Но когда "Кнопке" подошло время идти учиться на актрису, началась война. Вместо учебы отправилась Ляля в эвакуацию в Челябинск. Она отрабатывала 14-часовые смены на тракторном заводе, выпускавшем теперь танки. Поначалу в инструментальном цехе, затем - в конструкторском бюро чертежницей. А в часы отдыха бегала "Кнопка" на спектакли Малого театра, тоже эвакуированного из Москвы...
Когда война заканчивалась, Ляля уже училась во ВГИКе у Сергея Аполлинариевича Герасимова. А в 1948 году вышла картина "Молодая гвардия", в которой ученики Герасимова играли почти все главные роли. В роли Вали Борц, члена подпольной молодежной организации "Молодая гвардия", снималась она, Ляля, Людмила Шагалова. Сказать, что этот фильм имел успех, не сказать ничего. Молодых актеров отождествляли с их героями. Могло ли быть иначе тогда, в 48-м, когда еще свежа была горечь утраты, когда в Краснодоне съемочной группе не пришлось воздвигать декораций - все было еще в развалинах, когда в сохранности был тот шурф на шахте, в который сбросили молодогвардейцев во время казни... Разве могли не обожать, не боготворить их, молодых актеров, которым было столько же, сколько и их героям, совершившим свой бессмертный подвиг. Сама актриса вспоминала, как автомобиль с ней и Инной Макаровой, игравшей Любку Шевцову, в городе Иванове, где они представляли картину, восторженные зрители подхватили и пронесли по улицам... Все главные участники картины были удостоены высшей награды страны - Сталинской премии... Удивительно, но когда 25-летняя Люда Шагалова получала эту премию, ее отец сидел в лагере (он был репрессирован после войны), "Молодую гвардию" он посмотрел там... Говорят, премия дочери облегчила его участь - его перевели на менее тяжелую работу...
В 50-е годы картин на советские экраны выходило невероятно мало, и актриса радовалась каждому предложению. Роли попадались и интересные, и не очень, маленькие и большие. Многое приходилось додумывать, чтобы героини полюбились, запомнились зрителю.
Но зритель, действительно, любил и помнил ее героинь. Помнил ее "девушку с характером" Катюшу Синцову из "Верных друзей" (1954), с кирпичом в портфеле приезжающую в столицу к важному начальнику-архитектору, чтобы наглядно доказать недостатки начальственного проекта, а затем бесстрашно мчащуюся верхом на лошади наперерез летящему к обрыву заводскому табуну... Или еще одну ее "девушку с характером" - Людмилу Иркутову, героиню "Дела N 306" (1956), кажется, только тем и занимающуюся, что гонками на отцовском автомобиле по дачным проселкам, но все же проявившую свой характер, чтобы помочь сотрудникам милиции...
Ну а в 60-е одной из самых интересных ролей, сыгранных Людмилой Александровной, стала роль Павлы Петровны Бальзаминовой или, попросту маменьки, в "Женитьбе Бальзаминова" (1965), поставленной по произведениям Островского. Поначалу актриса не верила, что справится с этой нелепой, несчастной героиней. Еще бы, ей было-то всего чуть больше сорока, она - молодая, красивая женщина, а играть надо старуху с лицом как печеное яблоко, в смешных салопе и чепце и с вечной заботой в глазах - женить любимого, единственного великовозрастного сыночка-недотепу на богатой невесте. Но до чего ж чудесная вышла пара - маменька и сынок Бальзаминовы (Людмила Шагалова и Георгий Вицин)! Помните, как они прогуливаются по вечернему городку, и заботливая маменька обучает любимого Мишеньку нескольким иностранным словечкам, которыми он сможет "блеснуть" при беседе в богатом доме?.. По сей день Людмила Александровна гордится этой своей работой.
Бальзаминова была не единственной ролью актрисы, сыгранной из любимой ею классики. Она сыграла Надежду Федоровну в чеховской "Дуэли" (1961), Зяблову в "Дядюшкином сне" (1967), поставленном по Достоевскому, Хионию Алексеевну в "Приваловских миллионах" (1973), экранизации произведения Мамина-Сибиряка... А еще Людмила Александровна часто появлялась в фильмах-сказках. Кто-то видел ее в "Сказке о потерянном времени" (1964) или в "Ледяной внучке" (1980), кто-то припомнит в телевизионной "Пеппи Длинныйчулок" (1984). Ну а кому-то, возможно, она больше полюбилась в роли строгой, но справедливой заведующей детсадом Марины Борисовны из милой комедии для детей и взрослых "Усатый нянь" (1978)...
Однажды, отметив свой очередной юбилей, Людмила Александровна рассталась с кино навсегда. Хотя, бывает, звонят и что-то предлагают. Но она отвечает отказом. В одном из интервью актриса призналась, что не ездит даже на юбилеи своих картин. Она отказалась и от участия в передачах Леонида Филатова "Чтобы помнили", посвященных ее друзьям и коллегам Екатерине Савиновой и Сергею Гурзо. Многих ее друзей сегодня уже нет в живых, но Людмила Александровна не любит оборачиваться назад. "Никогда нельзя жить прошлым!" - говорит она.
Ее муж - известный кинооператор Вячеслав Шумский, работавший на картинах "Дом, в котором я живу", "А зори здесь тихие" и многих других. Людмила Александровна познакомилась с ним еще во ВГИКе, и вместе они уже более 50 лет. Их сын тоже связал свою судьбу с кинематографом.
Людмила Александровна - человек постоянный в своих пристрастиях и еще она - оптимистка. Она не жалуется на время, не ворчит на молодых, любит ярко одеваться, обожает внуков, и ей очень нравится музыка "Битлз". Все в ее жизни замечательно. Ну а кино, кино в прошлом, там, куда она не любит оборачиваться...
Людмила Александровна ушла из жизни 13 марта 2012 года.