Ранние годы
Анупам родился 7 марта 1955 года в Шимле. Он один из тех, кому с детства известно, что хлеб насущный зачастую приходится зарабатывать самым тяжким трудом. Отец Анупама - Тушкар Натх Кхер был лесничим в одном из заповедников, а его жена Дулари занималась хозяйством и воспитывала Анупама и его младшего брата Раджу. Вместе с семьей Кхер жили и родители Дулари, тяжело больной брат Тушкара и его дети. Отцу Анупама приходилось содержать 11 человек, притом, что получал он всего-навсего 90 рупий в месяц.
Однако даже при столь стесненном финансовом положении семьи, Анупам и Раджу получали карманные деньги, которых хватало на поход в кинотеатр. Анупам был страстным киноманом, он знал наизусть все хиты ранних 60-ых. И один мог разыграть весь фильм по ролям, включая сцены танцев и массовых драк. Талант мальчика нашел применение и в школе, но отнюдь не на учебной сцене. Туда Анупама не взяли по причине вспыльчивого характера. Поэтому Кхеру приходилось ограничиваться аудиторией родного класса. Впрочем, 40 человек, хохочущих над пародийными изображениями строгих учителей, тоже вполне не плохо.
Приближалось время окончания колледжа. Как-то раз, выходя из аудитории, Анупам заметил висящее на стене объявление о наборе студентов для обучения театральному мастерству в Чиндигархе. В то же мгновение Анупам понял, что это именно то, что ему нужно. Но осуществление небесной мечты упиралось в решение вполне земных вопросов. Для поездки и проживания в чужом городе были необходимы деньги. По самым скромным подсчетам Анупаму требовалось около 100 рупий. Для семьи Кхер сумма просто невыносимая. Анупам поступил не самым достойным образом. Он просто стащил деньги из шкатулки матери и сказал себе, что всего-навсего последовал по стопам бога Кришны. Как известно маленький Кришна при каждом удобном случае воровал у матери масло и сметану. В будущем, Анупам не раз раскаивался в бесчестном поступке.
Начало карьеры
Благодаря годичному театральному обучению на театральном факультете Пенджабского университета, Анупам поступил в Национальную школу драмы, один из лучших театральных институтов мира. Получив диплом, Анупам брался за любую работу, которую ему предлагали. Кхер выходил на сцену, даже если его роль ограничивалась парой фраз. Жизнь все более походила на борьбу за существование. Гонораров не хватало даже на то, чтобы есть каждый день, но Анупам прекрасно понимал, что на пути к славе популярности для отдыха просто нет мест.
Когда полуголодный режим привел к тому, что Анупам упал в обморок прямо за кулисами, директор театра решил, что надо помочь этому фанатично настроенному юноше твердо встать на ноги. Он отправил Анупама в центр драмы Бхаратендру в Лакхнау, там Кхеру предоставили место преподавателя актерского мастерства. Преподавательский дар Анупама не вызывал сомнений и ему нравилось заниматься со студентами. Но уже через год Анупам почувствовал, что когда сам он не развивается, как актер, жизнь для него теряет всякий смысл.
Однажды, бывший коллега Анупама по сцене, ненадолго заехавший в Лакхнау, обмолвился, что в актерской школе Бомбея освободилось место преподавателя сценического движения. На следующий же день Анупам покинул Лакхнау.
Бомбей - центр индийского фильмопроизводства. И Анупам рассчитывал, что получить работу в кино должно быть не слишком сложно. Приехав в Бомбей, Анупам надеялся, что он, дипломированный актер и преподаватель со стажем, сумеет устроить свою жизнь на вполне достойном уровне. Но тут его ждало большое разочарование. Выяснилось, что индийская киностолица переполнена молодыми талантливыми актерами и не менее чем Анупам, жаждущими получить работу в кино или театре. Анупам снял угол у вдовы с тремя детьми и как раньше, ел 1 раз в день, но даже при этих условиях, деньги таяли на глазах.
Тушкар Натх Кхер - отец Анупама, не зря учил своих сыновей, что прежде, чем отчаиваться, надо на помощь позвать родных. Уж, они-то всегда сумеют вызволить из беды. Анупам позвонил Раджу и тот вскоре прибыл из родной Шимлы в Бомбей, полный решимости помочь своему старшему брату. Раджу устроился на консервный завод и тех 700 рупий, которые он там получал, хватало им с Анупамом на вполне достойную жизнь. Забегая вперед, скажем, что в будущем, судьба сполна вознаградила Раджу за такое самопожертвование.
Анупам преподавал в актерской школе и играл на сцене в небольшом Бомбейском театре. Однажды, молодого актера заметил известный режиссер альтернативного кино Музафар Али. Музафар предложил Анупаму главную роль в готовящемся фильме. Радость Анупама сложно вообразить. Анупам решил, что не за горами времена, когда он обретет славу и популярность и сможет освободить брата от необходимости зарабатывать за двоих. Но неприятности подкрались совершенно с неожиданной стороны. Несведущий в тонкостях кинопроизводства Анупам не поверил своим ушам, когда узнал, что фильм не выйдет на экраны из-за финансовых сложностей продюсерской компании. Анупам надеялся, что роль фермера-революционера прославит его имя. Теперь же получалось, что ни один зритель не увидит его кинодебюта.
Актер был буквально раздавлен. Но узкий круг режиссеров и продюсеров, видевших черновой вариант картины, обратил внимание на молодого Кхера. Анупам получил несколько предложений и подписал свой второй контракт. Второй фильм Анупама - драма режиссера Ами Астана тоже принадлежала к направлению независимого кино и не собрала больших сумм в прокате. Но для Анупама это было не важно. Гонорар, который он получил, наконец, позволил ему освободить Раджу от финансовой кабалы.
Третья картина Анупама - комедия "Оставьте как есть" также не принесла славы актеру. Вернее с фильмом все было в порядке, он вышел в прокат и был не плохо принят публикой, но вот сцены с участием Анупама оказались полностью вырезаны при монтаже. Анупам был близок к отчаянью, казалось что, чтобы актер ни делал, все оборачивается против него. Но при этом Анупам всем сердцем чувствовал, что не ошибся в выборе профессии.
Карьера и личная жизнь
У Анупама не было денег, чтобы нанять агента, поэтому он сам развозил свои фотографии по Болливудским киностудиям. Однажды Анупам услышал, как ассистент по актерам диктует костюмеру телефон уже известного в то время режиссера Махеша Бхатта. Бхатт набирал команду для своего нового фильма. Анупам воспользовался счастливой возможностью и тем же вечером позвонил Махешу. Махеш вежливо выслушал неизвестного ему актера и попросил перезвонить на следующий день. За это время Бхатт обещал посмотреть фильм с Анупамом, чтобы увидеть, каков тот на экране. В фильме Бхатта "Суть" Анупам сыграл пожилого учителя, у которого убивают сына. Вместе с женой он вынужден заново находить смыл в жизни и искать новые точки опоры. История, рассказанная в картине, потрясла Индию и Анупам моментально стал знаменитостью. Актер получил премию за лучшее исполнение мужской роли, к тому же фильм с успехом прошел в ряде зарубежных стран. К примеру, на Московском кинофестивале картина получила специальный приз жюри. Впервые в истории индийского кино такой успех пришел к герою совершенно нового типа. Публика полюбила не пылкого юнца, а пожилого мужчину. Персонажу Анупама 65 лет. Зрители были поражены, узнав истинный возраст актера. Минуя все промежуточные стадии актерской карьеры, 29-ти летний Анупам стал получать предложения сыграть престарелых отцов.
Во время съемок в картине Бхатта, Анупам женился на своей давней возлюбленной Матху, но когда фильм вышел на экраны, пара уже подавала заявление на развод. Оказалось, что Матху не может выносить распорядок жизни актеров. Многочисленные репетиции, позднее возвращение домой, частые отъезды - не таким она представляла себе семейное счастье.
В той вечеринке, посвященной окончанию съемок, вновь обредший свободу, Анупам встретил свою давнюю знакомую Кирон Тхакур Сингх. Анупам и Кирон вместе учились в Пенджабском университете. За время, прошедшее после их расставания, Кирон успела сняться в картине Ом Пракаша, выйти замуж за бизнесмена Гаутама Берри родить малыша Сикандера. И печальное совпадение, брак Кирон тоже претерпел неудачу.
Старая дружба вспыхнула с новой силой, довольно скоро переросла в чувства более романтичные. Анупам и Кирон поженились в 1985 году. Кирон взяла фамилию мужа, а Анупам усыновил маленького Сикандера.
Между тем карьера Анупама набирала стремительные обороты. Анупам продолжал сниматься у Бхатта, кроме того он сотрудничал с Рахулем Равалем и другими известными режиссерами. Однако, все сыгранные им роли ограничивались амплуа седовласого папаши. Молодому актеру хотелось разнообразить свою работу и он принял несколько предложений от режиссеров, ищущих злодеев для своих картин. Результат получился просто ошеломительным. Выяснилось, что и злодейские доспехи сидят на Анупаме словно влитые. Кхер на редкость достоверно смотрелся в роли негодяев. И индийское кино обрело злодея, пусть мене устрашающего чем Амриш Пури или Гульшан Гровер, но зато способного на куда более изощренное злодейство.
В 1988 году на экраны вышел фильм "Pestonjee", картина, повествующая о дружбе двух друзей влюбленных в одну и ту же женщину. Эта лента имела большой успех у зрителей. "Pestonjee" был признан Национальной киноакадемией лучшей картиной года. В том же 1988 году Анупам получил приз Filmfare Awards за лучшую роль второго плана в фильме Яши Чопры "Путь к победе". Похоже с этой победы Анупам ступил на тропу удачи, которую мечтали найти сотни, если не тысячи индийских актеров. За всю историю Болливуда еще никому не удавалось в течении 6-ти лет подряд выигрывать награды Filmfare Awards. Причем 4 из них за лучшее исполнение комических ролей. Известно, что комедийные роли самые сложные, здесь требуется особый дар. И Анупам один из тех, у кого он есть.
Кроме актерской деятельности Анпам занимался также продюсированием фильмов. В 1999 году вышел фильм "Хозяйка", где в главной роли снялась излучающая уверенность, миссис Кхер. Фильм получил ряд престижных международных наград, включая специальный приз Берлинского кинофестиваля.
Наступил 21 век. За плечами Анупама было более двухсот ролей, 8 наград Filmfare Awards, множество других индийских и международных кинопремий. И вдруг, прежде не знавший усталости Анупам, чувствует, что начинает выдыхаться. Работа не приносила прежнего удовольствия и вдохновения при работе над ролью, оставляла его все чаще. Анупам решил, что прежде чем личное и профессиональное истощение окончательно возьмут верх, он должен заняться чем -то иным.
В 2002 году состоялся режиссерский дебют Анупама Кхера. На индийские экраны вышел фильм "Душевная близость". Фильм повествует о жизненных трудностях, выпавших на долю 3 братьев. Семейные ценности всегда были на 1 месте для Анупама и это нашло отражение не только в сюжете картины. В фильме снялся младший брат Анупама Раджу. К тому времени он уже принял участие в 8-ми картинах и с успехом играл на театральной сцене.
В 2005 году в Мумбаи открылась собственная актерская школа Анупама Кхера. Вскоре после этого филиалы школы открылись в нескольких индийских городах. А недавно классы распахнули двери в Лондоне и Сиднее. Преподавательский состав школы заслуживает восхищения. У Анупама работает Амитабх Баччан, Насируддин Шах, Баббу и Боман Ирани.
Западные зрители знают Анупама благодаря фильмам "Играй, как Бэкхем", "Невестка и предрассудки", "Принцесса специй" и многим другим. Анупам много снимался в Великобритании, США и Китае, кроме того в недавнем прошлом Кхер вел ток-шоу на Мумбайском телевидении. Сегодня же Анупам вновь посвящает себя индийскому кино. Похоже зрителей ждет новая волна сюрпризов.