасимов запомнил молодую актрису и сохранил для нее роль Моти в фильме "Комсомольск", где большинство ролей играли молодые воспитанники режиссера.
Ей предстоял выбор - остаться в театре или целиком посвятить себя кино. Сложность выбора усугубилась и тем, что Телегина была связана студенческой практикой с театром Балтфлота и с много сделавшим для ее творческого роста руководителем этого театра А. Пергаментом. Театр Балтфлота и морская среда были ей по душе. Но когда возникла необходимость выбора, Телегина избрала кино.
Перед началом Великой Отечественной Войны Валентина Петровна один год отработала в театре Краснознаменного Балтийского Флота, а в первые месяцы Войны выступала в актерской бригаде, которая давала концерты в воинских частях, на кораблях и госпиталях.
В 1942 году Телегина была командирована в Алма-Ату, на Центральную объединенную киностудию, а в 1943 году с киноконцертной бригадой она выехала в Москву, выступая в воинских частях нашей армии. По окончании Войны в 1945 году Телегина вошла в штат киностудии «Союздетфильм», переименованную затем в Центральную киностудию имени Горького.
Театр. Фронт
Валентина Телегина начинала свой творческий путь в театре. 22 июня 1941 г., прервав отпуск, она прилетела в Таллин, где тогда находился Театр Балтфлота, в котором она работала. В городе уже рвались бомбы. А через 2 часа после приезда Телегина уже ехала с бригадой артистов на Моонзундские острова, на фронт. В перерывах между боями давали солдатам концерты, в свободное время готовили им еду и ухаживали за ранеными. Когда настала пора эвакуироваться на Большую землю, Телегина отказалась от своего места в самолёте ради раненого бойца. С острова Сааремаа она уходила с последней партией оставшихся в живых. Этот короткий отрезок в жизни Валентины Петровны наложил отпечаток на всю её дальнейшую дорогу, укрепив максимализм актрисы, её строгость к людям, вплоть до категоричных суждений.
Кино
Еще во время учебы она впервые снялась в кино в эпизодической роли у своего учителя Сергея Герасимова в фильме «Люблю ли тебя?», а сразу после окончания института в 1937 году тот же Герасимов пригласил Телегину на роль Моти Котенковой в свой фильм «Комсомольск», в котором сразу же определилось будущее амплуа актрисы.
Начиная с 1937 года Валентина Телегина снялась в нескольких десятках фильмов, создав целый ряд незабываемых образов. Помимо выше упомянутых ролей лучшими работами актрисы так же являются Прасковья Телегина («Член правительства»), Степанида Лаутина («Учитель»), Христофоровна («Кубанские казаки»), Марковна («Земля и люди»), шофер («Баллада о солдате»), Степанида («Ссора в Лукашах»), Федосья Ивановна («Три тополя на Плющихе»), тетя Поля («День и вся жизнь»), Марья Ивановна («Телеграмма»).
Валентина Телегина не стала звездой экрана – не та внешность, не тот круг ролей. Но зрители приняли и запомнили её, часто принимая "за свою": доярку, стрелочницу, боцманшу, чудом прорвавшуюся в кино. Естественность, удивительная простота, достоверность – основные краски Телегиной, которые и помогли ей создать образ мудрой русской женщины, своенравной и откровенной, порой, до резкости.
В сценарии фильма "Баллада о солдате" у героини Телегиной был довольно большой монолог, в несколько страниц. Она играла женщину-шофёра, немолодую, чудовищно уставшую, засыпающую за рулём. Актриса наотрез отказалась от текста, оставив одну-единственную фразу. Она почувствовала, что так лучше – и сила её личности заменила слова.
После роли Клавдии Давыдовой в фильме "Дом, в котором я живу" Телегиной стали писать роли. Она сыграла позднюю любовь в картине "Прощайте, голуби!" и после долгих уговоров рискнула предстать на экране в образе злобной сплетницы-самогонщицы в фильме "Дело было в Пенькове". Но отрицательные роли были ей чужды, слишком ненавидела она любые проявления низости и несправедливости.
Среди более 40 ролей, сыгранных актрисой, многие объединены одной темой - женщина-мать. Потому-то Валентина Петровна и говорит об одной основной своей роли, имея в виду часто играемый образ матери неисчерпаемый в своей многогранности.
Ушла из жизни 4 октября 1979 года, похоронена в Москве на Митинском кладбище.
Последние годы
В последние годы Телегина часто болела и в кино снималась всё реже и реже. Одна из последних её ролей - Матрёна в телефильме "Голубка" (1978). Киновед Эльга Лындина вспоминает: "Мы встретились, когда она была очень больна. Тяжёлое, хриплое дыхание, отёчные ноги, сердце сдавало с каждым днём... А ей, неуёмной, энергичной, нетерпеливой, хотелось работать. Иногда что-то получалось, она молодела, собиралась, блестели глаза, в голосе звенели весёлые нотки. Хотя случалось так всё реже и реже. Не только потому, что уходили годы. В кинематографе старость обычно особенно трудна, в силу вступает жестокий закон невостребованности, замешанный к тому же на нашем циничном равнодушии. Нечто подобное происходило и в жизни Валентины Петровны..."