О родителях
Отец - Темирканов Хату Сагидович, был начальником Управления по делам искусств Кабардино-Балкарской автономной республики, дружил с композитором Сергеем Прокофьевым, работавшим во время эвакуации 1941 году в Нальчике. Сюда же была эвакуирована часть труппы знаменитого МХАТа, среди которых были Немирович-Данченко, Качалов, Москвин, Книппер-Чехова, выступавшие в городском театре. Окружение отца и театральная атмосфера стали для будущего музыканта ступенькой в приобщении к высокой культуре.
Через несколько месяцев военные действия развернулись и на территории Кабардино-Балкарии. Москвичи были увезены дальше, на восток, а X.С. Темирканов получил партийное задание остаться в тылу врага для подпольной работы. Комиссар партизанского отряда, он мужественно сражался с врагом, но был выдан предателем и казнен фашистами. Ему исполнился тогда лишь 31 год.
Мать - Блина Питуевна, вырастила четверых детей, сумев дать всем отличное образование.
Учёба и педагоги
Как вышло, что музыка стала делом его жизни? Когда Темирканова спрашивают об этом, он отвечает: «Совершенно случайно. В Нальчике поселился по соседству музыкант, переехавший из Ашхабада. Как-то он встретил нас, мальчишек, гонявших мяч. Спросил: “Хотите учиться музыке?” Я сказал: “Хочу”, – только потому, что не мог обидеть отказом старшего».
Первыми учителями Юрия Темирканова были Валерий Федорович Дашков и Трувор Карлович Шейблер. Последний - ученик Глазунова, выпускник Петроградской консерватории, композитор и фольклорист, он в немалой степени способствовал расширению художественного кругозора Юрия. Когда Темирканов окончил школу, было решено, что для него лучше всего будет продолжить занятия в городе на Неве. Так в Нальчике Юрию Хатуевичу Темирканову был предопределен путь в Ленинград, город, который сформировал его как музыканта и человека.
В 1953 году Юрий Темирканов поступил в Среднюю специальную музыкальную школу при Ленинградской консерватории, в класс скрипки Михаила Михайловича Белякова.
После окончания школы Темирканов учился в Ленинградской консерватории (1957-1962). Занимаясь в классе альта, который вел Григорий Исаевич Гинзбург, Юрий одновременно посещал дирижерские классы Ильи Александровича Мусина и Николая Семеновича Рабиновича. Первый открыл ему нелегкую технологию ремесла дирижера, второй научил относиться к дирижерской профессии с подчеркнутой серьезностью. Это и побудило Ю.Темирканова продолжить образование.
С 1962 по 1968 годы Темирканов снова был студентом, а затем аспирантом дирижерского факультета.
Становление дирижёра
Окончив в 1965 году класс оперно-симфонического дирижирования, он дебютировал в Ленинградском малом театре оперы и балета в спектакле "Травиата" Дж.Верди. Среди других наиболее значимых в те годы дирижерских работ - "Любовный напиток" Г.Доницетти (1968), "Порги и Бесс" Дж. Гершвина (1972).
В 1966 году 28-летний Темирканов стал лауреатом первой премии II Всесоюзного конкурса дирижеров в Москве. Сразу после конкурса он отправился на гастроли по Америке с К.Кондрашиным, Д.Ойстрахом и Симфоническим оркестром Московской филармонии.
С 1968 по 1976 годы Юрий Темирканов возглавлял Академический симфонический оркестр Ленинградской филармонии.
С 1976 по 1988 год он был художественным руководителем и главным дирижером Кировского (ныне Мариинского) театра оперы и балета.
Под его руководством в театре были осуществлены такие этапные постановки, как "Война и мир" С.Прокофьева (1977), "Мертвые души" Р.Щедрина (1978), "Петр I" (1975), "Пушкин" (1979) и "Маяковский начинается" А.Петрова (1983), "Евгений Онегин" (1982) и "Пиковая дама" П.И.Чайковского (1984), "Борис Годунов" М.П.Мусоргского (1986), ставшие значительными событиями в музыкальной жизни страны и отмеченные высокими наградами. На эти спектакли мечтали попасть меломаны не только Ленинграда, но и многих других городов!
Художественный руководитель Большого драматического театра Г.А.Товстоногов, послушав "Евгения Онегина" в Кировском, сказал Темирканову: "Как хорошо в финале вы расстреливаете онегинскую судьбу..." (После слов "О, жалкий жребий мой!")
С коллективом театра Темирканов неоднократно выезжал на гастроли во многие страны Европы, впервые в истории прославленного коллектива - в Англию, а кроме того в Японию и США. Он первым ввел в практику симфонические концерты с оркестром Кировского театра. Ю.Темирканов с успехом дирижировал на многих прославленных оперных сценах.
Выборный дирижёр
В 1988 году Юрий Темирканов был избран главным дирижером и художественным руководителем Заслуженного коллектива России - Академического симфонического оркестра Ленинградской филармонии имени Д.Д.Шостаковича. "Я горжусь тем, что я дирижер "выборный". Если не ошибаюсь, то в истории музыкальной культуры это первый случай, когда сам коллектив решал, кто его должен возглавить. До сих пор всех дирижеров назначали "сверху", - говорит о своем избрании Юрий Темирканов.
Именно тогда Темирканов сформулировал один из своих основополагающих принципов: "Нельзя сделать музыканᴛᴏʙ слепыми исполнителями чужой воли. Только сопричастность, только сознание того, что мы все вместе делаем одно общее дело, может дать желаемый результат". И он не заставил себя долго ждать. Под руководством Ю.Х. Темирканова авторитет и популярность Санкт-Петербургской филармонии необычайно возросли
. В 1996 году она признана лучшей концертной организацией в России.
Музыкальная деятельность за рубежом
Юрий Темирканов выступал со многими крупнейшими симфоническими оркестрами мира: Филадельфийским оркестром, "Концертгебау" (Амстердам), Кливлендским, Чикагским, Нью-Йоркским, Сан-Францисским, Санта-Чечилия, филармоническими оркестрами: Берлинским, Венским и др.
С 1979 года Ю.Темирканов стал главным приглашенным дирижером Филадельфийского и Лондонского Королевского оркестров, а с 1992 года он возглавил последний. Затем Юрий Темирканов был главным приглашенным дирижером оркестра Дрезденской филармонии (с 1994 года), Симфонического оркестра Датского Национального радио (с 1998 года). Отметив двадцатилетие сотрудничества с Лондонским Королевским оркестром, он покинул пост его главного дирижера, оставив за собой титул Почетного дирижера этого коллектива.
После военных событий в Афгаʜᴎϲтане Ю.Темирканов стал первым русским дирижером, выехавшим на гастроли в США по приглашению Нью-Йоркской филармонии, а в 1996 году в Риме он дирижировал юбилейным концертом в честь 50-летия ООН
. В январе 2000 года Юрий Темирканов становится главным дирижером и художественным руководителем Балтиморского симфонического оркестра (США).
Юрий Темирканов - один из крупнейших дирижеров XX века. Переступив порог своего 60-летия, маэстро находится в зените славы, известности и мирового признания. Он приводит в восхищение слушателей ярким темпераментом, волевой целеустремленностью, глубиной и масштабностью исполнительских замыслов. "Это дирижер, скрывающий страстность под суровой внешностью. Его жесты часто неожиданны, но всегда сдержанны, а его манера лепить, придавать форму звуковой массе своими певучими пальцами делают из сотни музыканᴛᴏʙ грандиозный оркестр" ("Есlain Pirene"). "Полный обаяния, Темирканов работает с оркестром, с кᴏᴛᴏᴘыᴍ слились и его жизнь, и его работа, и его образ..." ("La Stampa").
Творческая манера Темирканова самобытна и отличается яркой экспрессивностью. Он чуток к особенностям стилей композиторов разных эпох и тонко, вдохновенно интерпретирует их музыку. Его мастерство отличается виртуозной дирижерской техникой, подчиненной глубокому постижению авторского замысла. Особенно значительна роль Юрия Темирканова в пропаганде русской классической и современной музыки как в России, так и в других странах мира.
Достойна восхищения способность маэстро легко устанавливать контакт с любым музыкальным коллективом и добиваться решения самых ᴄᴫᴏжных исполнительских задач.
Работа со студиями звукозаписи
Юрием Темиркановым записано огромное количество компакт-дисков. В 1988 году он заключил эксклюзивный контракт со звукозаписывающей фирмой ВМG. Обширная дискография включает записи с Академическим симфоническим оркестром Ленинградской филармонии, с Лондонским Королевским филармоническим оркестром, с оркестром Нью-йоркской филармонии. Совместно с "Соlumbia artistst" в 1990 году Темирканов осуществил запись Гала-концерта, посвященного 150-летию со дня рождения П.И.Чайковского, в котором приняли участие солисты Йо-Йо Ма, И.Перлман, Дж.Норман. Записи музыки С.Прокофьева к фильму "Александр Невский" (1996) и симфонии №7 Д.Шостаковича (1998) выдвигались на премию Сгатта.
Педагогическая деятельность
Юрий Темирканов щедро делится своим мастерством с молодыми дирижерами. Он - профессор Санкт-Петербургской консерватории имени Н.А.Римского-Корсакова, почетный профессор многих зарубежных академий, в том числе почетный член Международной академии наук, промышленности, образования и искусства США. Регулярно проводит мастер-классы в Curtis Institute (Филадельфия), а кроме того в Manhattan School of Music (Нью-Йорк), в Academia Chighana (Сиена, Италия).
Личная жизнь маэстро
По роду своей деятельности Темирканову приходится общаться с самыми удивительными и яркими людьми, выдающимися отечественными и зарубежными деятелями культуры и искусства. Он гордился и гордится своей дружбой с И.Менухиным, Б.Покровским, П.Коганом, А.Шнитке, Г.Кремером, Р.Нуреевым, М.Плисецкой, Р.Щедриным, И.Бродским, В.Третьяковым, М.Ростроповичем, С.Одзавой и многими другими музыкантами и артистами.
Юрий Хатуевич имеет сына и внука, жена Ирина Гусева, актриса БДТ им. Товстоногова, умерла в 1997 году. Из близких родственников, старший брат Борис председатель союза композиторов Кабардино-Балкарской Республики и сестра. Живет и работает по прежнему в Санкт-Петербурге.