Джон Хартфорд родился 30 декабря 1937 в Нью-Йорке, в семье Др. Карла и Мэри Хартфорд. Музыкант провёл своё детство в Сент-Луисе. В подростковые годы, находясь под сильным влиянием от блюграссовых банджо-исполнителей Билла Монро и Эрла Скраггса, Джон купил свое первое банджо за $2 и очень скоро добился неплохих результатов.
Его ранние проявления способностей к музыке начались с радиопередачи — «Grand Ole Opry», транслируемой в Нашвилле. В известной радиопередаче принимал участие любимый музыкант Джона — Эрл Скраггз (легендарный исполнитель, известный своей игрой на банджо тремя пальцами). Хартфорд отмечал, что, когда он впервые услышал игру Эрла Скраггза на банджо, это изменил его жизнь. В возрасте 13 лет, Хартфорд уже был профессиональным скрипачом и исполнителем игры на банджо, а вскоре научился играть на гитаре и мандолине. Хартфорд сформировал свою первую блюграсс-группу в то время как ещё учился в Средней школе Джона Берроуза (англ. John Burroughs School). По окончанию школы, Джон поступил в Вашингтонский университет Сент-Луиса, где проучился 4 года по программе прикладных искусств, но вскоре выбыл для того чтобы сосредоточиться на музыке. Однако в 1960 году, он получил учёную степень. Музыкант целенаправленно погружал себя в атмосферу местной музыки, работая как ди-джей, играя в музыкальных группах, и иногда записывая синглы для местных лейблов. В 1965, музыкант переехал в Нашвилл — центр музыки кантри, и спустя год в 1966 году подписал контракт со студией «RCA Records», где выпустил свой дебютный альбом — Looks at Life в 1967.
В 1967 году музыкант выпускает свой второй альбом — Earthwords & Music, в который войдёт прославивший его имя хит — «Gentle On My Mind». Эта песня стала популярной в США и принесла Хартфорду успех вскоре после того, как вокалист-гитарист Глен Кэмпбелл сделал из неё хит в 1967 году. «Она купила мою свободу», — однажды сказал Джон о балладе «Gentle On My Mind». В 1968 году музыкант получил две награды в номинациях «лучшая фолк-композиция» и «лучшая песня в стиле кантри-энд-вестерн» за свою балладу «Gentle On My Mind». [2]. После выпуска песни «Gentle On My Mind», популярность Хартфорда быстро росла, и вскоре музыкант переехал на Западное побережье. С этого времени, музыкант стал постоянным гостем в программе «Smothers Brothers Comedy Hour». Успеха на «SmoBro» было достаточно для того, чтобы Джону предложили главную роль детектива в телевизионном сериале, но музыкант отказался от предложения и вернулся в Нашвилл для того чтобы целиком посвятить себя музыке. Хартфорд был также постоянным гостем в таких телевизионных шоу, как «The Glen Campbell Goodtime Hour» и «The Johnny Cash Show». «Его музыка и тексты непохожи на то, что я когда-нибудь слышал, — написал о Хартфорде в примечаниях к его дебютному альбому певец Джонни Кэш. — Он свой в доску человек, который говорит и поёт то, что он чувствует и переживает, он настоящая личность, потому что у него есть свой внутренний мир».
Блюграсс
В 1968—1970, Хартфорд записал четыре альбома, выпущенных под лейблом «RCA Records»: The Love Album, Housing Project, John Hartford, и Iron Mountain Depot. В 1971, он начал записываться на лейбле «Warner Bros. Records», где ему дали больше свободы делать записи в нетрадиционном музыкальном стиле. Хартфорд сформировал свою собственную группу (в которую вошли Вассар Клементс, Тут Тэйлор и Норман Блейк) и начал выступать сольно. Он сделал запись нескольких альбомов, определяющих музыкальный стиль его более поздней карьеры, включая альбомы Aereo-plain и Morning Bugle. О группе Хартфорда, Сэм Буш говорил: «Без Aereo-plain» (и бенда Aereo-Plain) не было бы newgrass музыки".
После ухода с «RCA Records» музыкант выпускал свои альбомы на лейбле «Flying Fish Records», продолжая выступать с Джеймсом Тейлором, The Byrds и одним из своих кумиров Биллом Монро. Хартфорд продолжал эксперементировать с нетрадиционной страной и блюграссом, в которых участвовали и другие исполнители кантри (такие, как Сэм Буш). В этот период были выпущены два альбома (1977 и 1980 гг.), записанные совместно с Дугом и Родни Диллардом из группы The Dillards и Сэмом Бушем). Сессии включали в себя работу над такими песнями, как «Boogie On Reggae Woman» и «Yakety Yak». Спустя десятилетие, в 1977 году, музыкант получил вторую премию Грэмми в номинации «лучшее этно- или традиционная запись» за альбом «Mark Twang».
На протяжении всей своей музыкальной карьеры, Хартфорд работал на многих лейблах. В 1991 музыкант создал собственную звукозаписывающую студию — «Small Dog a’Barkin' label». В 1990-ых Хартфорд снова начал записываться на лейбле «Rounder Records», где он записал многие известные песни, многие из которых воплотили в себе более ранние формы кантри. Среди них альбом 1999 года — Retrograss, записанный совместно с Майком Сигером и Дэвидом Грисменом. Репертуар музыкантов включал такие песни, как «(Sittin' on) the Dock of the Bay» (сингл Отиса Реддинга), «Maybellene» (сингл Чака Берри), «When I'm Sixty-Four» (песня The Beatles) и «Maggie's Farm» (сингл Боба Дилана).
Песни музыканта включены в саундтрек к фильму «О, где же ты, Брат?», за которые музыкант удостоился премии Грэмми. В 2001 году Хартфорд начал свой заключительный тур Down from the Mountain. Выступая в Техасе в апреле того же года, музыкант почувствовал, что больше не в состоянии владеть своими руками из-за больше чем 20-летней борьбы с раковым заболеванием, и его карьера вскоре была закончена.
Хотя Хартфорд считают одним из представителей блюграсс-движения, музыкант всегда оставался глубоко предан традиционной музыке. Его группа и последние записанные альбомы отразили любовь музыканта к раннему блюграссу и к музыке прошлых лет. Дихотомия — одна из самых привлекательных особенностей музыки Хартфорда в то время как музыкант находился на границах расширения традиционной музыки, он оставался неразрывно связан с корнями американской народной музыки.
Работа на пароходах
Культура реки Миссиссипи и её пароходов очаровывала Хартфорда с раннего возраста. «Я всегда любил лодки, и я всегда любил реку». «Когда я учился в пятом классе, у меня был школьный учитель, который был фанатиком пароходов. В 1947 году старый пароход «Беркут» (англ. The Golden Eagle) разбился в Иллинойсе. Учителю удалось купить ходовую рубку и отбуксировать её на планшетном грузовике. Пароход поместили в наш школьный двор, и тогда это произвело на меня огромное впечатление.».
Любовь Джона Хартфорда к рекам и речным судам, зародившаяся ещё в детстве сохранилась до конца жизни музыканта. Когда музыкант начинал говорить об этом, его разговор становился медленным и ритмичным. «Фактически, моим первым выбором профессии не должна была быть музыка — я должен был стать лоцманом парохода». Вокруг не было много пароходов, но мне удавалась плавать на некоторых из них». Я хотел работать на пароходах, но мною овладевала музыка. Музыка всегда была рядом, и я не мог помочь себе... Я помню, как ходя работать на реку летом, всегда брал с собой своё банджо, и музыка отвлекала меня».
Музыкант активно совмещал работу на реке с музыкой. В 1970-ых, Джон Хартфорд приобрёл лицензию на управление пароходом. Музыкант долгие годы работал на пароходе «Julia Belle Swain», управлял буксиром на реках Миссиссипи, Иллинойса, и реках штата Теннесси. В истории парохода «Julia Belle Swain» имени музыканта присваивают прославление знаменитого парохода в 1970-е годы, когда музыкант посвящал многочисленное количество своих песен любимому пароходу.
Музыкант работа матросом на Линии Баржи Долины Миссиссипи (англ. The Mississippi Valley Barge Line) и в Среднезападной Буксирной Компании (англ. Midwest Towing Company), буксируя уголь на лодки. «Мы размещали уголь вверху и внизу по реке Иллинойса между Сент-Луисом и Ламонт, и обслуживали доки погрузки угля по реке Иллинойса», — вспоминал музыкант. Мы буксировали уголь между Честером, Иллинойсом и Сент-Полем, штатом Миннесота к верхней реке Миссиссипи.
В поздний годы жизни, музыкант возвращался к реке каждое лето. «Работа лоцмана — это безвозмездный труд», — говорил музыкант. Дом музыканта в Мадисон, штат Теннесси расположен на изгибе реки Камберленд и построен по проекту, символизирующем палубу парохода.
Известный скрипач и исполнитель банджо, Джон Хартфорд стал инновационным голосом в истории кантри-музыки и волнующим напоминанием об исчезнувшей эре. Наряду с его собственными составами, таким как «Долгие жаркие летние дни и объединение Кентукки» (англ. Long Hot Summer Days and Kentucky Pool), Хартфорд исполнял старые речные песни. Музыкант мог часами рассказывать о пароходах или демонстрировать свинцовые звонки, которые самый известный хроникёр реки принимал за имя «Марка Твена» (или «две морских сажени»). Музыкант также является автором детской книги — «Пароход в кукурузном поле» (англ. Steamboat in a Cornfield), в которой описывается история парохода Вирджиния на реке Огайо. Книга была выпущена в октябре 1986 года.
Поздние годы
С 1980-ых, Хартфорд боролся с раковым заболеванием лимфатической системы — лимфомой не-Ходжкина (англ. non-Hodgkin’s Lymphoma). 4 июня 2001 года музыкант умер в больнице «Centennial Medical Center» в Нашвилле (штат Теннесси, США) в возрасте 63 лет.
Незадолго до своей мерти, Хартфорд работал над биографией известного скрипача Эда Хейли. Музыкальный альбом Джона Хартфорда The Speed of the Old Long Bow (1998) — это трибьют-альбом на песни Хейли. Хартфорд также написал несколько диктаторских текстов для документальных фильмов Кена Бёрнса.
Именем Джона Хартфорда названа одна из звёзд на Аллее Славы Сент-Луиса.
За творческий вклад в музыку, Джону Хартфорду присвоена посмертная награда «Ассоциацией Американской Музыки» в сентябре 2005 года.
Вклад
Джон Хартфорд известен, как американский музыкант широкого профиля, выпустившего при жизни более 30 музыкальных альбомов. Широкий спектр музыкальных стилей, в которых работал музыкант берёт своё начало от традиционной музыки (ранние записи которой певец записал на студии «RCA Records») до нового и экспериментального звука newgrass. В поздние годы своей карьеры, музыкант всё чаще возвращался к исполнению традиционной народной музыки.
Альбомы Aereo-plain (1971) и Morning Bugle (1972) принято считать одними из самых успешных работ Хартфорда, выпущенных в годы, в котором артисты, такие, как Хартфорд и New Grass Revival, лидером которой являлся Сэм Буш, будут создавать новую форму кантри-музыки. В дальнейшие годы, музыкант делал записи из репертуара старой народной музыки, а также выпускал «живые» альбомы.
Хартфорд сделал наброски для обложек музыкальных дисков, выпускаемых в середине его карьеры (см. обложку альбома Mark Twang). Уникальной особенностью в художественной работе музыканта было то, что он мог делать рисунки обеими руками одновременно.
Джона Хартфорда помнят как влиятельного и новаторского исполнителя. Музыкант не ограничивался работой лишь в одном музыкальном жанре. Артист продолжал работать над записью новых песен до тех пор пока болезнь окончательно не захватила его. Уникальность его исполнения глубоко ценится и сегодня, а имя музыканта уже вошло в историю американской музыки.