Как в двух-трех фразах обрисовать его уникальное творчество, разъяснить его роль для отечественного анимационного кино? Да и кто он вообще, Эдуард Назаров? Художник, способный скупыми штрихами карандаша творить законченный человечий (и животный) нрав? Сценарист, писавший только для себя и которого вряд ли смог бы экранизировать кто-либо прочий? Режиссер, придумавший единый мир героев, безмерно обожаемых несколькими поколениями?
Он снял всего несколько фильмов, из них два - короткометражные, единственный - без малого незнаемый, два - уморительно смешные и ещё два - гениальные. Можно снять десятки картин и более того не подступить к той планке, которую задал для себя, а вслед за тем и победно взял Назаров.
А как обрисовать его общественное занятие? В течение одиннадцати лет Эдуард Назаров - вице-президент АСИФА - пытался соорудить из этой международной организации профессиональный клуб, «третейского судью» в бесконечных спорах между творцами и продюсерами. И если родилась ассоциация в 1961 году как мостик над «железным занавесом», если у ее истоков стояли лучшие мастера анимации, любившие друг друга, как члены одной семьи, то со временем дело АСИФА обюрократилось и измельчало. Кроме того, с появлением Интернета отпала надобность в личных встречах. Романтические идеи рухнули, надежды не оправдались. С уходом Назарова из официальных языков АСИФА спешно вычеркнули русский.
Почти пятнадцать лет Эдуард Назаров - президент первого в стране и одного из лучших в мире международных фестивалей мультипликации - «Крок». Он - и символ фестиваля, и мудрость фестиваля, и хохот фестиваля. Когда Назаров ведет ночной карнавал, участники и зрители лежат вповалку от хохота, причем смеются не столь над костюмами, сколь над его шутками. Если на торжественной церемонии открытия куда-то исчезает переводчик, президенту ничего не стоит примерить этот образ на себя. Свой почетный пост Эдуард Васильевич делит с украинским коллегой и другом Давидом Черкасским, потому как «Крок» - порождение кинематографистов двух стран.
Эдуард Назаров - педагог. Даже если бы он не был режиссером, его имя вошло бы в историю кино благодаря ученикам. Александр Петров, Михаил Тумеля, Михаил Алдашин, Алексей Харитиди, Алексей Демин, Александр Бубнов, Зоя Трофимова, Ринат Газизов, Андрей Соколов, Дмитрий Геллер, Степан Бирюков… Эти имена нынче составляют авангард отечественной анимации. Кому они незнакомы, перечислю мизерное количество их достижений - «Оскар», "золото" в Каннах, Госпремия России, «Ника», «Золотой орел», Гран-при лучших кинофестивалей планеты. Но дело не в призах - их у самого Учителя предостаточно.
Мастерскую Хитрука-Назарова называли знаменем Высших режиссерских курсов, на занятия к этим мастерам ходили с особым рвением, потому что - по словам студентов - это было очень любопытно. Ведь от любимых педагогов всегда позволительно было услыхать в свой адрес правдивые вещи. Правда, Эдуард Васильевич не любит толковать длительно и прекрасно. Когда запрещено пособить карандашом, он может ввернуть красивую фразу: «Главное, не ЧТО, а КАК. ЧТО - это вечно одно и то же: влюбленность, ненависть, мучение, отрада. А вот КАК - это уже будет зависеть от логики движения душ твоих персонажей…» Назаров ни при каких обстоятельствах не давит и не тянет за уши, он умело направляет. А это - уже дар.
«Кино для себя - это безумие, - не устает повторять Эдуард Васильевич. - Для себя рисуйте лучше картины или общайтесь посредством компьютера. А делая кино, вы должны размышлять о том, чтобы зритель на вашем фильме не заснул…»