Родители и родственники
Родился в 1951 году в Москве. «Намин» — псевдоним в честь его матери — Нами Артемьевны Микоян, музыковеда и писательницы. Окончила консерваторию и аспирантуру по классу фортепиано и теории музыки, автор многих публикаций, автор книги воспоминаний «Своими глазами». Всё раннее детство Стас провёл с родителями в военных гарнизонах: поселок Россь в Белоруссии, селение Алакуртти в Мурманской области, городок Рехлин в Восточной Германии. Отец — участник Великой Отечественной войны, генерал-лейтенант, заслуженный военный лётчик СССР. Образование — лётная школа, академия им. Жуковского, академия Генштаба. Дед Стаса Намина, Анастас Иванович Микоян, был известным политическим деятелем, членом Политбюро ЦК КПСС (1935—66), в 1960-е годы — Председатель Президиума Верховного Совета СССР; брат деда, Артем Иванович Микоян, создатель и главный конструктор военных самолетов МИГ.
Мать с детства приобщала сына к музыке. В доме бывали Д. Шостакович, А. Хачатурян, М. Ростропович, Л. Коган, А. Шнитке, Г. Канчели и другие известные музыканты и деятели искусства. Первым учителем музыки Стаса был композитор Арно Бабаджанян, который учил мальчика игре на фортепиано и гармонии.
В 1957 году шестилетний Стас поступил в московскую среднюю школу № 74, а в 1961 году, продолжая военную традицию семьи, стал курсантом Московского Суворовского военного училища, где проучился семь лет.
Музыка
Рано познакомившись с рок-музыкой, ещё в 1964 году, в Суворовском училище — Стас Намин создаёт свою первую группу «Чародеи», затем, в 1967 году, со своим братом Александром и друзьями по двору — группу «Политбюро».
После окончания Суворовского училища в 1969 поступает в Московский государственный институт иностранных языков имени Мориса Тореза, на переводческий факультет (английский, итальянский), где становится лидером студенческой рок-группы «БЛИКИ». Проучившись два года, переводится на романо-германское отделение филологического факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова.
Ещё в середине 1960-х годов музыкальными кумирами Намина были The Beatles, The Rolling Stones, Джими Хендрикс, Led Zeppelin и др. Увлечённый движением хиппи «Дети цветов» и под впечатлением легендарного рок-фестиваля Вудсток, он создаёт и называет свою новую группу «Цветы».
ВИА "Цветы"
С 1969 по 1973 годы студенческий ансамбль «Цветы» становится популярным в Москве и выпускает пластинку на фирме «Мелодия». Из-за своего не похожего на советскую эстраду стиля группа попадает под полный запрет центральных советских СМИ, и ей удается выпускать лишь редкие компромиссные записи, которые, несмотря на жесткую цензуру, впервые вносят элемент рок-музыки в массовую музыкальную культуру страны.
В 1972 выпускает маленькую гибкую пластинку на фирме «Мелодия», неожиданно разошедшуюся 7-миллионным тиражом. В 1974 вышла еще одна пластинка, которая принесла «ЦВЕТАМ» всесоюзную популярность.
Опала и новое название - «Группа Стаса Намина»
В 1974 году «Цветы» начинают профессиональные гастроли и, после конфликта с филармонией и запрета названия Министерством культуры СССР, восстанавливаются в 1977 году как «Группа Стаса Намина». По-прежнему запрещенные в СМИ, они выпускают на «Мелодии» новые хиты и восстанавливают популярность с другим названием.
С 1980 года, на волне «олимпийской оттепели» Группа Стаса Намина «Цветы» начинает эпизодически появляться в СМИ и выпускает первый авторский альбом «Гимн солнцу», но затем, после триумфального выступления на организованном Наминым фестивале в Ереване в 1981 году и восторженных статей в журналах Time (США) и Stern (ФРГ), они опять попали в опалу, став мишенью непосредственно Комитета государственной безопасности. Опять обостряется конфликт группы с режимом, и новый репертуар «Цветов» запрещают даже на «Мелодии». Даже однозначно позитивная песня Намина «Мы желаем счастья вам», написанная в 1982 году и как бы завершившая романтический период его песен, ставшая сегодня национальной классикой, была запрещена в СМИ и только в 1984-1985-м годах впервые появилась на телевидении. Их преследует Прокуратура СССР с целью завести уголовное дело, а в 1985-м, после выступления на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве, коллегия министерства культуры СССР обвинила группу в антисоветской деятельности.
Мировое турне и 10 летний перерыв
В 1986 году вместе с перестройкой у группы неожиданно начинается новая жизнь. «Цветы» впервые выезжают на запад и за четыре года совершают мировое турне, после чего в 1990-м группа останавливает свою деятельность и в течение 10 лет «Цветы» не работают.
«ГРУППА СТАСА НАМИНА» была своеобразной творческой лабораторией, в которой выросли такие музыканты как К. Никольский, И. Саруханов, А. Малинин, С. Воронов и многие другие. В группе играли А. Козлов, В. Белоусов, А. Гусейнов, А. Пищиков, С. Дюжиков, Ю. Фокин, В. Васильков. Музыканты из группы Стаса Намина сейчас работают в «ДДТ», «МОРАЛЬНОМ КОДЕКСЕ», «ПАРКЕ ГОРЬКОГО» и других.
В 80-е годы Стас Намин написал музыку к двум художественным кинофильмам: «Фантазия на тему любви» (А. Манасарова) и «Песочные часы» (С. Воронского).
"Цветы" возвращаются
В 1999 году Намин снова собирает группу. «Цветы» отмечают свое 30-летие большим концертом, в котором принимают участие работавшие ранее в группе музыканты и друзья — звезды отечественной рок-музыки. Но и после этого концерта группа не возвращается в шоу-бизнес. «Цветы» работают в Московском театре музыки и драмы, созданном Стасом Наминым, участвуя в создании мюзикла «Волосы», рок-оперы «Иисус Христос Суперзвезда» и других спектаклях.
Будучи своего рода авторским проектом Намина, «Цветы» в 1970—1980-х не имели постоянного состава, и все песни записывались и исполнялись разными солистами. Творческим лицом группы был прежде всего её оригинальный непохожий ни на что стиль. За первые 20 лет, в группе играли более 50 музыкантов, многие из которых впоследствии создали свои ансамбли, стали известными композиторами и исполнителями.
Постоянный состав у группы «Цветы» появился только с 2000 года, и, по мнению Намина, это самый сильный состав за всю историю группы: Олег Предтеченский — вокал и гитара; Валерий Диордица — вокал и клавиши; Александр Грецинин — вокал и бас-гитара; Юрий Вильнин — гитара; Алан Асламазов — клавиши, вокал и саксофон. После, фактически, двадцатилетнего отсутствия на большой сцене группа «Цветы» в свой сорокалетний юбилей, на новом витке жизни, начала активную творческую и гастрольную жизнь.
В 2009 году «Цветы» записали двойной альбом «Назад в СССР», впервые собрав все творчество группы с 1969-го по 1983 год — 24 песни. Запись альбома проходила в Лондоне на легендарной студии «Abbey Road». В альбоме «Назад в СССР», помимо настоящего состава «Цветов», участвуют приглашенные музыканты, а также музыканты из ранних составов.
В 2010 году в Москве, в зале «Крокус Сити Холл», прошёл юбилейный концерт 40-летия группы, в котором традиционно приняли участие музыканты, ранее работавшие в группе, а также гости.
В 2011 году вышел новый альбом группы «Распахни свое окно». Так же, как и предыдущий альбом, он был записан на студии «Abbey Road». В него вошли 17 песен, которые были созданы в 1980-х годах, но из-за запретов не были изданы. Также в альбом вошли и две новые композиции: «Гимн героям нашего времени» и «Распахни свое окно». Всемирное общество звука Society of Sound, созданное Питером Гэбриэлом, выбрало этот альбом для своих VIP-клиентов как самую интересную работу года и включило его в свой каталог.
В 2012 году «Цветы» сыграли второй концерт в Крокус Сити Холле, где представили свой новый современный репертуар. Это были уже не те «Цветы», к которым все привыкли. Будто освободившись от своего имиджа, сложившегося в 1970-х, они сразу перескочили в сегодняшний день. Их новые песни и стиль отличаются от ранних песен 70-х так же сильно, как первые песни Битлз отличаются от их последних альбомов.
DVD, Blu-ray и CD трехчасового концерта состоит из двух частей, выпущенных на разных дисках как разные альбомы:
— альбом HOMO SAPIENS («Человек разумный») включил в себя инструментальное вступление и 12 новых песен, представленных как рок-спектакль со своей внутренней драматургией, подкрепленной видео-инсталляцией.
— альбом FLOWER POWER («Власть цветов») включил 13 песен — современные ремейки известных хитов группы и новые песни, которые «Цветы» исполнили вместе со своими друзьями и гостями — лучшими музыкантами страны.
Программа этих альбомов фактически впервые в живом концерте представила публике сегодняшнюю Группу Стаса Намина «Цветы», которая, сохранив все свои музыкальные принципы, сложившиеся в 70-х-80-х, развила их и транспонировала в современный рок 2010-х.
Большое юбилейное турне "Цветов"
Осенью 2014 года началась первая часть тура «Цветов», посвященного 45-летию группы. В следующем году планируются его вторая часть и мировое турне. В рамках юбилейного тура 14 ноября в зале Arena Moscow прошел первый московский концерт группы. В концерте помимо ранних хитов и песен, написанных группой в последние годы, «Цветы» представили несколько новых композиций, связанных с политической ситуацией в мире. Открылся концерт новой песней Стаса Намина «Пир во время чумы», также в интерпретации группы прозвучали песни Чеслава Немена «Этот странный мир» и Джона Леннона «Дать миру шанс» (на русском, украинском и английском языках). В конце мирового турне в Москве запланирован большой юбилейный концерт группы «Цветы» с участием гостей - отечественных и зарубежных рок-звезд. Это будет последний большой, открытый для публики концерт «Цветов». После этого группа планирует сосредоточиться только на студийной работе.
Помимо работы над новым репертуаром «Цветов» Намин занимался и собственными сольными проектами.
Фотография
Стас Намин начал увлекаться фотографией ещё в детстве. В семидесятых он снимал плакаты для выступлений своей группы. В восьмидесятых Намин брал с собой камеру в мировое турне «Цветов», снимал в Северной и Южной Америке, Европе, Африке, Австралии и Японии. Тогда он ещё не планировал заниматься фотографией профессионально. Это было скорее желание сохранить на пленке новые впечатления от увиденных стран, зафиксировать разнообразие красоты мира. В девяностых Намин делал снимки во время кругосветных экспедиций, а также начал работать в студии. В 2000-х он начал заниматься изобразительным искусством, живописью и графикой, и это принципиально повлияло на его мировоззрение в фотографии. В его работах существует и то, с чего он начинал, а именно — точное отображение увиденной красоты, а также появились фотографии, с коррекциями и эффектами его субъективного видения, близкие к изобразительному искусству.
Живопись и графика
В 2000-х годах Намин начал серьёзно заниматься разными техниками изобразительного искусства.
В 2001 году по решению ученого совета и под эгидой Русского музея выпущен авторский альбом художественных работ Стаса Намина.
В 2006 году в Театральном музее им. Бахрушина были впервые представлены его работы — графика, живопись, смешанная техника, где он экспериментировал с современными компьютерными и другими технологиями. На протяжении всех этих лет его художественные работы экспонируются в престижных коллекциях, галереях и музеях в России и за рубежом. В 2013 году на Франкфуртской книжной ярмарке Государственный Русский музей представил авторский альбом фотографий Намина «Магия Венеры». В 2014-м работы Намина участвовали в выставке в Галерее классической фотографии вместе с лучшими фотографами страны. В июне 2014-го Намин был избран почетным членом Академии художеств России.
Центр Стаса Намина - истрия создания
Центр Стаса Намина является некоммерческой организацией, основной задачей которой является сохранение культурных традиций и продвижение современных направлений российского искусства в мире. Центр занимается организацией фестивалей, выставок и прочих культурных мероприятий, в том числе международных, связанных с музыкой, кино, театром, изобразительным искусством и др., с целью привлечения общественного интереса к российской культуре в самой России и во всем мире.
В 1987 году в Зелёном театре Парка Горького появилась одна из первых в стране негосударственных организаций «Центр Стаса Намина», которая, следуя известному высказыванию Горбачёва «Что не запрещено, то разрешено», собрала под своей крышей молодые, запрещённые ранее таланты. Это были первый в стране продюсерский центр и независимая студия звукозаписи, где делали первые шаги и развивались новые музыкальные коллективы, такие как «Бригада С», «Моральный кодекс», «Калинов мост», «Ночной проспект», «Николай Коперник», «Мегаполис», «Парк Горького», «Сплин» и многие другие, а также молодые художники, поэты, дизайнеры.
В начале 1987 года, после своих первых выездов с концертами на запад, Намин решил попробовать свои силы в качестве продюсера на мировом рынке шоу-бизнеса. Специально на экспорт он создал музыкальный проект, придумав ему название по месту рождения — «Парк Горького». Намин подобрал музыкантов и в результате двухлетней работы в своей студии SNC создал имидж и демозаписи новой группы, подписал контракт с US Polygram Records, пригласив для этого в Москву президента Дика Эшшера, привлек к проекту группу «Бон Джови», и в результате группа «Парк Горького» стала популярной на Западе. Главным трамплином в карьере «Парка Горького» стало их участие в организованном Наминым в 1989 году рок-фестивале против наркотиков в Лужниках. Это был первый и единственный полноценный международный рок-фестиваль, возвестивший новые свободы в жизни страны и названный «российским Вудстоком». Намин включил свою группу в фестиваль наравне с Бон Джови, Мотли Крю, Оззи Озборном, «Скорпионс», «Синдереллой» и другими мировыми звёздами. Фестиваль транслировался в 59 странах мира.
В конце 80-х Центр Стаса Намина стал культовым местом Москвы, где можно было встретить самых известных и прогрессивных людей России и мира: Арнольда Шварценеггера, Питера Гэбриэла, U-2, Энни Леннокс, Pink Floyd, Роберта Де Ниро, Квинси Джонса и многих других[26][30]. Фрэнк Заппа, частый гость Намина, снял фильм о Центре.
Театр
В 1984 году окончил Высшие курсы сценаристов и режиссёров при Госкино СССР, где в качестве курсовых работ ставил свои первые сценические опыты. А пятнадцать лет назад по приглашению Майкла Батлера, продюсера бродвейского рок-мюзикла «Волосы» и его киноверсии (реж. Милош Форман), Намин побывал на голливудской постановке мюзикла, и это стало для него откровением. Ничего подобного в театре он не видел. Именно тогда и пришло решение о создании своего театра, а в 1999-м его идея воплотилась в жизнь — в Москве появился театр музыки и драмы Стаса Намина.
Театр музыки и драмы был задуман Стасом Наминым как совершенно новый театральный проект. В качестве первой постановки Намин выбрал создание русской версии мюзикла «Волосы», а для помощи пригласил в Москву создателей калифорнийской версии — талантливого режиссёра из Лос-Анджелеса Бо Кроуэлла, нескольких актеров и самого Майкла Батлера. С первого сентября 1999 года начался набор актеров в труппу, и параллельно велась работа над переводом либретто. За два с половиной месяца удалось создать полноценный спектакль, и 15 ноября 1999 года состоялась премьера. А уже с января 2000 года мюзикл игрался исключительно российской труппой. До сих пор он идет на сцене театра с неизменным успехом. Но сначала, в ноябре 1999, его приняли не все. Театр был обвинен в непатриотических пацифистских настроениях, спектакль ассоциировался с только что начавшейся второй чеченской войной. Так же обвиняли и первую американскую постановку 1969 года — тогда Америка вела войну во Вьетнаме. По роковому совпадению ровно через 30 лет российская постановка «Волос» повторила судьбу бродвейской премьеры.
Так в России был поставлен первый классический мюзикл, который открыл окно в новый для России жанр, одновременно это было рождение нового театра — первого российского театра мюзиклов.
Собранная для мюзикла «Волосы» труппа, так называемое «племя любви», ежегодно пополняется молодыми актерами, но по-прежнему остается единой семьей, и в жизни, и на сцене живущей по принципам братской любви, взаимоуважения и взаимопомощи.
Главным профессиональным принципом труппы является владение актером тремя профессиями: вокалом, танцем и актерским мастерством — то, что на Западе носит название tripletrack, и раньше подобные труппы существовали только в Америке и Европе. Такой актерский универсализм позволяет не разделять труппу на танцовщиков, певцов и драматических актеров и ставить как музыкальные спектакли всех направлений, так и драматические спектакли.
Репертуарная политика театра с самого начала была построена так, чтобы охватить разные театральные жанры: комедию («Солдат Иван Чонкин» по роману В. Войновича), трагедию («Четыре истории» по «Маленьким трагедиям» А. С. Пушкина), драму («Дом Бернарды Альбы» Ф.-Г. Лорки и «Последнее искушение апостолов» Э. Брыля), мелодраму («Пизанская башня» Н. Птушкиной), музыкальный перформанс («Стороны Света» Екатерины Рыжиковой) и другие.
При всем разнообразии жанров основу репертуара театра Стаса Намина составляют музыкальные спектакли. Постоянно в репертуаре — и классика жанра (рок-опера «Иисус Христос Суперзвезда» Э. Л. Вебера, мюзикл «Волосы» Г. Макдермота, мюзикл для детей «Бременские музыканты» и водевиль «Пенелопа, или 2+2» Г. Гладкова, «Три мушкетера» М. Дунаевского); и новые оригинальные постановки («Алиса в стране чудес» В. Высоцкого, «Портрет Дориана Грея» Р. Баузера, музыкальные граффити «Битломания» по песням легендарной ливерпульской четверки, мюзикл для детей «Снежная королева» С. Намина и др.)
Театр регулярно выезжает на гастроли по России и за рубеж. География поездок обширна — от Белгорода и Санкт-Петербурга до Владивостока, Благовещенска и Хабаровска; от Израиля до США. Впервые легендарная рок-опера «Иисус Христос Суперзвезда» была показана в Иерусалиме — там, где происходили описанные в спектакле события. С успехом прошла российская версия рок-мюзикла «Волосы» в Лос-Анджелесе, а в Нью-Йорк театр был приглашен на празднование 40-летия бродвейской постановки. В хрестоматийном фильме о 40-летней истории легендарного мюзикла труппа театра Стаса Намина была названа одной из пяти лучших в мире. В октябре 2013 года театр участвовал в Международном театральном фестивале GIFT в Грузии вместе с театрами Питера Брука и Дмитрия Крымова и был награждён призом Михаила Туманишвили «За совершенство в искусстве».
Намин - педагог
Стас Намин ведет курс музыкального театра в РАТИ (ГИТИС) и курс музыкального образования в МГГУ им. Шолохова. Театр музыки и драмы является практической школой для студентов этих факультетов, актеры театра передают свой опыт и мастерство молодым коллегам.
Воздухоплавание
Увлёкшись воздухоплаванием в 1992 году, Намин создал свой первый воздушный шар и организовал первый в России фестиваль воздушных шаров на Красной площади. В 1994 году по его заказу был сконструирован первый российский воздушный шар необычной формы — «Жёлтая подводная лодка», который был признан одним из самых популярных шаров мира на крупнейшем фестивале воздушных шаров в Нью-Мексико (США), и вошёл в энциклопедию лучших шаров мира.
Экспедиции
В 1997 году Стас Намин в команде с Юрием Сенкевичем, Туром Хейердалом, Андреем Макаревичем, Леонидом Якубовичем, Максимом Леонидовым и Леонидом Ярмольником совершили кругосветное путешествие через остров Пасхи. Команда преодолела 40 000 км, побывав в Европе, Африке, Южной Америке, Новой Зеландии и Японии. Во время путешествия было снято 3 фильма: Юрий Сенкевич и Андрей Макаревич создали фильмы для своих передач на телевидении, а Стас Намин — для International Geographic.
Семейное положение
Был дважды женат, первая жена Людмила Сенчина, разведён. В данный момент женат, имеет дочь Марию (1978 г.р.) и двух сыновей — Романа (1984 г.р.) и Артёма (1993 г.р.).