Сёмина Тамара Петровна родилась 25 октября 1938 года в городе Льгове Курской области, в семье военнослужащего, командира танкового взвода Петра Федоровича Бохонова. Ее отец погиб на войне. В 1942 году ее мама, Тамара Васильевна, была эвакуирована с двумя маленькими детьми, а позже приехала к бабушке с дедушкой в Брянск, где Тамара пошла в школу. В 1946 году в жизнь Тамары вошел отчим - Петр Васильевич Сёмин, он стал для нее любящим отцом и настоящим другом. Как знак благодарности ему Тамара носит его фамилию.
Вскоре Семья Сёминых переехали в Калугу, где Тамара училась до 8 класса. После школы она решила пойти в школу рабочей молодежи, где одновременно и подрабатывала библиотекарем и секретарем.
Кино
Первоначально подав документы в Калужский пединститут, вскоре Тамара их забрала. Решив стать актрисой она поехала поступать в Москву, и в 1956 году выдержав все вступительные испытания во ВГИКе, стала студенткой мастерской О.И. Пыжовой.
Знакомство с кино произошло быстро - уже на 1-м курсе Тамара Сёмина снималась в дипломных картинах молодых режиссеров и операторов. Она сыграла у А. Сахарова в эксцентрической комедии "Человек за бортом"; на 2-м курсе состоялась ее встреча с молодым, но уже известным М. Хуциевым в картине "Два Федора"; на 3-м курсе Т. Сёмина отлично справилась со сложной драматической ролью в фильме "Все начинается с дороги" В. Азарова.
Катюша Маслова
Дипломной работой Тамары Сёминой стала роль Катюши Масловой в экранизации романа Л.Н. Толстого "Воскресение" (1960-61). Экзаменационная комиссия (во главе с В.П. Марецкой) оценила работу на "отлично".
В фильме Тамаре Сёминой особенно удались крупные планы, трагичные и выразительные. И - величайшая редкость в кино тех лет - ее Катюша была по-настоящему чувственной. За роль в "Воскресении" читатели журнала "Советский экран" признали Сёмину лучшей актрисой 1961 года, она стала всеобщей любимицей - как у советских зрителей, так и за рубежом. Фильм с успехом был показан в разных странах мира, а в 1962 году на XV международном кинофестивале в Локарно Тамаре Петровне как лучшей актрисе был присужден приз ФИПРЕССИ. Она была признана лучшей актрисой и на кинофестивале в Мар-дель-Плато в Аргентине. Но самой драгоценной наградой стал похвальный отзыв, прозвучавший из уст самой Джульетты Мазины.
Последующие роли
После "Воскресения" М.А. Швейцер посоветовал актрисе сыграть современницу, и Тамара Сёмина снялась в нескольких интересных ролях - в фильмах "Коллеги", "Порожний рейс"(оба - 1962), "День счастья" (1963). А в 1965 году Михаил Абрамович пригласил Тамару Петровну на роль в своей картине "Время, вперед!", где она, как писали критики, "вырвалась на простор открытого актерского темперамента" и блистательно проявила новые грани своего таланта: эксцентрику, тонкое чувство юмора.
Тамара Петровна много снималась во второй половине 1960-х - первой половине 1970-х в фильмах самых разных жанров, в каждой роли отшлифовывая свой универсальный талант. Среди ее героинь были и современницы, и женщины из других эпох.
В середине 1970-х Тамара Сёмина сыграла 2 крупные роли: Анфису в сериале В.И. Ускова и В.А. Краснопольского "Вечный зов" (1974-77, фильм 1-й) и Марию в картине Л.Е. Головни "Матерь человеческая" (1975).
После показа по телевидению сериала "Вечный зов" Тамара стала поистине всенародной любимицей - зрителей подкупила ее предельная искренность. Тамара Петровна стала получать множество писем, и почти на все отвечала. С некоторыми зрителями у нее завязалась постоянная переписка.
Съемки в "Матери человеческой" отняли меньше времени, но были гораздо более изнурительными, чем работа в "Вечном зове". Фильм снимался в Вешенской с сентября по февраль, и все это время актриса проходила на съемках в одном ситцевом платьице. Ей пришлось и босиком ходить по снегу, и купаться в мороз. Но главное - нужно было отдать себя роли целиком, без остатка, ведь это был уникальный, единственный в своем роде монофильм. Трудность актерской задачи усугублялась еще и тем, что у Тамары Петровны по роли почти не было слов. Остается только удивляться, что эта грандиозная актерская работа осталась недооцененной современниками.
После ряда драматических ролей Тамара Петровна в одном из интервью конца 1970-х годов призналась, что ждет съемок в комедии. Ждать достойной роли пришлось до 1983 года, когда актрису пригласили сниматься в фильме "Одиноким предоставляется общежитие". Комедийно-гротесковая роль воспитательницы женского общежития Ларисы Евгеньевны стала для Тамары Петровны одной из самых любимых и дорогих.
В том же году Т.П. Сёмина снялась в продолжении "Вечного зова" (1983), за эту работу она получила приз за лучшее исполнение женской роли на фестивале телефильмов в Алма-Ате.
В 1961 году Тамара Петровна стала актрисой Театра-студии киноактера. На сцене этого театра Сёмина сыграла много ролей - в таких постановках, как "Русские люди", "Гроза" и других.
Обладая чрезвычайно выразительным, красивым низким голосом, прекрасно работала на дубляже иностранных фильмов: наиболее значительные ее роли - дублирование польской актрисы Кристины Янды в картине "Любовники моей мамы", Анни Жирардо в "Руфи", Эдит Пиаф в фильме "Эдит Пиаф" и другие.
Личная жизнь
Замуж Тамара Сёмина вышла на 2-м курсе ВГИКа за своего сокурсника Владимира Прокофьева, она остается ему верна и по сей день. Редкое явление в актерской среде. Правда, в отличие от своей жены, Владимир Прокофьев не стал широко известен в кинематографической среде, однако зрителям хорошо знаком его голос. В течении более чем тридцати лет Владимир Прокофьев дублировал фильмы на киностудии имени Горького.
В последние годы Тамара Сёмина мало снималась в кино, в середине 90-х годов тяжело заболел муж.
В юности Тамара Петровна дружила с Н. Крючковым, Б. Андреевым, В Санаевым, М. Бернесом. Она называла их любя – «мои подружки». Продолжает дружить с некоторыми сокурсниками. Но самая хорошая дружба с соседями, с людьми совершенно другой профессии.
Очень любит слушать музыку. Среди любимых певцов Ф. Шаляпин, В. Агафонов, Е. Камбурова.
В одном из последних интервью на вопрос: «Почему любовь зрителей к вам не тускнеет с годами, хотя звездой вас никто не называл?» Тамара Петровна Сёмина ответила: «Мы были любимыми артистами. В письмах, которые ко мне летели со всех концов страны, люди писали, что у них есть альбомы для артистов, а моя фотография - в семейном альбоме. Одна старушка на рынке сказала: «О, это наша очень высокая артистка». Не великая. Не знаменитая, нет - высокая. И, честно говоря, не ожидала, что мое скромное появление в сериале «Участок» зрители примут так восторженно. Вообще, когда нас видят, с людьми творится что-то невероятное. Мы - кусочек их жизни».