Ван Гог
При жизни творчество Ван Гога всерьёз не воспринимали, никто не покупал его картин, а те, что он дарил знакомым, они выбрасывали на мусорник, считая бездарной мазнёй. Мечта живописца иметь хотя бы небольшую сумму денег для спокойных занятий творчеством не осуществилась. Нынче его работы экспонируются в самых престижных музеях планеты и оцениваются в миллионы долларов. К примеру, полотно 'Пшеничное поле с кипарисами' было продано за 57 млн, 'Автопортрет с отрезанным ухом и трубкой' – за 80, 'Портрет доктора Гаше' – за 82,5, а 'Ирисы' и 'Портрет почтальона Ж. Рулена' – за сумму свыше 100 млн долларов.
Винсент Виллем Ван Гог пришёл в этот мир 30 марта 1853 г. в южном нидерландском городке Грот-Зюндерт. Его отец – Теодор Ван Гог, протестантский пастор, мать – дочь гаагского книготорговца Анна Корнелия. В семье насчитывалось шестеро детей. Имя Винсенту дали в честь дедушки по отцу, также священнослужителя. Это имя должен был получить брат мальчика, родившийся годом раньше, но он умер, и Винсент стал старшим ребёнком в семье. Самым близким для него был его младший брат Тео, их святая дружба продолжалась до последних дней жизни.
Десятилетним подростком он пробует копировать литографии и делает зарисовки. Отец, постоянно служивший в 'непрестижных' приходах, желал устроить сына на хорошо оплачиваемое место. По достижении 16 лет Винсент, не закончив школы, по ходатайству родственников поступает на работу торговцем картин в гаагскую фирму 'Гупиль'. В 1973 году работает в Лондоне, в филиале компании. Он был плохим коммерсантом, но общение с произведениями искусства посеяло в нём зёрна на будущее. 2-годичный лондонский период изменяет его судьбу. Влюбившись в дочь хозяйки пансиона, юноша не нашёл ответных чувств, что ввергло его в депрессию. Хозяева, стараясь отвлечь парня, любезно помогли ему перевестись в Париж, однако это не помогло, и в результате он потерял место.
В 1877 году Ван Гог переезжает в Амстердам и учится в университете на священника, но вскоре оставляет учёбу и слушает в брюссельской евангелистской школе миссионерский курс. Его искреннее стремление нести свет во тьму получило буквальное выражение: став священником, в 1878 г. он отправился в Боринаж (Бельгия) к тем, кто работает во тьме – к шахтёрам. Не будучи сам обеспеченным, раздавал одежду и деньги бедным труженикам, ухаживал за тифозными больными, отдавая все силы и время жертвенному служению. Начальству не понравились такие крайности, и через полгода Винсенту запретили эту деятельность. Произошёл разрыв с семьёй.
Очередная депрессия и душевный кризис побуждают Винсента искать утешение в занятиях рисованием. Он принимает окончательное решение: будет художником! И горячо увлекается изображением местных ткачей и шахтёров. И здесь мы обнаруживаем интересную особенность художественного становления личности – оно происходит через любовь к людям: тяга к изображению обездоленных проистекала из его глубокого сочувствия к ним, искреннего божественного сострадания. Все законы и средства художественного творчества сводились лишь к одному – выразить эту любовь. Отсюда такое пронзительное гуманистическое начало в его работах. Брату он говорил, что главным в произведениях великих мастеров является заключённое в них слово Бог.
В 1880-м, поступив в брюссельскую Академию художеств, молодой художник вскоре бросает её; он самостоятельно штудирует специальные книги, копирует картины великих, произведения Ж. Милле. Возвратившись в 1881 г. в Голландию, в Гаагу, берёт уроки рисования у дальнего родственника – А. Мауве и создаёт первые работы маслом: 'Натюрморт с пивным стаканом и фруктами', 'Натюрморт с капустой и деревянными башмаками'. В это же время Винсент получает резкий отказ от кузины Кеи, сердце которой хотел завоевать. Странные и неуместные ухаживания за двоюродной сестрой послужили причиной его ссоры с родителями. В 1882 году он связывается с проституткой Син, использует её также в качестве натурщицы, однако через год разрывает с ней отношения.
В 1883-м художник возвращается к родителям в Нюэнен. Два года он активно развивает мастерство, создавая этюды, пейзажи и многофигурные композиции. В этих работах выражено глубокое сочувствие к простым людям, передана угнетающая атмосфера их жизни, что достигалось экспрессивным рисунком и использованием мрачных красок. К сожалению, Винсент уничтожил многие из творений этого периода, осознавая их несовершенство. Самое знаковое из созданного – 'Едоки картофеля' (1885 г.), пронзающие зрителя ощущением нищеты, беспросветности крестьянского быта. Брат Тео постоянно помогает Винсенту материально, но живописец тратит все средства на краски, холсты, оплату натурщиц, обделяя себя в насущном. Интенсивный рост мастерства в этот период уравновесился жизненными потрясениями. Влюбившись в дочь соседей Марго, Винсент не мог связать с ней судьбу, так как обе семьи были против их отношений. Избранница пыталась покончить с собой, выпив стрихнин. В это же время заболела его мать, и в мир иной ушёл отец.
В конце 1885 г. художник уезжает в Париж, где окунается в художественную среду Франции; в знаменитых музеях созерцает шедевры мастеров, работы импрессионистов, восхищается Делакруа, общается со столпами импрессионизма Сера, Дега, Писсарро, Гогеном, Лотреком, Бернаром; постигает значение цвета в ж ивописи и жанр японских гравюр, поняв раньше других важность восточных влияний на формирование авангардных направлений изоискусства. Ван Гог активно экспериментирует с цветовыми сочетаниями, у Ф. Кормона берёт уроки живописи. Мрачная голландская жизнь отходит на второй план, во Франции он не чувствует себя одиноким.
Постоянные неудачи на личном фронте приводят мятущуюся душу к мысли, что художник не должен вообще иметь семейного очага, и он ограничивается случайными связями с женщинами.
В 1888 году Винсент отправляется в провинциальный южный городок Арль. Это был период расцвета таланта и плодотворных свершений. Здесь художник создал лучшие свои шедевры: серию картин 'Подсолнухи', пейзажи 'Подъёмный мост в Арле', 'Жатва в Арле', 'Дерево в цвету', портреты привлекших его личностей – 'Девушки из Арля', 'Почтальона Рулена' и его близких. 'Красные виноградники в Арле' захватывают цветовыми диссонансами, напряжённым взаимодействием природы и трудящегося человека. Силою своего таланта художник одухотворяет обычные предметы быта. Картина 'Спальня Ван Гога в Арле' воплощает безнадёжность и тревогу, так свойственную душе Винсента. Он изображает также ночные виды с искусственным освещением. Внутренним трагизмом поражает картина 'Ночное кафе в Арле' с её чувством одиночества и зловещей тоски. Живописец словно вселяет свой мятущийся дух в материальный мир: уходящие в резкую перспективу полы, столы, стулья, чехарда мрачных цветов и исчезающие в ней фигуры людей создают ощущение жуткого, демонического диссонанса окружающей жизни.
Ему удалось уговорить друга Поля Гогена приехать к нему. Они совместно работали, дискутировали об искусстве, но очень скоро выявились различия во взглядах, что не способствовало душевному здоровью Винсента. Им владела идея создать в городке артель художников, своего рода объединение единомышленников, и этой мыслью он делился с приятелем. После очередной размолвки Ван Гог чуть было не накинулся на коллегу с бритвой. Поль убежал и провёл ночь в гостинице, подальше от греха, решив уехать, а Винсент разрядил агрессию на собственном ухе. Его помещают на две недели в госпиталь. В начале 1889 г. появляются полотна 'Человек с трубкой', 'Автопортрет с отрезанным ухом', 'Кресло Гогена при ночном освещении' как воспоминание о светлых моментах их общения.
Начиная с 19 лет, Винсент постоянно переписывается со своим братом, делясь сокровенными мыслями об искусстве и жизни. Вероятно, именно благодаря переписке и пониманию родного человека художнику удавалось так или иначе удерживать своё душевное состояние в относительном равновесии. Ему дороги были встречи с Теодором, его деятельная помощь и участие в судьбе. Но в апреле 1889 г. младший брат женится: самый близкий человек отдалялся от него, усиливая одиночество… Художник сознавал, что теперь будет дополнительной обузой, камнем на шее у своей главной опоры. Полный отчаяния, измученный, добровольно уходит в больницу для душевнобольных в Сан-Реми. В промежутки ремиссии Ван Гог изображает сад медзаведения и его окрестности, создаёт фантастические 'Звёздную ночь', 'Оливы, синее небо и белое облако', 'Хлеба и кипарисы', 'Большую дорогу в Провансе'.
Выйдя из лечебницы в мае 1890-го, Винсент едет в Овер-сюр-Уаз – маленькую деревню под Парижем, находит там массу интересных мотивов для работы. Последний, оверский период творчества и жизни – лебединая песня живописца. В это время происходит бурный и максимально плодотворный выброс творческой энергии, он работает на износ, с утра до вечера. Ему удалось за 2 месяца создать 70 картин и 32 рисунка. Он пишет портрет своего лечащего врача-психиатра и друга Поля Гаше, отобразив его человечность и тонкость натуры. Полотно-шедевр 'Пейзаж в Овере после дождя' отличается пронзительно-лирическим восприятием природы, изысканным и динамичным колоритом звучных красок. Но в основном в работах наружу прорывается внутренний конфликт личности, уже разорванное сознание, проявляясь в диссонансе мазков, красок и композиции, в искажениях архитектурных форм и деревьев. Таковы 'Хижины', 'Церковь в Овере', а последняя работа 'Стая ворон над хлебным полем' содержит кромешное предчувствие неотвратимого.
27 июля 1990 года душевно измождённый, разуверившийся в жизни и ценности собственного творчества, художник уходит в поле и стреляет в себя из револьвера. Через два дня его не стало. Рядом с умирающим находился любящий брат Тео, через полгода ушедший вслед за родственником. Даже кончина не разлучила их: в Овере они покоятся рядом.
Винсент Ван Гог сумел силою своей человеческой воли и духа всего за каких-то 10 лет взрастить в себе гения – случай беспрецедентный в мире изобразительного искусства. Его безумие было гениальным действительно, а не мнимо. Патология психики удивительным образом трансформировалась в могучие художественные образы, стала неповторимой эстетической ценностью в виде его бессмертных творений. Художник Писарро по этому поводу заметил: 'Я знал, что Ван Гог либо сойдет с ума, либо оставит нас всех далеко позади. Но я никак не предполагал, что он сделает и то, и другое'. А сам Винсент однажды изрёк: 'Я заплатил жизнью за свою работу, и она стоила мне половины моего рассудка'.
Картины гения соединяют в себе непосредственное впечатление от жизни с глубочайшим философским её чувствованием и осмыслением, наполненным гуманизмом и скорбью одновременно.