едкий по яркости комедийный талант, бытовая правдивость, смелый рисунок роли – все эти качества выдвинули Понсову в ряды лучших характерных актрис московской сцены. Она участвовала в таких прославленных спектаклях Вахтанговского театра, как «Много шума из ничего», «Соломенная шляпка», «Миссурийский вальс», «Сирано де Бержерак», «Горя бояться – счастья не видать». Лучшей ролью Понсовой стала Начальница пансиона в популярнейшем водевиле, поставленном в 1944 году, «Мадемуазель Нитуш».
Елена Понсова всегда играла людей весёлых, озорных, чудаковатых, страстно влюблённых в жизнь и знавших ей цену. Такой же она была и в жизни. Любила юмор, застолье, любила жизнь во всех её проявлениях. Но, несмотря на всё своё обаяние и лёгкость, Елена Дмитриевна была крайне дисциплинированным человеком, порой даже чересчур строгой с партнёрами по сцене. Не терпела опоздания на репетиции, незнание текста и растерянность на сцене. Из-за этого могла не на шутку рассердиться и устроить нагоняй.
Актрису часто приглашали на радио, в концерты, на съёмки. В кино ролей было не так много, но всё же заметные образы она создала в фильмах «Заключённые» (Фефела), «Машина 22-12» (Бабушка), «Шинель» (Хозяйка), «Ревизор» (вдова унтер-офицера), «Егор Булычёв и другие» (Зыбунова), «Гадюка» (тётка в больнице), «Жизнь прошла мимо» (мать Николая Смирнова), «Сумка, полная сердец» (Авдотья), «Русский лес» (мать Грацианского), «Последний месяц осени» (старуха).
Понсова была мастером пародии, могла точно изобразить любого человека, попавшего в её поле зрения. Когда Елена Дмитриевна разыгрывала сценки, подсмотренные в метро или за кулисами в театре, это были настоящие спектакли одного актёра. Видимо, именно эта способность помогла актрисе озвучить в мультфильме «Дикие лебеди» сразу три абсолютно несхожие роли. Это был настоящий триумф, после которой студия «Союзмультфильм» буквально носила Понсову на руках.
За кадром актриса больше специализировалась на мышах, лисах и воронах. Она бесподобно прочла авторский текст в «Топтыжке» у Фёдора Хитрука. А однажды вдруг заявила, что точно знает как озвучить… ночной горшок. "Как? Как? Елена Дмитриевна, расскажите!" – просили её молодые актёры. "Нет-нет-нет! Я это придумала, я это и приберегу до того момента, когда такая роль появится", - ответила она. Но тайна голоса ночного горшка так и не раскрылась.
С 1930 года преподавала актёрское мастерство, с 1934 года - педагог театрального училища им. Б.Щукина.
Елена Понсова была дважды замужем. От брака с актёром Виктором Станицыным родилась дочь Ольга, ставшая впоследствии актрисой Театра им. Станиславского.
В июне 1966 года для поездки за границу актёрам театра пришлось обходить всех врачей. Получив заветную справку о здоровье, Елена Дмитриевна позвонила подруге и сообщила: «Всё! По всем статьям чистая!» Ночью она умерла. Случилось это 30 июня 1966 года. Похоронена в Москве на Введенском кладбище.