Театр
После школы он поступил в строительный техникум, но учеба была не в радость, и при малейшей возможности будущий актер сбегал с занятий в кино или театр. Золотой мечтой Анатолия был ВГИК, но поступить в заветный институт не удалось - мешала "неактерская внешность". Вторая попытка тоже успеха не принесла. После третьей, такой же бесславной, Анатолий по предложению брата поехал в Свердловск, где объявила набор студия при драматическом театре. Там тогда работал Адольф Ильин (отец известного нынче Владимира Ильина), которому Анатолий сразу понравился, и Солоницын был принят.
С 1957 по 1960 годы Анатолий учился в студии при Свердловском драматическом театре. За свою жизнь Анатолий играл во многих театрах: 1960—1966 – Свердловский театра драмы; 1966—1967 – театр драмы имени Горького (БССР); 1968—1970 – Новосибирский театр драмы «Красный факел»; 1970—1971 – Русский драматический театр (Таллинн); 1972—1976 год — театр им. Ленсовета.
Три раза пытался Солоницын поступить в ГИТИС, и три раза его срезали с формулировкой «ввиду профнепригодности».
Кино
Его дебют в кино состоялся в 1963 году - он снялся в фильме "Дело Курта Клаузевица". Снимался он на разных киностудиях: 1967—1968 Одесская киностудии; 1971—1972 гг - киностудия имени Горького; 1972 году - киностудия «Ленфильм», и у разных режиссеров: Панфилов, Герман, Губенко, Алов, Наумов, Михалков, Шепитько, Бабич, Абдрашитов, Климов, Зархи… Но пожалуй самым преданным режиссером, снимавшим Анатолия Солоницына, был Андрей Тарковский.
Они встретились, когда Андрей Тарковский решил снимать фильм "Андруй Рублев". Прочитав сценарий будущего киношедевра в журнале “Искусство кино", Анатолий загорелся желанием сыграть главного героя… На свой страх и риск, взяв в театре отгулы, он отправился в Москву. Режиссер был единственным, кто увидел в нем Андрея Рублева… Претендентов на главную роль было предостаточно, и уже был утвержден артист Любшин…
Сам Михаил Ромм убеждал Тарковского отказаться от Солоницына... Тогда Тарковский взял фотографии двух десятков актеров, снимавшихся в пробах к “Рублеву”, и отправился к историкам и реставраторам, специалистам по древнерусскому искусству. Разложив на столе все фотопробы, он спросил: “Какое лицо могло быть лицом Рублева?” А ведь никто не знал, как выглядит иконописец. И все историки показали на Солоницына. Тарковскому пришлось не на одном художественном совете отстаивать кандидатуру никому не известного артиста. И режиссер не ошибся.
Сыграв Андрея Рублева, Анатолий Солоницын доказал свою гениальность и подтверждал ее каждой своей новой ролью.
Глядя на Солоницына-монаха, многие были уверены, что сам он человек глубоко верующий. В доме Солоницыных сегда был красный угол, где хранилась семейная икона Николая Чудотворца. И если до "Андрея Рублева" Анатолий был "стихийно верующим", то после его вера стала осознанной.
Начиная с “Андрея Рублева” Тарковский не мыслил своих картин без Солоницына. Маргарита Терехова вспоминает, что даже если "роли для Анатолия в фильме не было, она придумывалась специально, подобно Прохожему в “Зеркале”.
Солоницын жил ради творчества. Если предлагали сыграть что-то интересное, бросал все и мчался в другой город. Когда режиссер Арсений Сагальчик пригласил его сыграть царя Бориса, он, не задумываясь, прилетел к нему в Новосибирск. Когда Тарковский позвал его играть в “Ленкоме” Гамлета, он оставил Ленинград и переехал в Москву.
Анатолия Солоницына называли “сокровенным” человеком. О невероятной наивности и доверчивости артиста ходили легенды.
“Когда мы снимались в “Солярисе”, мне было всего 18 лет, — вспоминает Наталья Бондарчук. — Но мне казалось, что Анатолий младше меня. Он был ранимым ребенком. И Тарковский пользовался этой его доверчивостью. Он доводил Солоницына до такого состояния, что у того дрожали зрачки и руки. “Толя, у меня сердце болит!” — кричал Тарковский. И Толя так переживал и нервничал, что расстроил любимого режиссера, что начинал играть именно то, что нужно было Тарковскому”.
Личная жизнь
Был женат три раза. От браков родилось два ребёнка.Первая супруга Анатолия - театральная гримерша, оказавшаяся весьма ветреной особой. Неисправимый романтик Солоницын видел в ней Сонечку Мармеладову и верил, что любовью и доверием поможет ей переродиться. Очень скоро брак распался.
Со второй супругой, Ларисой, Анатолий жил более 15 лет, это были наиболее длительные отношения в его жизни. В этом браке родилаь дочь Лариса. Семейная жизнь было с бурными ссорами и примирениями, от которых Анатолий очень уставал.
Его мечты о тихой и спокойной семейной жизнь воплотились с третьей супругой Светланой, с которой он познакомился на съемках фильма «Сталкер». В этом браке родился сын Алексей.
Отцовские гены дали о себе знать - дочь и сын Солоницына связаны с театром и кинематографом.
Последний год жизни
В 1981 году во время съёмок очередного фильма в Монголии, Солоницын упал с лошади и ушиб грудь. Его поместили в больницу, и во время обследования врачи обнаружили у него рак лёгких. Конец актёра был предрешён. Но до последнего вздоха Анатолий Солоницын оставался верен выбранной профессии. После онкологической операции он сыграл у Абдрашитова в фильме “Остановился поезд”. Будучи смертельно больным, на “Беларусьфильме” в июле 82-го в картине “Раскиданное гнездо” он согласился играть странника… Со съемок из Минска его самолетом отправили в клинику Первого московского медицинского института, метастазы проникли уже в позвоночник.
Анатолий все понимал, однако убеждал каждого, кто приходил к нему, что у него тяжелая форма радикулита. Вскоре — 11 июня — артиста не стало: не дожил двух месяцев до сорока восьми... Похоронен актёр в Москве на Ваганьковском кладбище, участок № 37. Вскоре на его могиле был воздвигнут памятник Андрея Рублёва - фигура монаха, выходящего из церковного портала.
Анатолий Солоницын прожил 47 лет и сыграл в 46 фильмах. В нижегородской глубинке, на доме-музее, висит мемориальная доска. На ней изображен человек в монашеской одежде с ликом святого и вырезаны слова: “30 августа 1934 года в городе Богородске родился великий актер Анатолий Алексеевич Солоницын”.