Ранние годы
Марсель Марсо родился 22 марта 1923 года в Страсбурге, в еврейской семье эмигрантов из Польши. Мать маэстро – Анна Верцберг родилась в Яблуневе недалеко от города Коломыя (ныне Украина, Ивано-Франковская область). Когда девочке исполнилось 8 лет, их семья бежала от еврейских погромов в Эльзас, который тогда принадлежал Германии. Там она позднее вышла замуж за Шарля Манжеля. В 1923 в Страсбурге (Франция) у них родился сын. Назвали его Исер, но для друзей он был Марсель.
Интерес к актёрскому искусству пробудился у Марсо после знакомства с фильмами Чарли Чаплина.
До 15 лет жил в Страсбурге. Во время второй мировой войны был вынужден бежать с семьей, как и многие еврейские семьи Страсбурга, в Лимож. Большинство его родственников, в том числе родители, погибли в Освенциме. Марсель и его брат Ален избежали депортации, взяв себе для поддельных паспортов фамилию наполеоновского генерала – Марсо. Участвовал в Сопротивлении. Марселю было 20, когда он, благодаря уникальному дару – мгновенно менять свое выражение лица и походку, – переправил в Швейцарию и спас более 70 еврейских детей. С риском для жизни он проходил мимо постового, а тот всякий раз принимал его за другого человека.
В 1944 вместе с американскими солдатами юноша воевал за освобождение Франции, служил переводчиком генерала де Голля (в совершенстве владел 3-мя языками), благодаря отличному знанию английского был связным с армией генерала Паттона.
В Лиможе посещал Школу декоративных искусств, где учился искусству росписи по эмали и серьёзно увлекался рисунком и живописью, затем учился в парижском Театре Сары Бернар у режиссёра Шарля Дюллена и актёра Этьена Декру (именно Декру обучил Марсо мимическому искусству).
Карьера
В 1947 году Марсо создал сценический образ лирического, смешного и грустного клоуна Бипа— белолицего клоуна в полосатом свитере и потрёпанной шляпе, что принесло ему всемирную известность. Его искусство состояло в том, чтобы выражать свои мысли языком жестов: «Чтобы выразить то, что у нас на сердце, слова не нужны». Этот герой стал главной фигурой многочисленных коротких мимических сценок — «Бип и бабочка», «Бип — продавец шаров», «Бип-укротитель» и многих других. Марсо создал поэтический образ доверчивого человека. Человека, любящего людей и жизнь. За исполнение пантомимы «Смерть перед зарей» Марсо и его труппа были награждены престижной премией Дебюро. Марсо продолжал ставить замечательные мимодрамы — «Ярмарка», «Игрок на флейте», «Мориана и Гальван».
Тогда же организовал труппу «Содружество мимов», которая просуществовала до 1960 года. Его постановки шли на лучших площадках, включая «Театр Сары Бернар« и «Театр Елисейских полей».
В 1952 году он осуществил одну из лучших своих работ — пантомимическую инсценировку гоголевской «Шинели». Он создал потрясающий образ Башмачкина — раскрыл мимическими средствами тему крушения человеческой мечты.
Марсо был блестящим мастером. Он смог искусство пантомимы поставить в ряд настоящих театральных событий. Ему были доступны самые разные оттенки и жанры. Философским содержанием были насыщены миниатюры «Отрочество. Зрелость. Старость», «Давид и Голиаф», «В мастерской масок».
В 1959 году Марсо поставил знаменитую пантомиму «Париж смеется, Париж плачет», героем которой также явился давний знакомец Бип.
Мимодрама Марселя Марсо — это дыхание поэзии, это искусство большой драматической силы и эмоционального воздействия. Театр пантомимы Марселя Марсо — редкий театр. Именно в нем впервые была доказана и талантливо утверждена возможность существования театра пантомимы вообще.
В 1978 году Марсо создал Парижскую школу пантомимы.
Марсо и международное признание
В течение десятилетий выступал сольно. Неоднократно приезжал с гастролями в Советский Союз, впервые в 1961 году. Там, где он выступал, стихийно возникали любительские студии пантомимы. К концу 1970-х только в Ленинграде насчитывалось около 20 самодеятельных театров пантомимы.
А театр пантомимы «Лицедеи» вслед за Леонидом Енгибаровым стал совершенно самостоятельным культурным феноменом.
Бывший руководитель клоун-мим-театра «Лицедеи» Вячеслав Полунин так говорит о влиянии Марсо на своё творчество: «У меня было много учителей, и Марсо — один из них. Потому что Чаплин для меня — точно так же, как когда-то для Марсо, — такой же великий мой учитель. Поэтому и Марсо, и Чаплин, и Енгибаров — мои кумиры. А что сказать про Марсо? Конечно, если бы я его не увидел по телевидению когда-то в мои, наверное, лет 15, я навряд ли бы уехал из деревни в Питер».
В Советском Союзе, а потом и в России Марселя Марсо полюбили, как, может быть, нигде на свете. Он даже появился в нашем кино — в 1967 году в комедии «Его звали Роберт» («Ленфильм»).
Дарования Марселя Марсо многообразны и разносторонни. В 1978 году он создал в Париже Школу мимов, а для развития пантомимы в США — фонд Марсо. Дети многих стран с удовольствием читают его книги «Азбука» и «Арифметика Марселя Марсо», которые он сам проиллюстрировал. Выходят в свет книги его рисунков и поэзии — «Баллада о Париже и мире», «Фантазии Бипа», «История Бипа», «Пимпорелло» и другие.
Кроме того, он состоял членом Берлинской и Мюнхенской академий изящных искусств, а также членом престижного Института Франции. В 2002 году Марсель Марсо стал послом доброй воли Второй всемирной ассамблеи ООН по проблемам старения.
Марсо награждён орденом Почётного легиона — высшей государственной наградой Франции. В 2002 году стал послом доброй воли ООН.
Личная жизнь
Марсель Марсо был женат три раза и имеет четверых детей.
От первой жены Югетт Малет (Huguette Mallet) у Марсо два сына – Батист и Мишель.
Со второй женой, Эллой Ярошевич (Ella Jaroszewicz) у артиста детей не было. Третья жена Анн Сикко (Anne Sicco) подарила ему двух дочерей – Камиллу и Орелию.
Умер 22 сентября 2007 года на 85-м году жизни. До последних своих дней, выступая перед многочисленными поклонниками, он оставался таким же трогательным, легким, пластичным, безупречным, как и 50 лет назад. Алый цветочек в трепетных пальцах маэстро навсегда останется для миллионов символом света, любви и надежды. Пресса не побоялась назвать его «самым известным французом в мире».
Марсель Марсо похоронен на парижском кладбище Пер-Лашез.
Его восковая фигура стоит в Музее восковых фигур в Париже.