После Второй мировой войны окончил драматическую студию Государственного художественного театра (1949), его соучениками были Вия Артмане, Харий Лиепиньш и Эдуард Павулс.
Нестандартная внешность - чрезмерная худоба, резкие черты лица, большие глаза, горбатый нос - всё это привлекало внимание режиссёров к начинающему актёру и со временем он стал одним из самых востребованных исполнителей отрицательных ролей.
Начиная с 1956 года, один из самых востребованных актёров своего театра. Среди наиболее заметных работ — князь Мышкин в инсценировке романа «Идиот» Ф. М. Достоевского, король Ричард III в одноимённой пьесе Уильяма Шекспира и Шерлок Холмс в мюзикле Раймонда Паулса.
Одновременно начал сниматься в кино, первое время в эпизодических ролях («К новому берегу», 1955), затем в характерных ролях второго плана. В «Третьем тайме» (1962) – капитан немецкой футбольной команды, искренне убеждённый, что в оккупированном Киеве в июне 1942 года может существовать спорт ради спорта, и измождённый концлагерем, но сохранивший боевой дух.
В «Жаворонке» (1964) француз, участник испанских интербригад. И самая известная роль – английский лорд Чарльз в телефильме «Театр» (1978). Валентинс Скулме убедительно, без утрирования, без шаржа показал людей разных социальных слоёв и национальностей.
Статья Теклы Шайтере, опубликованная на портале Diena.lv, от 20 апреля 2002 года: «Кем был Валентинс Скулме?»
Отец будущего выдающегося актёра театра Дайлес Карлис однажды в России, в имении графа Игнатьева, познакомился с гувернанткой - немкой Луцией Юппе. Они поженились, и 80 лет назад, 21 апреля 1922 года на свет появился их сын - Валентинс Павилс. Когда мальчику было шесть лет, его отец трагически погиб, а в возрасте двенадцати лет он потерял и мать. Опекунами Валентинса стали братья отца, представители известной династии художников – декоратор театра Дайлес Отис Скулме и Уга Скулме.
Отис часто брал с собой Валентинса в театр. В 1942 году Валентинс Скулме был принят в театр Дайлес. Шла война, не миновала будущего актёра горькая чаша плена. Возвращение на родину и в театр состоялось в 1945 году.
Валентинс Скулме всю свою жизнь прослужил актёром только в одном единственном театре – театре Дайлес. Наверное, он мог бы жить в любую эпоху, и потому ему удавались самые разные роли, хотя поначалу он играл в театре лишь роли эпизодические. В 1956 году Петерис Петерсонс предложил ему первую большую работу – роль драматурга Фербела в спектакле «Срочно разыскивается Шекспир». Скулме сыграл блестяще, поскольку отличался большой внутренней интеллигентностью.
Благодаря обширным знаниям и глубокому пониманию мировой культуры столь же безупречным было и исполнение им единственной в репертуаре актёра трагической роли - роли князя Мышкина («Идиот» Ф.Достоевского). Эта роль, так же как и другая заметная сценическая работа актёра – роль Ричарда в спектакле «Ричард III» - стала выражением его творческого самопожертвования и переживанием безмерной радости. К сожалению, как из-за оригинальной наружности, так и из-за свойственного Валентинсу Скулме восприятия окружающей жизни, ему доставались главным образом характерно-комические, гротескные роли.
В театре до сих пор ходят легенды и предания об актёре. Он был незаурядным человеком – эксцентричным художником мощной профессиональной «закваски», ироничным и критичным коллегой, наделённой ранимой душой, впечатлительностью и утончённым вкусом личностью, обладавшим умением носить любую одежду человеком. Валентинс Скулме замечательно играл на фортепиано, писал стихи, пьесы, инсценировал литературные произведения, свободно говорил и читал по-немецки, был знатоком истории культуры, разбирался в живописи, а из-за своеобразных черт лица чаще всего исполнял роли немцев в советских фильмах.
В снятой на Рижской киностудии картине «Эдгар и Кристина» («Purva bridējs») он был великолепен в роли немецкого барона. Вспоминает актриса театра Дайлес Велта Крузе:
«Быть может, Валентинсу Скулме совсем не обязательно было становиться актёром, ведь он был очень рациональным человеком, разносторонней личностью, которая одинаково хорошо ориентировалась в самых различных сферах, даже в области техники. Он закончил второй курс театра Дайлес вместе с Х.Лиепиньшем, Э.Павулсом, В.Артмане. Главным образом были использованы его внешние данные, и, наверное, только в воплощённом им образе князя Мышкина обнаружилась вся глубина человеческой души.»
Коллега Гунарс Плаценс: «Валентинс Скулме умел подбирать к каждой роли свои цвета и их оттенки, хотя сам он не стремился преобразиться внешне, не прибегал к гриму. Он инсценировал рассказы о Шерлоке Холмсе - это было нашей большой совместной работой, - и своему Холмсу он отвёл таки центральное место. Валентинс Скулме редко общался с коллегами. Самую большую неприязнь у него вызывало двуличие. Многие от него отстранялись, поскольку Скулме всегда говорил то, что думал. Он был разным – и обладающим изысканными манерами аристократом, и стремительным, необузданным в проявлениях гнева. Тогда как нужду испытывали все мы, особенно тяжело переживал это он.»
Эдуардс Павулс: «Второго такого актёра, как Валентинс, в Латвии нет и вряд ли будет. Он был сложным для понимания человеком и болезненно переживал свои недостатки. Подобно наиболее яркому из сыгранных им персонажей - князю Мышкину, - Валентинс обладал подспудным осознанием своего предназначения. Книги были его ежедневным хлебом.»
Жизнь Валентинса Скулме оборвалась 12 сентября 1989 года.