Ширли Бэсси родилась в промышленном центре Уэльса, Кардиффе. Её родители были простыми работягами, Ширли приходилось во многом полагаться на свои силы.
С юных лет Ширли пела. Большое влияние на её дальнейшие музыкальные пристрастия оказал родной брат. Он привел ей любовь к джазу и блюзу. Вместе с ним они разучивали современные мелодии и весело проводили время.
Ширли не смогла получить достойное образование. Её приходилось много работать для того, что бы помогать своим родным. В 15 лет она устроилась на местную фабрику.
Вечерами Ширли Бэсси пела в местных кабаках, это было не только очередной работой, но и приятным времяпрепровождением.
Со временем Ширли поняла, что её предназначение это искусство, театр и кино. Она начала пробовать себя в качестве актрисы мюзиклов. Но после незапланированной беременности решила оставить сцену.
По воле случая Ширли Бэсси вернулась в мир шоу-бизнеса. Её предложили выгодный контракт с компанией «Philips A&R».
В 1956 году у певицы вышел дебютный сингл «Burn My Candle», который моментально покорил сердца миллионов людей. Следующим хитом стала песня «Banana Boat Song», которая сделала из Ширли звезду первой величины.
Дальше карьера певицы стремительно начала продвигаться вверх. Она не успевала записывать хиты, её популярность росла день изо дня.
Важнейшим моментов в карьере Бэсси стал контракт с крупной звукозаписывающей компанией «EMI Columbia».
В 1970 году у Ширли Бэсси выходит её самый лучший альбом «Something». Бэсси стала записывать песня за песней, альбом за альбомом. Она уже была популярна не только в Великобритании, но и во многих странах Европы и даже в США.
В 40 лет Ширли Бэсси была уже одной из узнаваемых исполнительниц. Она спокойно пожинала плоды свои трудов и много времени уделяла благотворительности.
Певица не прекращала записывать альбомы. В 90-ых годах у неё вышли альбомы «History Repeating», «Light My Fire», «World in Union», «He Kills Everything You Love», «How Do You Keep the Music Playing» и «Disco La Passione».
За время гастрольных туров в Британии в 1998 году 120 тысяч зрителей посетили десять живых концертов Бэсси в лондонском концертном зале Royal Festival Hall, что побило собственный рекорд певицы, установленный ранее. 1 и 6 октября 1999 года Бэсси вместе с уэльским баритональным басом Брином Терфелом (Bryn Terfel) исполнила официальный гимн игр «World In Union» на церемониях открытия и закрытия чемпионата мира по регби в Уэльсе. Церемонии состоялись на новом регби-стадионе в родном городе певицы Кардиффе. Платье, в котором выступала Бэсси, обыгрывало красно-зелёный мотив национального флага Уэльса.
31 декабря 1999 года королева Великобритании Елизавета II присвоила Бэсси титул «Дама коммандор» и наградила её орденом Британской империи, что стало признанием заслуг певицы перед королевской семьей — Ширли Бэсси чаще других исполнителей выступала при дворе.
В 2002 году певица была также приглашена выступать во дворец на празднование 50-летия правления Елизаветы II.
В 2003 году Бэсси отметила 50-летний юбилей творческой деятельности, выпустив альбом под названием «Thank You For The Years», который вошёл в двадцатку лучших. Благотворительный аукцион Кристи, где были выставлены сценические костюмы певицы, собрал 250 тыс. фунтов стерлингов, которые пошли на именную стипендию Ширли Бэсси в Королевском колледже музыки и драмы в Уэльсе, а также в фонд детской больницы Noah’s Ark.
Ширли Бэсси стала исполнительницей ведущих тем к 3 фильмам об агенте Джеймсе Бонде.
Ширли Бэсси была признана самой успешной британской артисткой, имея за 42-летнюю карьеру на своём счету 31 популярный сингл и 35 альбомов, попавших в британские хит-парады.
Личная жизнь
Официальной автобиографии певицы не опубликовано. Книга «An Appreciation of the Life of Shirley Bassey» под авторством Мюриэль Бёрджесс (Muriel Burgess) написана в 1999 году по материалам прессы, однако сама певица не дала добро на эту публикацию из-за фактологических ошибок. В многочисленных интервью Ширли Бэсси предпочитает говорить в первую очередь о своем творчестве и не вдаваться в подробности личной жизни, о чём открыто заявляет журналистам. Единственная одобренная публикация о жизни и творчестве, в написании которой принимала участие сама певица, вышла в 1998 году под названием «Shirley Bassey: My Life on Record and In Concert».
Ширли Бэсси была замужем дважды. Её первым мужем стал продюсер Кеннет Хьюм (Kenneth Hume), который был открытым гомосексуалом и отрицал отцовство дочери Саманты. Их брак продолжался с 1961 по 1965 год, после чего супруги разошлись. В 1967 году Хьюм покончил жизнь самоубийством, что стало для певицы ударом: после развода они оставались близкими друзьями. У Бэсси на это время было запланировано выступление на открытии лондонского кабаре под названием «Talk of the Town», и его владелец, импресарио Бернард Делфонт (Bernard Delfont), предложил певице отказаться от появления на публике ввиду кончины Хьюма. Однако несмотря на это, Бэсси вышла на сцену. Впоследствии она вспоминала: «Я пела песню, слова которой, казалось, были написаны специально для меня и Кеннета. Я пела: „Прощай, закончилась наша история. Влюбленные навсегда, друзья навсегда“. Мне удалось допеть до конца, и в слезах я поторопилась за кулисы, где медсестра сделала мне укол. Публика сходила с ума. Это было эмоциональным выражением всеобщей любви. Они знали, чего мне это стоило. Все знали, что я похоронила Кена неделю назад».
Вторым мужем Бэсси стал итальянский продюсер Сержио Новак (Sergio Novak). Бэсси и Новак состояли в браке с 1968 года и развелись в 1977 году. Саманта, вторая дочь Бэсси, в 21-летнем возрасте была обнаружена погибшей в 1984 году, как предполагают, после прыжка с моста Clifton Suspension Bridge в Бристоле. Бэсси, однако, настаивала, что это не было самоубийством. Трагедия с дочерью привела к потере голоса Бэсси и значительному перерыву её карьеры в середине 80-х годов. Позднее певица вспоминала: «Я так отчаялась и винила себя. Я вся измучилась. Меня не покидала мысль, что я была плохой матерью своей дочери. Это был самый трудный период. Дети должны хоронить родителей, а не наоборот. … Всё это могло бы выбить меня из колеи. Но не выбило. На некоторое время я потеряла голос, но в какой-то момент что-то приказало мне встать и снова выйти на сцену. Если бы я сидела сложа руки и жалела себя — это не помогло бы мне и не вернуло бы Саманту». Спустя несколько недель после гибели дочери Бэсси уже выступала в нью-йоркском концертном зале Карнеги Холл. Бэсси вспоминает: «На мне было простое черное платье, я вышла на сцену, а зрители встали и устроили мне пятиминутную овацию. Невероятно, как публика может оказать поддержку. Всё это дает необычайный адреналин. Это как наркотик».