Чаще всего причина одна – актёры уходят в кино, их привлекают необычные роли… Дворецкий, возможно, или трусливый преступник, часто роль Королевы Елизаветы Первой… А в случае Алана Рикмана - это особая проблема. Один из самых лучших, если не лучший, он играет свою роль с самого начала жизни… он – “позитивный негодяй”. Его достоинства можно перечислять бесконечно.
Известность в кино ему принёсла роль Ноттингемского Шерифа в фильме «Робин Гуд: Принц Воров». Кевин Костнер до сих пор помнит “…весёлого и шумного и взрывного Алана” .
Его путь к известности был длинным и нелёгким. Алан Сидни Патрик Рикман родился в конце зимы, 21 февраля. Его отец – ирландец, а мама – валлийка. Сам Алан родился в городе Актон, западнее Лондона, у Алана есть старший брат, младший брат и младшая сестра. Очень прискорбно, но их отец-рабочий умер на фабрике молодым, когда самому Алану было только восемь лет, оставив всю семью на матери, которая, как говорил отец Алана, сможет поставить всех на ноги и дать им хорошее воспитание. Ребенком, Алан был артистичен, восприимчив и способен, у него был очень красивый каллиграфический почерк и он хорошо рисовал. Со временем он выиграл стипендию и поступил в школу Латимер и скоро стал увлекаться драмой. Она была должным образом развита на кафедре. И учителя, и ученики принимали участие в постановках вместе, что оказывало влияние на самих учеников.
Рикману понравилось играть, но другие таланты привели его к графическому дизайну. “Обучение игре”, как говорит он “не было целесообразной вещью, которой можно было бы заниматься в 18 лет… я был ещё слишком молод”. Так что он поступил в Колледж Искусств и Дизайна Челсиа, после он перешёл в Королевский Колледж Искусств. Именно в Челсиа он встретил Риму Хортон (сейчас она преподавательница Экономики), она до сих пор является его спутницей жизни. О своей личной жизни Алан Рикман не распространяется. Известно только, что он никогда не был женат, а сам он только говорит о себе, что он однолюб. И хотя, возможно, Рима и не была его первой любовью они всё же вместе, хотя до сих пор не женаты… Сам же Алан, когда его спросили о его первой любви, сказал, что его “первой любовью” был театр. Оба, и Алан и Рима, с проницательным умом они продолжали принимать участия во всевозможных пьесах, и пришли в любительскую труппу “Актёры Брука Грина” (или, как её называли “Труппу Зелёного Ручья”)
Сыгранная Рикманом роль Вальмона (1985-1987) в спектакле «Опасные связи» стала сенсацией; впервые в истории Лондона плакаты к спектаклю стали отдельным источником доходов для театра. В 1986 году постановку пригласили на Бродвей, где Рикмана заметил продюсер Джоэл Силвер, предложивший ему сыграть Ганса Грюбера в «Крепком орешке».
Алан понимал, что продюсер потратил слишком много денег на Брюса Уиллиса, он нуждался в актерах, которые будут работать за маленькую оплату, но он пошел на это, и он был великолепен - небрежно порочен, весело беспощаден и мастерски раздражителен, поскольку Брюс помешал его лучшим положительным ролям. Столь эффектной была его работа, что Голливуд до сих пор видит в Рикмане идеального злодея, хотя дома в Англии он играет симпатичных персонажей.
Следующая несколько лет его известность возрастала. Алану как правило доставались отрицательные роли, но он особо не волновался из-за этого. И вот тогда прибыл «Робин Гуд: Принц Воров», с Кевином Костнером. Алан превзошёл себя - вкрадчивый, черствый, трусливый и яркий, он просто крал сцены, это было великое воровство, это были незабываемые моменты. Алан был лучшим, все остальные актёры меркли. За эту роль он получил БАФТА.
В 1995 под руководством Майка Ньюэла он снялся в фильме «Ужасно большое приключение». Алан как всегда был лучшим.
Будучи очень успешным киноактером, он очень часто отказывается от ролей в фильмах в пользу театральных. (Он говорит о театре, как о "магическом" месте и называет его "первой любовью").
В 1997 году Алан дебютировал в режиссуре, поставив тонкую и грустную ленту «Зимний гость» по пьесе Шарман МакДональд, где он так же испробовал себя как сценарист. «Зимний Гость» выиграл престижные призы в Венеции.
Мечта Рикмана - собственный театр. Несколько лет назад он пытался купить театр-студию Riverside в Хаммерсмите, неподалеку от того места, где родился и вырос. Это ему не удалось, но Рикман уверяет, что не отступится, пока не добьется своего.
Тем временем, Рикман взялся за роль Распутина. Конечно, Кристофер Ли был превосходен в более ранней версии “Молотка” в роли безумного монаха жаждущего власти Царя России, но Рикман был великолепен, он взял и Эмми и Золотой Глобус.
Теперь предложения сыпались на него градом.
Но Алан возвращается к своим корням. Хотя не смог купить Театр Прибрежной полосы в Хаммерсмите (мечта Рикмана - собственный театр), он остается переданным Британской сцене. Он останется верен так же и своим принципам. Он делает большие вклады в благотворительность.
Конечно, он должен был найти всемирную известность путем недосягаемости.
Алан неподражаем! В 54 года он играет хитрого профессора Северуса Снейпа в Гарри Поттере и Философском Камне. Декан факультета Слизерин, Упивающийся Смертью… Бледный, болезненный с крючковатым носом, длинными чёрными волосами и бездонными глазами, Северус Снейп постоянно является объектом ненависти почти всего Хогвартса. Его взгляд, то глубоко презрительный, то колючий, и ухмылка на губах… Алан бесподобно играет эту роль. В Кубке Огня Рикману уже 59 лет, но…
А чего стоит его роль в фильме Парфюмер: История убийцы? Это был изящный, эротический, декадентский материал.
Это были более существенные роли, но Рикман действительно не нуждается в существенной роли, чтобы заставить вас считать секунды до его появления на экране.
«Орден Феникса» - очередной шедевр. Только благодаря образу Рикмана так называемое «снейпоманское» движение приобрело форму и собственные взгляды. Для многих Алан – воплощение мужской красоты.
И самая последняя его роль на сегодняшний день – это «Суини Тодд». Блистательное наследие «Парфюмера», великолепный дуэт с Джонни Деппом («Суини Тодд» - это мюзикл) – Алан предстал перед нами в новом образе: поющем, страдающем, снова отрицательном, но снова прекрасном.
Он может изменить сцену, и даже ваше восприятие фильма, единственным взглядом. Он – лучший актёр, который у нас есть - возможно, лучший, чем есть у кого-либо.
Продолжая регулярно работать в театре (в том числе в заглавной роли в лондонской постановке "Гамлета", 1992, и как режиссер ряда спектаклей), снялся в сатирической комедии "Боб Робертс" (1992), биографической ленте "Месмер" (1994; премия МКФ в Торонто за роль; фильм изъят из проката) и в трагикомедии "Ужасно большое приключение" (1995). В 1996 сыграл Имона де Валеру в биографической картине Нила Джордана "Майкл Коллинз" и Распутина в одноименном телевизионном фильме (премии "Эмми", "Золотой глобус", "Золотой Сателлит" и Гильдии киноактеров).
Будучи очень успешным киноактером, он очень часто отказывается от ролей в фильмах в пользу театральных. (Он говорит о театре, как о "магическом" месте и называет его "первой любовью"). Сейчас он играет в очень успешном спектакле "Личные жизни" (Private Lives) по пьеса Ноэля Каварда (Noel Coward). Пьеса шла с 4 Октября 2001 по 6 Января 2002.