Отец Анны был танцором, работал театральным художником-постановщиком. Мать, шведка по происхождению, была балериной. В детстве Анна занималась танцами, брала уроки игры на пианино.
Достоверных данных о раннем периоде её жизни практически не сохранилось. Существует предположение, что отец погиб во время первой мировой войны и после его смерти Анна уже работала, чтобы поддержать больную мать.
По другой версии, он остался жив, разыскал потерявшуюся дочь, затем со своей цирковой труппой колесил по России. К двенадцати годам девочка уже стала звездой цирка.
Потом играла в любительском театре. Затем на пятнадцатилетнюю актрису обратил внимание К. С. Станиславский и составив ей протекцию, определил в Московскую киноакадемию.
Где тут правда, а где вымысел, к рождению которого, возможно, приложила руку и сама актриса?
Псевдоним
Считается, что получив при рождении имя Анель Судакевич, актриса взяла псевдоним Анна Стен, однако в титрах её фильма под названием «Земля в плену» указаны обе персоналии — и Стен, и Судакевич. Вероятно, это является следствием ошибки, ибо это на самом деле две разные актрисы. В источниках, где приводится их фильмография, существуют разночтения. К примеру, ретроспектива фильмов Стен, проведённая на Международном кинофестивале в Ля-Рошели в 1999 году, включала в себя картины, в которых фигурирует Судакевич. В то же время в некоторых фильмографиях Судакевич присутствуют фильмы с участием Стен. Более того, актриса с именем Анель Судакевич снималась в советском кино в 1920-х («Потомок Чингисхана», «Поцелуй Мэри Пикфорд»), 1940-х («Иван Грозный») и 1970-х годах («Агония», «Маленькие трагедии»). Существуют и источники, где в качестве имён Стен указаны Анель Стенская-Судакевич и Аннушка Стенски-Судакевич. Возможно, подобная путаница связана с совпадением настоящих имён двух актрис, которые снимались в советском кинематографе в один и тот же период.
Теперь трудно установить, позаимствовала ли Анна свой псевдоним или образовала от фамилии матери. Так или иначе с этим псевдонимом она обрела славу.
Карьера в СССР
В 1926 году Анна дебютировала в немом кино, получив небольшую роль стенографистки в комедии «Мисс Менд». Сценаристом фильма был Борис Барнет, впоследствии он стал известным советским кинорежиссёром и в 1933 году снял антивоенную картину «Окраина», удостоенную приза Венецианского кинофестиваля. Он же сыграл в фильме главную роль и выступил в качестве помощника режиссёра Фёдора Оцепа, за которого Анна в 1927 году вышла замуж. В последующие годы Оцеп снял жену ещё в четырёх лентах.
Карьера актрисы в СССР развивалась быстрыми темпами. Она перешла на главные роли уже в 1927 году, снявшись у Барнета в комедии «Девушка с коробкой». Затем в 1928 году последовали ведущие роли в фильмах «Земля в плену», «Мой сын» и «Белый орёл», режиссёром которого был один из пионеров отечественного кинематографа Яков Протазанов, а партнерами Анны — театральный актёр Василий Качалов и режиссёр Всеволод Мейерхольд, Стен стала настоящей звездой советского кино.
Эмиграция в Европу
Некоторые ранние фильмы Стен демонстрировались в иностранном прокате и имели резонанс, поэтому в 1930 году Анна по линии Межрабпомфильма отправилась в Германию и снялась там в звуковом фильме «Бухгалтер Кремке». На родину актриса решила не возвращаться и продолжила карьеру в Европе. В тот же период эмигрировал и её супруг.
В 1931 году Оцеп снял супругу в двух фильмах. Это были успешные экранизации романа Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» — снятая во Франции одноимённая картина и её версия немецкого производства под названием «Убийца Дмитрий Карамазов» (актриса исполнила роль Грушеньки).
Продюсером последнего фильма был выходец из России Юджин Френке. Вероятно, на съёмках между ним и Стен завязался роман, так как в 1931 году актриса оставила Оцепа и вскоре вышла замуж за Френке. В том же 1931 году Стен появилась ещё в двух картинах, «Сальто-мортале» и «Бомбы над Монте-Карло», а затем снялась в паре со знаменитым Эмилем Йеннингсом в драме 1932 года «Бури страсти».
С Гари Купером в фильме «Брачная ночь» (1935).
Голливуд
В 1932 году на Анну обратил внимание продюсер Сэмюэль Голдвин и пригласил её в Голливуд. Она не знала языка, поэтому по прибытию в Америку актрисе пришлось около года упорно заниматься, чтобы овладеть основами английского и уменьшить акцент. Её первая американская картина «Нана», снятая в 1934 году по мотивам одноименного романа Эмиля Золя, была широко разрекламирована в прессе, однако кассового успеха не имела.
На протяжении двух лет Анна снималась хотя и редко, но у именитых режиссёров и в паре со звёздами. В том же 1934 году она сыграла Катюшу Маслову в драме Рубена Мамуляна «Мы снова живы» по роману Толстого «Воскресение» c Фредриком Марчем в роли Нехлюдова). В 1935 году последовал дуэт с Гари Купером в мелодраме Кинга Видора «Брачная ночь» (премия Венецианского кинофестиваля за режиссуру).
Завершение карьеры
В 1936 году Стен снялась у своего мужа Френке в мелодраме «Одинокая женщина» (сценаристом выступил Оцеп). Затем она на три года исчезла с экранов, и после драмы 1939 года «Экспресс изгнания» стала сниматься очень редко и преимущественно на вторых ролях.
1943 год стал последним продуктивным периодом Стен: вышло сразу три фильма на военную тематику («Четники», «Они пришли разрушить Америку» и «Три русские девушки»), где она играла главные роли. Последними работами актрисы были военная драма 1962 года «Монахиня и сержант» и сериал 1964 года «Арест и суд».
Свет угасшей звезды
Завершив свою кинематографическую деятельность, Анна Стен занялась живописью. Ее работы экспонировались в музее в Бостоне, побывали в европейском турне. Сама она держалась стойко, «до конца своих дней она жила так, как будто ее карьера звезды была запрограммирована и внезапно разрушена, но все это не отразилось на ее моральном состоянии» (Ж.Л.Пассек).
Анна Стен умерла 12 ноября 1993 года в Нью-Йорке от сердечного приступа, о чем появилось сообщение в журнале «Variety».
Память
В Европе ее не забыли. Российские и немецкие фильмы с ее участием вошли в классический фонд, к которому часто теперь обращаются. В 1999 году во Франции была устроена специальная ретроспектива, посвященная Анне Стен, где чередой прошли, одна за другой, ее экранные героини, сыгранные в России, Германии и в Голливуде.