Джозеф Чешир Коттен родился в Питерсберге, штат Виргиния, 15 мая 1905 года. После окончания актерской школы Хикман в Вашингтоне, Коттен в течение некоторого времени работал рекламным агентом. Последующая работа в качестве театрального критика вдохновила его более активно заняться участием в театральных постановках, и дебютировать в качестве актера, первоначально в Виргинии, а затем и в Нью-Йорке.
В 1930 году состоялся его дебют на Бродвее, где он познакомился с начинающим актером и режиссером Орсоном Уэллсом, который вскоре стал его близким другом. В 1937 году Коттен вступил в театральную компанию Уэллса, где появился на главных ролях в постановках «Праздник башмачника» и «Юлий Цезарь». Его сотрудничество с Уэллсом не ограничилось театром — в 1938 году Коттен успешно исполнил роль в его радиопостановке «Война миров». Участие в данном шоу помогло актеру привлечь внимание киностудии «RKO Pictures», с которой он в том же году заключил контракт.
Спустя год Джозеф Коттен дебютировал на большом экране в кинофильме Орсона Уэллса «Слишком много Джонсона», по мотивам трагедии Уилльяма Жиллетта. В 1939 году актер вернулся на Бродвей, где появился в успешной постановке Филиппа Барри «Филадельфийская история». В 1940 году Орсон Уэллс начал съемки своего культового фильма «Гражданин Кейн», в котором Джозеф Коттен получил роль Джедедайя Лиланда, ставшую одной из знаковых в его кинокарьере. Вопреки жестким отзывам критиков в кинематографических кругах США, фильм стал одной из самых ярких драм 1940-х. Несмотря на репутацию Орсона Уэллса, как человека с очень сложным характером, он и Джозеф Коттен на протяжении многих лет оставались хорошими друзьями. В 1942 году Коттен вновь снялся у Уэллса в драме «Великолепные Эмберсоны», а годом ранее они сотрудничали при написании сценария к триллеру «Путешествие в страх», в котором Джозеф Коттен также исполнил одну из главных ролей. Одной из последних крупных совместных работ Уэллса и Коттена стал культовый английский нуар «Третий человек» (1949).
Карьера в Голливуде
Кроме съемок в фильмах Орсона Уэллса, Джозеф Коттен показал себя в Голливуде как довольно универсальный актер, исполняя роли бандитов и преступников, например серийного убийцу Чарли в триллере Хичкока «Тень сомнения» (1943), а также положительных киногероев, как детектив Брайан Камерон в триллере Джорджа Кьюкора «Газовый свет» (1944). В середине 1940-х его коллегой по главным ролям часто выступала популярная актриса Дженнифер Джонс, вместе с которой Коттен снялся в четырех кинокартинах — военно-семейной драме «С тех пор как вы ушли» (1944), романтической драме «Любовные письма» (1945), вестерне «Дуэль под солнцем» (1946) и фантастическом фильме «Портрет Дженни» (1948). В конце десятилетия актер вновь снялся у Хичкока в триллере «Под знаком Козерога» (1949), в роли австралийского землевладельца с сомнительным прошлым.
С началом 1950-х годов Джозеф Коттен переместился на менее крупные роли, такие как Дэвид Лоуренс в картине «Сентябрьская афера» (1950) и Джордж Лумис в фильме-нуар «Ниагара» с Мэрилин Монро в главной роли. К середине десятилетия актер перешел с большого экрана на телевидение, где у него некоторое время было собственное шоу. В конце 1950-х Коттен вновь появился на большом экране в эпизодических ролях в фильмах «Печать зла», всё того же Орсона Уэллса, и широкомасштабной экранизации произведения Жюля Верна «С Земли на Луну» (оба в 1958 году).
В начале 1960 года от лейкемии умерла первая супруга Джозефа Коттена Ленор Кипп, с которой он был вместе с 1931 года. В том же году актёр вновь женился, на британской актрисе Патрисии Медине. В 1964 году, после почти десяти лет съёмок на вторых планах, Коттен появился в одной из главных ролей в триллере Роберта Олдрича «Тише, тише, милая Шарлотта» в компании Бетт Девис и Оливии де Хэвилленд. Оставшуюся часть десятилетия актёр продолжал сниматься в кино, в основном в фильмах категории B, а также на телевидении, где был частым гостем на «Шоу Эда Салливана».
Последние роли
В 1970-х годах Джозеф Коттен окончательно перешел на второстепенные, появившись при этом в фильмах «Тора! Тора! Тора!» (1970), «Ужасный доктор Файбс» (1971), «Зеленый сойлент» (1973), а также фильме-катастрофе «Аэропорт ’77» (1977), собравшем в своем составе целую плеяду голливудских звезд, таких как Джек Леммон, Джеймс Стюарт, Кристофер Ли и Оливия де Хэвилленд. Последней заметной его ролью стал доктор Реверанд в вестерне «Врата рая» (1980), который был отрицательно воспринят публикой и критикой, и снят с проката через неделю, но, несмотря на это удостоился ряда престижных премий, среди которых номинации на «Оскар» и Золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля.
В 1981 году 75-летний актер завершил актерскую карьеру, и уединился со своей женой Патрисией Мединой в своем доме в городке Вествуд, штат Калифорния. В 1987 году была опубликована автобиография актера, которая тут же стала бестселлером. Джозеф Коттен умер 6 февраля 1994 года от пневмонии, ставшей осложнением рака горла, в возрасте 88 лет. Детей у него не было, осталась только падчерица от второго брака. Актер был похоронен на Блэндсфордовском кладбище в Питсбурге, штат Виргиния.
Признание
Несмотря на огромный объем его актерской работы, и участие во многих кинокартинах, признанных классикой, Джозеф Коттен ни разу не номинировался на «Оскар» или другие престижные кинематографические премии. Единственной его наградой за долгую карьеру стал Кубок Вольпи, который актер получил на Венецианском кинофестивале в 1949 году, за роль в фильме «Портрет Дженни». Помимо этого Коттен является обладателем звезды на Голливудской аллее славы.
В 2008 году на экраны вышла драма «Я и Орсон Уэллс», в которой роль Джозефа Коттена исполнил канадский актер Джеймс Таппер.