Детство. Начало
Витторио Де Сика родился в маленьком городке Сора, в семье служащего, детство провёл в Неаполе. Любовь к театру проявилась у Витторио очень рано, ещё ребёнком он участвовал в театральных представлениях.
После окончания Высшего коммерческого института он в 1924г. снова пробует свои силы на сцене в известной театральной труппе Т.Павловой, где впервые знакомится с русской театральной традицией и системой Станиславского. Прекрасные актёрские данные, привлекательная внешность, упорство и настойчивость в овладевании профессией помогают Де Сика быстро завоевать любовь публики. За несколько сезонов начинающий актер превращается в главного "героя-любовника" итальянской сцены.
В 1928 году Витторио женился на актрисе Гвидитте Риззоне. Они организовали труппу Де Сика - Риззоне - Мельнати.
Дебют в кино
В кино Де Сика дебютировал в 1926 году. Его первые актёрские работы в кино совпали с чёрным двадцатилетием фашистской диктатуры Муссолини. Итальянский кинематограф тех лет обходил жизненно важные темы, не ставил острых проблем. Однако в ряде фильмов Де Сика удалось создать обаятельный образ простого итальянца, отразивший многие черты народного характера.
Широкую известность принесло актеру участие в комедии Марио Камерини "Что за подлецы мужчины!" (1932). Сыграл в кино и в театре свыше 150 ролей. Но актер мечтает о режиссуре.
Режиссура. 1940—1950–е годы
В начале 1940-х Де Сика дебютировал как режиссер и начал с легких сентиментальных комедий, постепенно нащупывая свой стиль - с легким налетом сентиментальности, благородный и умеренный.
В 1940 г. Де Сика ставит свой первый фильм «Алые розы», а затем киноленты «Маддалена, ноль за поведение» (1940), «Тереза-Пятница» (1941), «Гарибальдиец в монастыре» (1942), где выступает как режиссёр, сценарист и исполнитель главных ролей. В отличие от первых работ, в фильме "Дети смотрят на нас" (1943) Витторио уловил предощущение будущих перемен в обществе. Фильм повествует о мальчике, который сталкивается с ложью и лицемерием окружающего его мира взрослых. Работа над этим фильмом положила начало многолетнему творческому сотрудничеству Де Сика и сценариста Чезаре Дзаваттини.
Продолжающий тему детства в условиях послевоенной Италии, фильм "Шуша" (1946) был уже бесспорным неореалистическим произведением автора. Его "Похитители велосипедов" (1948), решенный как современная трагедия, стал развернутым художественным манифестом , получившим международное признание. Картину обвиняли в пессимизме и безысходности. исполнителя главной роли, рабочего-металлиста Бредо Ламберта Маджиорани, администрация завода уволила с работы.
А ровно через десять лет на Международном фестивале в Брюсселе картина оказалась в числе лучших всех времен и народов... Бесспорным шедевром неореализма явился и фильм "Умберто Д." (1951) — драма одинокой старости.
В 1954 году режиссер встретился с юной Софи Лорен и сразу почувствовал, что она рождена для его фильмов.
Фильмы с участием Софи Лорен щедро финансировал ее муж - крупнейший продюсер Карло Понти, и Де Сика имел с ним контракт, который продлевался по обоюдному согласию каждые 5 лет. Деньги требовались Де Сика не только на собственные проекты. Витторио привык жить на широкую ногу, ему надо было растить детей от двух браков, потом внуков, он всегда помогал родственникам и друзьям. Деньги съедали также налоги и...карточный стол. Единственной страстью режиссера, кроме кино, была карточная игра, причем часто - ночь напролет.
1960–е годы
С начала 1950-х Де Сика отдает дань "розовому" неореализму как в режиссуре, так и в актерских работах. Наиболее значительной постановкой нового времени становится "Крыша" (1956) и главная роль в фильме "Генерал Делла Ровере" (1959) у Роберто Росселлини.
В 1960 году Де Сика экранизовал роман А. Моравиа "Чочара". В центре фильма, проникнутого страстным протестом против фашизма и войны, стоит образ Чезиры, простой итальянки, испытавшей ужасы войны. В 1961 году совместно с Дзаваттини поставил сатирический фильм "Страшный суд" в той же манере "реалистической сказки", что и "Чудо в Милане", в 1962 году - антивоенный фильм "Затворники Альтоны" (по Ж. П. Сартру). Творчеству Де Сика одинаково близки психологическая глубина, высокий драматизм и вместе с тем гротескная острая сатира, легкая, изящная комедийность. Работы Де Сика отличают высокое мастерство, тонкий художественный вкус и такт, безупречность актерских ансамблей.
После экранизаций одноименных произведений А. Моравиа и Ж.-П. Сартра — фильмов "Чочара" (1960) и "Затворники Альтоны" (1962) — Де Сика снимает ряд значительных комедий: "Бум" (1963), "Вчера, сегодня, завтра" (1963), "Брак по-итальянски" (1964), создав в двух последних картинах знаменитый актерский дуэт С. Лорен и М. Мастроянни. Все эти комедии положили начало эволюции жанра так называемой «комедии по-итальянски».
В середине 1960-х Витторио Де Сика работал в США над картинами "Охота на Лиcа" (1966) и "Семь раз женщина" 1967). В конце десятилетия режиссер обращается к жанру мелодрамы, ставя "Любовников" (1968) и "Подсолнухи" (1969). Последний был поставленном совместно с "Мосфильмом" и снят в СССР.
Творчество режиссёра глубоко социально и гуманистично, проникнуто протестом против несправедливости и жестокости буржуазного общества, против фашизма и войны. Актёрские и режиссёрские работы Де С. отмечены высоким мастерством, тонким художественным вкусом. Их отличает жанровое разнообразие, сочетание психологической глубины и острой сатиричности, изящной, тонкой комедийности.
Де Сика снялся более чем в 150 фильмах. В 40-50 гг. его герои чаще всего стареющие донжуаны - "Хлеб, любовь и фантазия", "Вилла Боргезе"; болтуны - адвокаты - "Двоеженец", "Страшный суд"; опустившиеся аристократы - "Золото Неаполя".
Витторио Де Сика с успехом экранизировал одноименный роман Джорджо Бассани "Сад Финди-Контини" (1970) о судьбе молодого поколения времен фашизма. Комедия "Назовем его Андреа" (1972) и мелодрамы "Короткий отпуск" (1973) и "Поездка" (1974) стали последними фильмами мастера.
Личная жизнь
Со своей второй женой Марией Меркадер Витторио жил вместе с 1942 года, но жениться на ней смог только после того, как в 1968 году принял французское гражданство и смог наконец развестись с первой женой Гвидиттой Риззоне.
В 1971 году, к юбилею режиссера, был создан телефильм, в котором участвовали Де Сика, его жена Мария Меркадер, старшая дочь, два красавца сына - актер Кристиани композитор Мануэль, написавший музыку к последним фильмам отца. Витторио пошутил, что он оставляет кинематографу не только свои фильмы, но и своих сыновей...
Последним творением великого итальянца стала "Поездка" (1974). И хотя Витторио, как уверяли близкие, не знал до последнего дня, что его болезнь неизлечима, картина словно проникнута предчувствием смерти.
Витторио Де Сика успел представить картину на фестивале в Сан-Себастьяне. Режиссеру стало плохо накануне ноябрьской премьеры на Елисейских полях. Его тотчас доставили в клинику. Несколько часов врачи безуспешно боролись за угасавшую жизнь.
13 ноября 1974 года Витторио Де Сика не стало.
(С использованием материалов англоязычных сайтов. Перевод: Lisochek)