Ранние годы. Театр
Родился в Лондоне. Отец Гилгуда — католик, из литовских дворян. Мать — протестантка, племянница выдающейся актрисы Эллен Терри и двоюродная сестра великого Гордона Крэга. Будучи по материнской линии отпрыском знаменитого актерского клана Терри, Гилгуд с детства окунулся в атмосферу театра.
Проучился один год в театральной школе леди Бенсон. В 1921 году, после окончания Лондонской Королевской академии драматического искусства, дебютировал на сцене. С того же года снимается в кино.
Театральный дебют Гилгуда состоялся в лондонском театре «Олд Вик» в 1921, когда он вышел на сцену в роли герольда в шекспировской пьесе «Генрих V». В 1930 впервые сыграл роль Гамлета и впоследствии исполнял ее свыше 500 раз. Много лет выступал на сцене Шекспировского мемориального театра.
Один из лучших сценических Ромео и Гамлетов своего времени, Гилгуд как актер принадлежит к романтической театральной традиции. Высокий рост, благородная осанка, крупная лепка лица, напряженный и одновременно богатый интонациями голос, — все это делало эффектным актера на сцене. Как и для большинства театральных английских актеров, киносъемки были для него делом второстепенным.
В 1935 г. Гилгуд самостоятельно поставил «Ромео и Джульетту». В этой нашумевшей постановке он исполнил сразу несколько ролей, чередуясь с начинающим Лоуренсом Оливье, который впоследствии стал его основным соперником в борьбе за главные роли в пьесах шекспировского репертуара. «Гилгуд говорил о том, что у Оливье нет поэзии, Оливье — о том, что Гилгуд любуется своей грациозностью и слишком поёт шекспировские стихи».
В 1937 году Гилгуд основал собственную труппу в Королевском театре, где ставил классический репертуар. За свои театральные постановки на Бродвее Гилгуд трижды был удостоен премии «Тони».
Большим успехом пользовались его роли в чеховских пьесах, что способствовало их популяризации в англоязычных странах. В 1968 г. сыграл царя Эдипа в спектакле, поставленном Питером Бруком; гастролировал в СССР.
Карьера в кино
Свою первую роль в кино сыграл в 1924 (в немом фильме «Кто этот человек? / Who Is the Man?» У.Саммерза) и в дальнейшем утвердился как исполнитель колоритных персонажей второго плана – как, например, тайный агент Эшенден в раннем фильме Хичкока «Тайный агент» («Secret Agent», 1936) или веселый актер Айниго Джолифант в музыкальной комедии «Добрые товарищи» («The Good Companions»). Из его немногочисленных экранных работ 1930–1940-х годов наиболее крупной ролью стал британский премьер и политик викторианской эпохи Дизраэли в биографической картине Т.Дикинсона «Премьер-министр» («The Prime Minister», 1941).
В 1950-е годы Гилгуд снимается более активно, чему отчасти способствует новый всплеск интереса к экранизациям Шекспира. В 1953 создает яркий образ тираноборца Кассия в голливудской интерпретации «Юлия Цезаря» («Julius Caesar», реж. Д.Манкевич), играет Кларенса в «Ричарде III» («Richard III», реж. Л.Оливье, 1955), снимается в «Ромео и Джульетте» («Romeo and Juliet», 1954) Р.Кастеллани.
Именно в ролях второго плана Гилгуд добивается впечатляющей выразительности и наивысшей степени признания – так, за роль французского короля Людовика VII в фильме П.Гленнвила «Бекет» (Becket, 1964) по пьесе Ж.Ануйя его выдвигают на «Оскар» в номинации на «лучшую мужскую роль второго плана».
Начиная с 1960-х годов Гилгуд переходит в амплуа второстепенного «возрастного» героя, легко перевоплощаясь не только в исконных британцев (лорд Раглан в «Атаке легкой бригады / The Charge of the Light Brigade», 1968, лорд Ирвин в «Ганди / Gandhi», слуга Беддоус в «Убийстве в восточном экспрессе / Murder On the Orient Express»), но и в героев иных наций и далеких эпох (шейх Шариф Эль-Гариани в «Льве пустыни / Lion of the Desert», 1981, кардинал в «Галилее / Galileo», 1975, сенатор в «Калигуле / Caligula», 1980).
За второстепенную роль острослова-дворецкого в комедии «Артур» («Arthur», 1981, реж. С.Гордон) Гилгуд был удостоен премии «Оскар». Начиная с 60-х годов Гилгуд часто снимается в «возрастных» эпизодических ролях, играя персонажей, с которыми ассоциируется понятие традиционных английских ценностей, в каком бы ключе, разоблачительном или ностальгическом, они ни интерпретировались. В этом же качестве он часто появляется в многочисленных телефильмах.
Из ролей последнего времени наиболее значительной стал неоднократно игравшийся им на сцене Просперо в «Книгах Просперо» («Prospero's Books», 1991) П. Гринуэя. В этом постмодернистском варианте шекспировской «Бури» действие происходит в воображении старого волшебника, уединившегося со своими книгами в неком дворце, населенном духами.
Его старший брат Вал Гилгуд был большим человеком на Радио ВВС. Племянница Майна Гилгуд – танцовщицей и художественным руководителем Австралийского и Датского национального балетов.
Джон Гилгуд умер 21 мая 2000 года от респираторной инфекции и был кремирован в Оксфорде.