Хайнц Рюманн, урожденный Хайнрих Вильгельм Рюманн, родился 7 марта 1902г. в семье владельца отеля. Детство прошло в городе Ванне-Айкель. В 1913г. семья переехала в Эссен, где купила гостиницу возле Центрального вокзала. В 1916г. родители мальчика разошлись, вскоре после этого отец покончил жизнь самоубийством. Мать с тремя детьми перебралась в Мюнхен.
В детстве Хайнц смешил друзей и домашних явно незаурядной способностью пародировать самых различных людей. Мать – женщина, музыкально одаренная, самозабвенно любившая театр, уговорила его пойти на сцену.
Начало карьеры
Учеба актерскому мастерству продолжалась всего полгода. Она проходила под руководством мюнхенского актера и режиссера Фридриха Базиля. В июне 1920г. Хайнц Рюманн получил свою первую роль в театре города Бреслау. Дебютировал Рюманн на сцене театра, когда ему было девятнадцать лет.
В мечтах Хайнц видел себя всегда героем-любовником. Вскоре эта мечта осуществилась – он стал играть роли преуспевающих соблазнителей. Правда, при скромном росте в один метр шестьдесят пять сантиметров ему приходилось вставать на толстые пробковые подошвы. Это не единственное усилие, которое ему пришлось совершить. Хайнц Рюманн боролся с собой: его жесты и мимика приводила зрительный зал в веселое расположение, что было порой совершенно некстати. Злясь, он начинал произносить текст сухо, подчеркнуто-безразлично. А с жестами справиться не мог. Галерка хохотала. Борьба со зрителем, стремление выжать у него слезы, а не смех – этим ознаменовался первый год работы в театре.
В 1922г. Рюманн поступил в театр Ганновера, где выступал вместе с Тео Лингеном.
Главным событием второго года служения Мельпомене (на сей раз это был театр в Ганновере) была роль Леандра в пьесе Ф.Грильпарцера «Волны моря и любви». Зал застонал от хохота, когда однажды суровый воин во время патетического монолога стал отбиваться от упавшего со шлема на лицо конского хвоста. После приступа отчаяния Хайнц Рюманн решил «опуститься» до жанра комедии. И сразу почувствовал себя на месте. Но произошло это на третьем году карьеры, когда он выступал в театре города Бремена. Работал Хайнц Рюманн в Камерном театре у режиссера Отто Фалькенберга, затем в Немецком театре в Берлине у самого Макса Рейнгарда, а позже – почти во всех крупных театрах Германии.
Кинодебют актера состоялся в немом фильме«Сердце немецкой матери» («Das deutsche Mutterherz») в 1926г.
Хайнца Рюманна пригласили в Берлин, где он играл в театре вместе с Марлен Дитрих. В 1930г. к актеру пришел большой успех. После участия в киноленте «Трое с бензоколонки» («Die drei von der Tankstelle») он стал – наряду с Гансом Альберсом – одним из самых популярных артистов веймарской Германии.
Карьера во время Третьего рейха
В годы правления в Германии национал-социалистов Хайнц Рюманн старался не вмешиваться в политику. Однако это не помешало ему сделать головокружительную карьеру. В 1933-1945гг. Рюманн сыграл в 37 кинофильмах и поставил ещё четыре. Национал-социалисты активно использовали талант актера в своей пропаганде во время Второй мировой войны. В 1940г. Рюманну было присвоено звание «Государственного артиста». Несмотря на то, что артист был отличным пилотом, его освободили от несения воинской службы, а в августе 1944г. по распоряжению Геббельса внесли в список лиц, навсегда освобожденных от мобилизации.
Карьера после войны
После окончания войны Хайнц Рюманн некоторое время проживал в Восточной Германии и сотрудничал там с советскими властями. Однако в марте 1946г. в результате политики денацификации ему запретили работать актером на территории советской оккупационной зоны. Рюманн переехал в Западный Берлин. В 1947г. он основал там киностудию Comedia. В 1956г. артист снялся в кинокомедии «Капитан из Кёпеника», за игру в которой в 1957г. удостоился премии немецких кинокритиков. Советским зрителям картина известна под названием «Сила мундира». В 1960-е годы актер играл на сценах Мюнхена и Вены.
Последние годы жизни
В последние годы жизни у Рюманна появилась страсть к художественному чтению, декламации. Особым успехом пользовались его рождественские чтения, демонстрируемые по каналу ZDF. В 1980г. в программе «Звезды на манеже» Рюманн встречался с клоуном Олегом Поповым. В 1982г. он опубликовал свою автобиографию. Он был очень хорошим летчиком, совершал самостоятельные полеты вплоть до 80 лет.
Его последнее появление перед публикой было в 1994г. в одной передаче на телевидении, где публика приветствовала его громом аплодисментов как живую легенду и этим растрогала его до слез.
Хайнц Рюманн знал о своей популярности в разных странах, об уважении к нему коллег, о доброжелательном внимании к нему критики. Но, как у истинно крупного художника, чувства удовлетворенности собой у него не было. ...«Я не достиг того, чего я, собственно, хотел достигнуть в жизни, а именно: стать великим клоуном, который ездит по всему свету и которого без слов понимают все люди. Я стал лишь актером»...
Умер Хайнц Рюманн 3 октября 1994г. в Ауфкирхене (Бавария) в возрасте 92-х лет.
Личная жизнь
9 августа 1924г. Хайнц Рюманн женился на актрисе еврейского происхождения Марии Хербот. Осенью 1938г. развелся с женой, пережившей нацистское время в Стокгольме. Позже его упрекали в том, что таким образом он себе спас карьеру актера, но, скорее всего, брак к этому времени просто распался.
Вскоре, 1 июня 1939г. Рюманн женился во второй раз на актрисе Херте Файлер, с которой он познакомился в 1938г. на съемках своего фильма «Только ложь». Дедушка Херты был евреем. И этот факт привел к проблемам с властями. От этого брака у него родился сын Питер. 2 ноября 1970 г. Херте Файлер умерла.
Еще у него была длительная связь с Лени Маренбах, партнершей по сцене и, кстати, по фильмам «Образцовый супруг» и «Пять миллионов ищут своего наследника».
Третьей женой стала Херта Дрёмер Hertha Droemer их брак длился до смерти Хайнца Рюманна (03.10.1994)