Родители
Геннадий Шпаликов родился 6 сентября 1937 года в небольшом карельском городе Сегежа. Его отца? военного инженера перевели в Карелию для участия в строительстве Сегежского целлюлозно-бумажного комбината. В 1939 году после сдачи объекта Федор Шпаликов получил новое назначение и увез семью в Москву. Геннадий Шпаликов на свою историческую родину никогда не возвращался.
Военное детство
В 1941 году, в самом начале войны семью Федора Шпаликова вместе с академией им. Куйбышева, где военный инженер в то время служил, эвакуируют в город Фрунзе. Отец Шпаликова уходит на фронт и 28 января 1944 года в Польше погибает. Зимой 1945 года семья Шпаликовых возвращается в столицу. В том же 1945-ом Гена пошел в школу, а через два года военкомат города Москвы направил сына погибшего офицера в Киевское суворовское военное училище.
Учась в суворовском училище, Гена начинает писать стихи и рассказы, редактировать молодежную газету, а также регулярно вести дневник. Привычку эту, к слову, Шпаликов сохранит на всю жизнь. В том же 1955 году первое стихотворение Шпаликова появляется в центральной печати. Голова у молодого человека не закружилась, он напишет:
Не смотри на будущее хмуро,
Горестно качая головой...
Я сегодня стал литературой
Самой средней, очень рядовой.
Пусть моя строка другой заслонится,
Но благодарю судьбу свою
Я за право творческой бессонницы
И за счастье рядовых в строю.
В июле 1955 года окончил Киевское суворовское военное училище.
Конец карьеры военного
Продолжить военную карьеру было не суждено. В 1956 году приказом начальника военного командного училища, младший сержант Шпаликов был назначен на должность командира отделения. Крест на военной карьере Шпаликова поставила травма колена, полученная в ходе батальонных учений. Медицинская комиссия признала юношу негодным для дальнейшей воинской службы. Шпаликов возвращается в Москву и с легкостью поступает во ВГИК.
Учёба во ВГИКе
С 1956 по 1961 год учится во ВГИКе на сценарном факультете.
В институте кинематографии Шпаликов быстро становится звездой. Его знали все студенты, он был чрезвычайно общителен, блистал талантами, умел ладить с людьми, умел дружить, с ним было безумно интересно. В новой для себя среде он чувствовал себя вполне комфортно. Его вольнолюбивой натуре всегда были не по душе многочисленные рамки и ограничения военного училища.
Несмотря на богемный образ жизни с веселыми студенческими посиделками, Геннадий Шпаликов много работает. Он вообще был чрезвычайно работоспособным человеком и кроме того имел счастливый дар писать быстро и легко. Нередко, когда после очередной вечеринки все прочие ее участники заваливались спать, Шпаликов садился за стол и ухитрялся за ночь написать десяток страниц нового сценария.
Первая жена
В 1959 году Геннадий Шпаликов женится на Наталье Рязанцевой, учившейся на том же сценарном факультете ВГИКа. По словам современников на них было очень приятно смотреть, они были красивой, талантливой и многообещающей парой.
Сценарист
Первая крупная сценарная работа Шпаликова — снятый Марленом Хуциевым кинофильм «Застава Ильича». Фильм подвергся жестокой цензуре; из него был исключён ряд сцен. В ходе разбора фильма, пришедшегося на день рождения дочери, Шпаликов выступил с резкой критикой цензурных ограничений. В 1965 году фильм всё же вышел на экраны в сокращённом варианте и был подвергнут обструкции со стороны кинокритиков — создателей обвиняли в подражательстве, поверхностности и проч.
В 1962 году выступил сценаристом для режиссёра Георгия Данелия, приступавшего к съёмкам фильма «Я шагаю по Москве». Этому фильму также пришлось пробиваться к зрителю через утверждения в многочисленных инстанциях, вносивших свои замечания и исправления. Тем не менее, картина была хорошо принята зрителями. Популярной стала песня из финала фильма со словами: «А я иду, шагаю по Москве…» (по свидетельству очевидцев, написанная Шпаликовым прямо на съёмочной площадке).
Второй брак
В это время от Шпаликова, во многом из-за его пристрастия к алкоголю, ушла жена — Наталья Рязанцева. Второй женой Шпаликова стала молодая, но уже популярная (сыгравшая главную роль в фильме Льва Кулиджанова «Когда деревья были большими») актриса Инна Гулая. Новая семья и рождение дочери Даши на некоторое время помогли Шпаликову воздерживаться от пагубной привычки.
Режиссёр
В 1966 году на экраны страны вышел фильм «Долгая счастливая жизнь» — как оказалось впоследствии, единственная режиссёрская работа Шпаликова. Главные роли в фильме исполнили Инна Гулая и Кирилл Лавров. По отзывам, заключительной сценой картины был потрясён Микеланджело Антониони (поэт «отчуждения и некоммуникабельности»), увидевший в ней понятное и лаконичное выражение «некоммуникабельности чувств». На Международном фестивале авторского кино в Бергамо фильм получил главный приз. В СССР картина прошла малозамеченной.
В том же 1966 году вышел в прокат фильм «Я родом из детства» (режиссёр Виктор Туров, автор сценария Геннадий Шпаликов), считающийся белорусскими критиками лучшей картиной, созданной за всю историю белорусского кино.
Невостребованность
Затем у Шпаликова начался период творческой невостребованности. Из многочисленных его сценариев, написанных до начала 1970-х годов, оказались экранизированными лишь два мультипликационных фильма — «Жил-был Козявин» (1966) и «Стеклянная гармоника» (1968). Семья Шпаликовых существовала на зарплату, которую Инна Гулая получала в Театре-студии киноактёра. Тем не менее, Шпаликов помогал деньгами своему другу Виктору Некрасову, которого в конце 1960-х годов перестали печатать.
На фоне таких жизненных проблем вновь проявилась склонность Шпаликова к алкоголю (причём, по свидетельству друзей, писатель мог запросто работать пьяным, и потому уже даже не пытался перестать употреблять алкоголь). Литературоведы также отмечают высокий уровень его произведений в 1970-е годы: в них звучит яркая индивидуальная тема хороших, но невыносимых друг для друга людей. Сам Шпаликов ушёл из дома, перебивался временным жильём у друзей и знакомых.
В 1971 году вышел снятый Ларисой Шепитько фильм «Ты и я», в сценарии которого Шпаликов подвёл черту под шестидесятничеством, констатируя крах прежних иллюзий этого поколения. Фильм был отмечен наградой молодёжной программы на Венецианском кинофестивале, но стал худшим по посещаемости в СССР. В 1971 году также неудачным оказался фильм Сергея Урусевского «Пой песню, поэт» по шпаликовскому сценарию. Председатель Госкино Ф. Т. Ермаш назначил картине тираж 16 копий, что сделало чрезвычайно низким гонорар сценариста Шпаликова, надеявшегося расплатиться с долгами за счёт потиражных выплат.
В последние годы жизни Геннадий Шпаликов работал над романом, завершить который не успел, хотя по дошедшим фрагментам можно ощутить масштабность авторского замысла.
Трагический исход
В письмах и дневниках Шпаликова начала семидесятых годов везде присутствует тема подведения итогов «...Успел я мало. Думал иной раз хорошо, но думать — не исполнить. Я мог сделать больше, чем успел. Не в назидание и не в оправдание это пишу — пишу лишь, отмечая истину. У меня не было настоящего честолюбия... У меня не было многого, что составляет гения или просто личность, которая как-то устраивает (в конце концов) современников или потомков. Пишу об этом совершенно всерьез, потому что твердо знаю, что при определенных обстоятельствах мог бы сделать немало. Обстоятельства эти я не знаю, смутно догадываюсь о них, никого не виню... Но то, что у меня, в конце концов, сложилось, глубоко меня не устраивает и очень давно уже».
1 ноября 1974 года в возрасте 37 лет Геннадий Шпаликов поднялся на второй этаж одной из дач в писательском поселке Переделкино и повесился на собственном шарфе. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.
Песни на стихи Шпаликова звучат в фильмах "Коллеги"(1962), "Я
шагаю по Москве" (1963), "Пока фронт в обороне" (1964),
"Рабочий посёлок" (1965), "Кто придумал колесо" (1966),
"Мальчик и девочка" (1966), "В тринадцатом часу ночи" (1969),
"Ждём тебя, парень" (1972), "Трясина" (1977), "В день
праздника" (1978), "Культпоход в театр" (1982), "Слёзы капали"
(1982), "Военно-полевой роман" (1983), "Гений" (1991).
О жизни и творчестве Геннадия рассказывается в рамках главы 1 цикла "Чтобы помнили" Леонида Филатова, посвященной памяти его супруги Инны Гулая.