Настоящее имя — Антонио Фокас Флавио Анджело Дукас Де Куртис Гальярди (Antonio Focas Flavio Angelo Ducas Comneno De Curtis Di Bisanzio Gagliardi), герцог Комнин Византийский.
Родился Тото 15 февраля 1898 года в Сантите — бедном квартале Неаполя.
Его матерью была Анна Клементе, отцом — маркиз Джузеппе де Куртиз, признавший отцовство только в 1928 году. После смерти отца в 1933 году Тото усыновил маркиз Франческо Гальярди Фокас. В 1946 году неапольский суд восстановил полное имя Тото: Антонио Гриффо Фокас Флавио Дукас Комнено Порфирогенито Гальярди де Куртиз Византийский, Герцог Палатинский, Рыцарь Священной Римской Империи, Наместник Равеннский, Граф Македонский и Иллирийский, Князь Константинопольский, Киликийский, Фессалийский, Понтийский, Молдавский, Дарданийский, Пелопоннеский, Герцог Кипрский и Эпирский, Герцог и Граф Дривастский и Дураззский.
У актёра было нелёгкое детство. Без гроша в кармане, он всякими правдами и неправдами посещал театр. И вскоре сам начал принимать участие в спектаклях варьете. Здесь на эстраде, сначала в безвестном "Салоне Еелена", а позднее в знаменитой труппе с участием Анны Маньяни, развивались его блестящие мимические способности, а тело приобретало необходимую гибкость и кажущуюся невесомость. Здесь же рождалась его комедийная маска. С ней, много лет спустя, он и пришёл в кино.
Во время Первой мировой войны служил в армии.
Затем играл в театрах Неаполя и Рима, выступал в варьете, на эстраде.
Начиная с 1936 года с его участием было снято более 80-ти фильмов, а в декабре 1963 года он сыграл свою 100-ю роль. Универсальность комического дарования позволяла актеру создавать блестящие пародии на кумиров как реальной жизни, так и экрана в многочисленных, пользовавшихся огромным успехом фильмах. Найденная актером маска персонажа, в котором комически сочетались предприимчивость с беспомощностью, ущемленность с амбициозностью, имела широкий успех, и герой по имени Тото переходил из одного фильма в другой: "Тото ищет квартиру" (1949) и "Тото и короли Рима" (1951) - оба реж. Стено и М.Моничелли, "Тото и женщины" и "Тото в цвете" (1952), "Тото на Луне" (1958), "Дьявольский Тото" (1962) - все режиссёра Стено. Некоторые фильмы из этой серии были поставлены другими режиссерами : "Тото Ле Моко" (1949) и "Тото ищет жену" (1950) - оба реж. Д.Брагальи, "Тото и Каролина" (1954, реж. Моничелли).
В его искусстве всегда была сильна народная традиция исполнительства, близкая комедии дель арте, и в своих лучших работах, связанных с фильмами видных мастеров итальянского кино - Р.Росселлини, Э. Де Филиппо, В. Де Сика и др., Тото органично соединял условность и традиционность комедийных приемов с точностью жизненных наблюдений, остротой социальных характеристик своих героев : "Неаполь - миллионер" (1950, реж. Де Филиппо, в сов. прокате "Неаполь - город миллионеров", "Полицейские и воры" (1951, реж. Стено и Моничелли), "Где свобода?" (1953, реж. Росселлини), "Золото Неаполя" (1954, реж. Де Сика), "Закон есть закон" (1958, реж. Кристиан- Жак, Франция), "Операция "Святой Януарий" (1966, реж. Д.Ризи).
В последние годы жизни тесно сотрудничал с Пьер Паоло Пазолини, сыграв главные роли современного бродяги и монаха-францисканца в его философской притче «Птицы большие и малые» (1966), во многом придав ей элементы социального фарса, а также в небольшом фильме того же режиссера — «Вид на землю с Луны», новелле в альманахе «Ведьмы» (1967) и «Что такое облака?», новелле в другом альманахе «Каприччио по-итальянски» (1968).
Эксплуатируя талант и популярность Тото, продюсеры снимали с ним ежегодно по три-четыре фильма. Иногда эта цифра доходила до семи и даже девяти, как, например, в 1954 году.
Тото — автор знаменитой итальянской песни «Femmina». Считается, что это признание в любви и ненависти к его первой жене Диане, написанной после их расставания — является одной из лучших итальянских эстрадных песен.
Ушёл из жизни 15 апреля 1967 года в Риме, после серии сердечных приступов.