В детстве Хржановский терпеть не мог анимацию. Изменил свое мнение, только когда увидел в Ленинграде диснеевскую Белоснежку – случайно попал на показ знаменитого мультика. Сам переживает – эти признания звучат довольно резко: «Да я просто увидел в нем человеческие эмоции, не по узкоколейке направленные, а с разнообразным спектром»
Любовь к отечественной анимации ему привил Федор Хитрук. Фильм «История одного преступления» вышел как раз в год, когда Хржановский заканчивал факультет режиссуры игрового кино, и во многом определил выбор начинающего кинематографиста.
Диплом Хржановского – анимационная лента «Жил-был Козявин». Ее поначалу во ВГИКе отказывались принимать с формулировкой «сюрреализм». Однако Сергею Герасимову фильм понравился. «Это же наш социалистический сюрреализм – соцсюрреализм», - сказал мэтр.
«Когда я сделал фильм «Жил-был Козявин» при поддержке Геннадия Шпаликова, я понял, что искусство это грандиозное, - говорит Андрей Хржановский. – Я до сих пор так думаю. Чем анимация замечательна, тем, что еще даже непонятны ее истинные возможности, и в полном охвате никогда не будут понятны». Это же «зеленый свет» всевозможным экспериментам, которых в творческой биографии Хржановского было немало. Он использовал необычный литературный материал – например, рассказ Тонино Гуэрры «Лев с седой бородой», а то и сам придумывал что-нибудь звонкое и музыкальное – «Дом, который построил Джек» и «Английский бутерброд». Сочетал анимацию и документалистику, и создавал фильмы на основе рисунков и эскизов Феллини и Пушкина.
«Когда я захотел сделать фильм по рисункам Пушкина, ответ был получен отрицательный – нет, это невозможно, это не соответсвует специфике мультипликации, - рассказывает режиссер. – Там сидели люди, которые знали все, про специфику мультипликации, про которую мы не знаем! Пришлось выжидать много лет».
У Пушкина две тысячи рисунков, переживал Хржановский, а мы видели не больше 20. Зато теперь режиссеру время от времени подкидывают идеи: «А Вы помните, что Лермонтов хорошо рисовал», «а у Гоголя какие были рисунки».
Однако всерьез и надолго Хржановского заинтересовала другая личность – его современник Иосиф Бродский. Сначала вышел анимационный эскиз «Полтора кота»… А спустя несколько лет – первый полнометражный фильм режиссера, «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину» в любимом им жанре «кентавристики», сочетающем элементы анимации, игрового и документального кино.
«Дал себе зарок – снимать игровое кино тогда, когда по системе классика – «не могу молчать», - признается Хржановский. – Когда материал, моя фантазия сойдутся в едином комплексе. И вот это сошлось».
Фильм по мотивам биографии и творчества Иосифа Бродского получил призы на многих фестивалях в России и за рубежом. По словам режиссера – для него самого это стало путешествием и в его собственную юность – в такие же «полторы комнаты» в коммуналке, где все когда-то только начиналось…
Преподаватель ВГИКа, заведующий кафедрой режиссуры анимационного фильма. Организатор (1993, совместно с Э.В.Назаровым, Ю.Б.Норштейном, Ф.С.Хитруком) школы-студии «ШАР», председатель Совета учредителей, художественный руководитель.
Андрей Хржановский - заслуженный деятель искусств России, дважды лауреат Государственной премии России.