Ранние годы
Жан Ануй родился в небольшой деревне близ Бордо в семье портного и скрипачки. По национальности баск.
В 15 лет Ануй приехал в Париж, где учился в лицее. После окончания лицея некоторое время изучал право на юридическом факультете университета Сорбонны (Париж), писал короткие юмористические сценарии для кино.
Вскоре оставил университет и поступил на работу в рекламное агентство. Параллельно писал короткие юмористические сценарии для кино. Он с детства стремился к литературной работе: по некоторым источникам, писать драматические сценки начал с 10 лет, а в 16 попробовал себя в «полнометражной» драматургии. Работа в рекламном агентстве продолжалась недолго — страсть к театру взяла верх, и в самом конце 1920-х годов поступает на работу в Театр Комедии на Елисейских Полях (Comedie des Champs-Еlysеes) на должность секретаря известного французского режиссера Луи Жуве, у которого прошел хорошую театральную школу. Его личная жизнь также связана с театром - в 1928 году Жан Ануй женился на актрисе Монелль Валентин, в этом браке у него родилась дочь.
Вскоре он пишет свою первую пьесу — «Горностай» (1932). Вслед за этим, вплоть до 1960 года, пишет в среднем по одной пьесе в год.
Во время войны Жан Ануй продолжал писать пьесы, он не примкнул ни к коллаборцианистам, ни к сопротивленцам, этот его нейтралитет на протяжении всей его дальнейшей жизни ставился ему в упрёк, однако возможно, что полузатворническое существование семьи в это время было вызвано тем, что он и его жена Монелль помогали укрываться еврейке, а евреев как известно в захваченной Франции жестоко преследовали.
Творчество
Успех к Аную пришел в 1937 году, после постановки на парижской сцене его пьесы «Путешественник без багажа».
Затем последовали пьесы «Дикарка» (1938) и «Бал воров» (1939). В них уже были вполне внятно очерчены основная проблематика и некоторые эстетические особенности драматургии Жана Ануя. Они, несомненно, близки экзистенциализму: поиск смысла существования в абсурдном мире, пессимистические настроения, неразрешимые моральные конфликты, освобождение от которых приносит лишь смерть. И — прием, который позже стал для него одним из любимых: «театр в театре», когда персонажи сами играют те или иные роли (в «Бале воров» три вора выступают в роли дворян).
В 1940 году Ануй, обратившись к греческим мифам, нашел прием, который принес его пьесам мировую славу: авторская интерпретация известных древнегреческих и средневековых сюжетов. Нельзя сказать, что Ануй был первооткрывателем этого приема — им нередко пользовались драматурги и прежде (например, пьесы Бернарда Шоу «Цезарь и Клеопатра» и «Святая Иоанна» - о Жанне Д’Арк). Такой прием представляет собой серьезное испытание для индивидуальности драматурга: зрительский интерес держится не на происходящих событиях, а на круге непривычных идей, возникающих на основе знакомого сюжета. Основная интрига пьесы переходит с уровня фабулы на уровень интеллектуальной игры. В этом случае добиться успеха может только личность крупного масштаба, способная заставить зрителей напряженно следить за ходом своих размышлений. И Жан Ануй сумел выиграть: именно интеллектуальные драмы были признаны лучшими в его литературном наследии.
Первыми такими пьесами стали «Эвридика» (1941) и «Антигона» (1942, премьера состоялась в оккупированном немцами Париже в 1943 году, когда главная героиня символизировала непобежденную Францию и готовность продолжать борьбу вопреки разумным доводам). Позже были написаны «Ромео и Джульетта» (1946), «Медея» (1948), «Жаворонок» (1953). Последняя из них — о Жанне Д’Арк — многими критиками считается вершиной творчества Ануя.
Однако эти пьесы представляли собой лишь одну грань дарования драматурга: его творчество было на редкость разнообразным. Он сам делил свои пьесы на несколько циклов: «черные пьесы» (трагедии «Медея», «Антигона» и др.); «розовые пьесы» (лирико-иронические комедии с неправдоподобно счастливым концом — «Ужин в Санлисе», «Приглашение в замок» и др.); «костюмированные пьесы» («Жаворонок», «Беккет, или Честь Божья» и др.); «колючие пьесы» (сатирические комедии «Орнифль, или Сквозной ветерок», «Подвал» и др.). Перу Жана Ануя принадлежат и сценарии нескольких фильмов («Месье Винсент», 1947; «Маленький Мольер», 1959; и др.).
1960–1980–е годы
Долгое время Жан Ануй был художественным руководителем популярнейшего французского театра «Комедии Франсез» («Comedie Francaise»).
К концу 1950-х годов зрительский интерес к творчеству Ануя снижается. На смену ему приходят новые кумиры, огромную популярность получает родившийся во Франции «театр абсурда», где та же экзистенциальная проблематика раскрывается принципиально новыми театральными средствами. Строгая интеллектуальная логика Жана Ануя на фоне абсурдистских пьес начинает выглядеть архаичной. Спад общественного внимания послужил поводом творческих страданий драматурга: его не считали классиком, как, скажем, Ж. Кокто или Ж. Жироду, он не удостоился и избрания во Французскую Академию, как Ионеско. Косвенным свидетельством этих мучений служит то, что он всегда принципиально отказывался от любых наград и премий — разве что за исключением премии Бригадье за лучший спектакль сезона. Уже в пьесе «Орнифль, или Сквозной ветерок» (1955) возникает новая, важная для драматурга тема: блестящий писатель в окружении злобных и бездарных критиков.
Огромный резонанс в оккупированном фашистами Париже вызвала постановка пьесы «Антигона« (написана в 1943, тогда же впервые поставлена, опубликована в 1944), в которой звучали призывы не подчиняться насилию. Международную популярность Ануй приобрёл после Второй мировой войны.
Ануй написал сценарии к нескольким фильмам, среди них «Месье Винсент« (1947) и «Маленький Мольер« (1959).
В 1970–1980-e годы он продолжал работать, однако былую популярность не смогли вернуть ни сборники «Барочные пьесы» (1974) и «Сокровенные пьесы» (1977), ни его режиссерские постановки спектаклей по своим пьесам и произведениям других авторов. Недаром в поздних — наименее значительных — произведениях Ануя нарастает мрачная безысходность и скепсис, особенно в трактовке извечного конфликта поколений.
Жан Ануй скончался 3 октября 1987 года в Лозанне, надолго пережив пик своей популярности. Однако лучшие его пьесы идут на сценах всего мира и сегодня.
Пьесы Ануя в России
Пьесы Жана Ануя ставятся на сцене российских театров. «Антигона» в 2001 году поставлена на сцене МХТ им. А. П. Чехова.
В 2010 в театре У Никитских ворот режиссёром Мариной Кайдаловой поставлена пьеса «Коломба».
Также в 2010 году в Воронежском государственном академическом театре драмы им. А. Кольцова В. Петровым поставлена пьеса «Арест». Ранее в этом театре ставилась пьеса «Коломба».
20 января 2010 года состоялась премьера спектакля «Жаворонок» в московском театре Луны под руководством народного артиста России Сергея Проханова, сценическую версию и постановку сделала Наталья Когут, в роли Карла играл Дмитрий Бикбаев.
В 2010 году в Оренбургском областном театре кукол режиссёр Вадим Смирнов осуществил постановку пьесы «Штаны, или Генералы в юбках» (La Culotte, 1978).
В марте 2012 «Коломба» была поставлена в Театре на Малой Бронной под названием «Коломба, или „Марш на сцену!“« (реж. С .Голомазов).
Личная жизнь
В 1928 году он женился на актрисе Монелль Валентин, в этом браке у него родилась дочь Катрин.
Второй женой Ануя в 1953 г. стала Николь Ланкон, которая родила ему еще троих детей – в том числе сына Николя (1952). Семейство поселилось в Париже.
В 1969 году новая любовь Жана Ануя Урсула родила ему пятого ребёнка – дочь Анук.
В 1983 году с Ануем случился сердечный приступ. Очень ослабленный, Ануй вышел на покой и уехал в Швейцарию вместе с Урсулой. Его пьесы продолжались с успехом идти на подмостках Парижских театров, но он уже не мог принимать участие в их постановке.
В 1986 году Жан Ануй закончил писать свою автобиографию «La vicomtesse d'Eristal n'a pas reçu son balai mécanique». В 1987 году попал в больницу в Лозанне и умер 3 октября, успев предварительно помириться с сыном, с которым они рассорились пару десятилетий назад.
(С использованием материалов зарубежных сайтов. Перевод: Lisochek)