Ульяна Вячеславовна Лопаткина родилась 23 октября 1973 года в городе Керчь (Украина). С раннего детства будущая балерина занималась в танцевальных кружках и секции спортивной гимнастики. В возрасте 10 лет Ульяна, по инициативе матери, решила поступать в Академию русского балета им. А.Я. Вагановой в Ленинграде. С педагогами Лопаткиной повезло: она попала в класс Н.М. Дудинской – прима-балерины Кировского театра в 30-50-х годов.
В 1990 году Ульяна Лопаткина заняла первое место на Всероссийском конкурсе имени А.В. Вагановой для учащихся хореографических училищ (Vaganova-Prix). Она исполнила вариацию «Сильфида», вариацию Царицы вод из балета «Конек-Горбунок» и па-де-де из второго акта балета «Жизель».
Лопаткина окончила Академию в 1991 году, после чего была принята в труппу Мариинского театра.
В начале своей карьеры Ульяна Лопаткина танцевала в кордебалете, но вскоре ей стали поручать сольные партии. Ее первыми ролями стали Уличная танцовщица в «Дон Кихоте» и Фея сирени в «Спящей красавице».
В 1994 году в Мариинском театре состоялась премьера программы балетов Михаила Фокина. В одном из премьерных спектаклей Ульяна Лопаткина станцевала партию Зобеиды в «Шехерезаде», а позже вышла на сцену в роли Заремы в «Бахчисарайском фонтане».
В том же году Лопаткина дебютирует в роли Одетты-Одилии в балете «Лебединое озеро». Ее партнерами по спектаклю стали Александр Курков (Зигфрид) и Евгений Нефф (Ротбарт). Выступление Лопаткиной в «Лебедином озере» стало заметным событием, ей сулили успех в романтическом и академическом репертуаре.
С 1995 года Ульяна Лопаткина становится прима-балериной Мариинского театра. Каждая ее новая роль привлекает восторженное внимание как зрителей, так и критиков. Лопатнику интересует не только классическая, но и современная хореография. Одной из любимых ролей балерины стала партию царицы Мехменэ Бану в «Легенде о любви» (постановка Ю.Н. Григоровича). Ей особенно удаются образы таинственных, инфернальных героинь.
На первый взгляд, Ульяна Лопаткина не создана для балета: академизм ценит умеренность пропорций. В Лопаткиной же все чересчур. Слишком высока. Слишком худа, исключая даже намек на женственную округлость форм или натруженную рельефность мышц. Слишком длинны руки и ноги. Слишком крупны узкие стопы и кисти. Но в этом и ее преимущество. «Я люблю, когда у балерины крупные стопы, — признавался Баланчин, имея в виду, безусловно, не только стопы. — Любое движение, например подъем и спуск с пуантов, у такой балерины подается крупнее, а значит, и выразительнее». А «неудобная» длина рук и ног, ставя преграды технике (недаром знаменитые балетные виртуозки, как правило, коренасты и крепконоги), способна сделать бесконечными линии.
Чтобы, растушевав недостатки, удержать природу в повиновении, Лопаткиной приходится немало трудиться. Она выделяется работоспособностью даже среди мариинских балерин-тружениц. Едва ли не единственная, кто после рабочего дня добровольно выписывает себе еще и вечерние репетиции. На ее спектаклях чрезвычайно редки технические срывы и даже шероховатости. Говорят, что любимые слова репетирующей Лопаткиной: «Так разумнее». Этим-то она и дразнит: балерина, за которой признано лирическое амплуа, нередко отрезвляет рассудочностью сценического бытия.
…В первые театральные сезоны Лопаткина перетанцевала множество «двоек» и «четверок». Обычно к этому добавляют: «и уже тогда ошеломляла пластической одаренностью», — но речь не об этом. На спектаклях, между собственными выходами, она читала. Услышав «свою» музыку, откладывала книгу, оправляла пачку и, набросив на лицо улыбку, выбегала на сцену, чтобы через какую-нибудь минуту вернуться к чтению. Однажды кто-то перевернул титульный лист оставленной книги: «Жития святых». Это, быть может, только легенда. Но легенда у каждого артиста своя. Иначе говоря, нет дыма без огня. К тому, что Лопаткину называют жрицей классического танца, сегодня уже привыкли. Называют без тени пафоса: так, констатация факта.
Слава балерины давно перешагнула пределы Петербурга. О Лопаткиной слыхали даже те, кто и в балете-то никогда не был. Лопаткина обращает в классический танец доселе к нему равнодушных. Лопаткина — fashion icon современной Мариинки. На рекламном постере балерины черная бандана соседствует с целомудренными академическими пуантами. Такова сегодня Мариинка: ей удалось поладить с шоу-бизнесом, не уронив чести «святого искусства». Такова сегодня и Лопаткина: скинув вечерние туфли, вертит фуэте подле ресторанных столиков в «Русском проекте» Никиты Михалкова и позирует для журнала «Vogue». Впору воскликнуть: ужель та самая Ульяна?! Та самая. Она — архитектор своего успеха, своего публичного образа. И понимает, что один навсегда выбранный имидж — пусть даже самый интригующий — когда-нибудь да приедается. Зато контраст интересен всегда: жрица — на сцене, современная femme fatale — в жизни (отсюда, надо полагать, ее тяга к струящимся черным туалетам, длинным шарфам, а то и лакированным паричкам). Словом, обыкновенная богиня.
Из-за серьезной травмы Лопаткина на несколько лет покинула сцену. В 2001 году балерина вышла замуж за бизнесмена и писателя Владимира Корнева, а годом позже родила дочь Машу. С 2010 года разведена.
В феврале 2003 года Ульяна Лопаткина перенесла операцию на ноге, после которой смогла вернуться к репетициям. В настоящее время она продолжает выступать и остается одной из ведущих балерин Мариинского театра.
За свою карьеру Ульяна танцевала на самых знаменитых площадках мира. Среди них: Мариинский театр в Санкт-Петербурге, Большой театр в Москве, Королевский оперный театр в Лондоне, Гранд Опера в Париже, Ла Скала в Милане, Метрополитан Опера в Нью-Йорке, Национальный театр оперы и балета Хельсинки, Залл NHK в Токио.
Среди увлечений балерины: рисование, литература, классическая музыка, дизайн интерьеров, кинематограф.