В 1955 году окончила Театральное училище им. М.С.Щепкина. Играла в Театре-студии киноактера.
Ушла из жизни 13 июня 2001 года.
Осуществление детской мечты
Эльза Леждей родилась 19 февраля 1933 г. в Севастополе в семье моряка. Актрисой девочка хотела стать с ранних лет. Уже в 5 классе она вместе с подружками наведалась в гастрольное объединение родного города, чтобы «наняться в артистки».
Свою детскую мечту Эльза смогла осуществить после окончания школы. Обладающая яркой, южной красотой девушка отправилась в Москву и поступила сразу в два театральных училища: Щукинское и Щепкинское. Свой выбор она остановила на Щепкинском училище - основательном вузе при Малом театре. В 1955 году она его с успехом закончила, после чего стала работать в театре киноактера.
Дебют в кино
В кино Эльза Леждей впервые снялась в 1954 году в исторической драме Юрия Егорова «Море студёное», рассказывающей о жизни поморов 18 века. В основу картины были положены подлинные события, когда несколько моряков после встречи с пиратами оказались на необитаемом острове. Для всех они исчезли навеки, и только поморка Варвара (в исполнении Эльзы Леждей) продолжала упорно хранить верность своему жениху.
Для начинающей актрисы Эльза Леждей сыграла вполне неплохо. В сценарии роль была выписана не очень четко, без какой-то особенной психологической глубины. Актриса, со свойственной для молодости искренностью и эмоциональностью, попыталась, насколько это можно, «наполнить» ее. И старания Эльзы не остались напрасными, молодую, яркую, красивую актрису заметили…
Леждей пришла в кино во времена оттепели, пьянившей воздухом перемен. В те годы у зрителя возникла потребность в утончённой женственности - в противовес энергичным энтузиасткам вроде героинь Орловой и Ладыниной, постепенно уходившим в прошлое. Нездешняя Эльза, которой часто доводилось играть вполне земных героинь, значительно и чуть загадочно смотрелась даже в крестьянском сарафане, а то и в комиссарской кожанке. И это при том, что больше всего ей подходили экзотические шляпы.
Эльза Леждей и Владимир Наумов
Немаловажную роль в становлении Эльзы Леждей как актрисы сыграл кинорежиссёр Владимир Наумов, за которого она в те годы вышла замуж. В 1956 году в содружестве с Александром Аловым он поставил знаменитую революционную драму «Павел Корчагин», в которой роль Риты Устинович (подруги Павки) доверил своей жене.
Василий Лановой, партнёр Эльзы Леждей по фильму, рассказывал: «Володя вылизывал для неё каждый кадр. И это замечательно... хотя и немного обидно. То есть жаль, что другими исполнителями он не занимался так подробно. Знаете, со времён «Павла Корчагина» я вообще стараюсь не участвовать в фильме, если в нём снимается жена режиссёра. Впрочем, против Эльзы ничего не имею: она была замечательным человеком - добрым и располагающим».
В другом фильме своего мужа – оптимистической драме «Ветер» - Эльза Леждей сыграла проститутку Мари. Эксперты отмечают, что именно эта картина является вершиной творчества актрисы. Да и сама Эльза Ивановна роль Мари называла в числе самых любимых.
Процесс работы над образом был долгим и кропотливым. Эльза Леждей вносила в сценарий свои уточнения, работала над текстом, стремясь понять Мари до конца, докопаться до ее сути. В результате актрисе в полной мере удалось передать внутренние перемены, происходящие в ее героине. Мари получилась прекрасной и изысканной, и в то же время чуточку смешной и нелепой, а в целом - потерянной и одинокой.
Эксперты особо отмечали точно найденные нюансы. Например, в картине "Ветер" её проститутка Мари, неожиданно влюбившаяся в комсомольца, могла вынуть кисейный платочек как бы из другой жизни и смахнуть им копоть с ящика под вагоном, в котором предстояло отправиться в дальний путь. Или негероическим жестом ужаса зажать уши во время расстрела, разделив судьбу своих новых друзей-комсомольцев. Такие "говорящие" детали придумывались, конечно же, вместе с Наумовым.
Богатство образов
50-е – 60-е годы в творчестве Эльзы Леждей – это время поиска. Яркие, незабываемые работы чередовались с проходными ролями.
Одной из удачных находок стала ее роль в лирической драме Григория Чухрая «Баллада о солдате» (где главные роли исполнили Владимир Ивашов и Жанна Прохоренко). Героиня Эльзы Леждей, молодая, красивая женщина, встречает на перроне вернувшегося с фронта мужа-инвалида. Актриса блеснула целой россыпью молниеносных, сменяющих друг друга эмоций в сорокасекундной роли жены фронтовика, встречающей своего мужа-инвалида на пустынном перроне тылового вокзала. На смену сожалению и неловкости за опоздание, растерянности, боли, тоски, чисто женскому отчаянию пришло нежное и твердое желание бороться за счастье, победить судьбу. Этот эпизод, в котором Леждей выступила вместе с Урбанским, вызвал восхищение зрителей.
Еще одной большой удачей актрисы стала роль француженки Жанны-Мари Лябурб в киноповести «Эскадра уходит на Запад». Изучение биографического материала, а также французского языка (в фильме ее героиня говорит по-французски) помогло актрисе органично вжиться в образ, который получился по-настоящему героическим, без излишней лже-патетики.
К своим работам Эльза Леждей всегда подходила со всей тщательностью, будь то главные роли, роли второго плана или даже эпизоды. Так в фильме «До свидания, мальчики» режиссера Михаила Калика ей досталась совсем крошечная роль жены жестянщика. Но как точно, выверено она играет!
Личная жизнь
В браке с Владимиром Наумовым у Эльзы Леждей родился сын Алексей. Но семейная жизнь оказалась недолгой. В жизни актрисы появился другой мужчина.
Началось все со съемок фильма «Хоккеисты» в 1964 году. В этой картине партнером Эльзы Леждей был красавец-актер Вячеслав Шалевич. Шалевичу пришлось пережить тяжелую любовную драму. Без памяти влюбившись в молодую актрису Валентину Титову, он расстался со своей женой. Какого же было его разочарование, когда Валентина предпочла ему знаменитого режиссера Владимира Басова.
В этой ситуации Эльза Леждей поддержала своего партнёра, сначала чисто по-человечески, по-товарищески, а позже между ними завязался роман.
Вячеслав Анатольевич вспоминал: «Так случилось, что Эльза приняла во мне участие - как-то очень тонко, бережно отнеслась к моей любовной драме. Постепенно мы присмотрелись друг к другу, и между нами завязался роман, который длился больше двух лет. Правда, поначалу Элла была несвободна, но вскоре освободилась. Какое-то время мы жили вместе».
Однако в официальный брак они так и не вступили. Со временем их любовные отношения сошли на нет, они расстались, оставшись друзьями.
Вторым мужем Эльзы стал Всеволод Сафонов. Впервые с этим интеллигентным красивым актёром она встретилась ещё в 1957 году на съемках фильма «Шторм». Но тогда между ними ничего не произошло. Вновь они встретились, спустя 20 лет. К тому времени Сафонов уже успел пережить и настоящую славу, и полузабвение, и увлечение алкоголем. Эльза согласилась на брак при условии, если Сафонов победит свою пагубную привычку. И он справился с этим. С тех пор они больше не расставались…
Зинаида Кибрит
В 1971 году в творчестве Эльзы Леждей наступил новый этап – триумфальный и роковой. На экраны страны вышла первая серия ставшего в последствии легендарным телесериала «Следствие ведут знатоки». Зрителям сразу же пришлась по душе милицейская троица Знаменский (Георгий Мартынюк) – Томин (Леонид Каневский) – Кибрит (Эльза Леждей). Актеры удачно дополняли друг друга, создавая, тем самым, неповторимый, органичный ансамбль.
За период с 1971 по 1989 год вышло 22 фильма о знатоках. За эти годы они стали настоящими народными любимцами, воплотив на экране всеобщее представление об идеальных блюстителях порядка. Да, конечно, это была выдумка, отчасти сказка, да и дела, которые раскрывали Знатоки, по сегодняшним меркам кажутся наивными. Но как необходимы они были тогда! Люди полностью отождествили актеров с их персонажами, и на душе становилось спокойнее, оттого что за порядком в стране следят такие люди, как Кибрит, Знаменский, Томин.
Такого успеха можно было добиться, лишь вкладывая в работу всю душу, что собственно и делала Эльза Леждей. Она сама выстраивала судьбу своей героини, пресекала все попытки режиссеров привнести в сериал личную жизнь, объясняя, что это может разрушить образ: «Зина - человек дела. Тем и симпатична».
В тоже время роль Зиночки Кибрит оказалась для Эльзы Леждей роковой, практически поставив крест на дальнейшей творческой карьере актрисы. Для зрителей Кибрит и Леждей стали по сути одним лицом, и режиссеры попросту не решались приглашать ее на другие роли. А ей так хотелось сыграть Дездемону, Настасью Филипповну и мамашу Кураж! Роли, о которых мечталось, доставались конкуренткам. Леждей пробовалась у Пырьева на Настасью Филипповну в "Идиоте" - не взял. Хотела сыграть Дездемону у Юткевича - не случилось. Был шанс получить роль немой Катарины в фильме "Матушка Кураж", которую ей обещал живой классик Бертольт Брехт. Но из этого тоже ничего не вышло.
Последние годы
В 1989 году вышла последняя серия «Знатоков», а потом сериал закрыли. Эльза Леждей неожиданно для себя оказалась без работы. Режиссеры по-прежнему не хотели приглашать в свои картины актрису с ярлыком Зиночки. И только в год смерти мужа она снималась в фильме «Волчицы».
Спустя три года она осталась одна. Умер ее муж Всеволод Сафонов. Вместе они прожили 21 год, относясь друг к другу с огромной нежностью и любовью. Последние годы Всеволод Дмитриевич тяжело болел, и Эльза Ивановна делала всё возможное, чтобы продлить жизнь дорогого ей человека.
После смерти мужа Эльза Ивановна замкнулась. Она редко выходила из дома, жила на скромную пенсию и на помощь Гильдии киноактеров, пыталась рисовать, писать статьи в различные журналы.
Своего мужа Эльза Ивановна пережила на 9 лет. Ее часто навещал сын Алексей с внуком Володей, в последнее время он приходил почти каждый день. Он то и обнаружил мать мертвой.
Врачи определили рак легких и сердечный приступ. Но память о Леждей не умерла. Она по праву считается одной из самых красивых актрис советского кино. И именно благодаря ей тысячи советских девчонок связали свою судьбу с криминалистикой…
Похоронена на 11-м участке Хованского (Центрального) кладбища рядом с матерью и мужем, актёром Всеволодом Сафоновым.