В 1848 опубликовал свою первую книгу – воспоминания об отце, известном художнике, привившем сыновьям любовь к искусству и вместе с тем суровом моралисте. Первый роман Коллинза Антонина (Antonina , 1850) сегодня представляет меньший интерес, чем Прогулки вдали от железной дороги (Rambles Beyond Railways , 1851) – заметки о путешес твии по Корнуоллу.
В 1851 Коллинз познакомился с Ч.Диккенсом и на долгие годы стал его другом. В 1850-е годы он сблизился с Кэролайн Элизабет Грейвз, оказавшей на него сильное влияние. По свидетельству художника Дж.Э.Миллеса, первая встреча Коллинза с миссис Грейвз, скорее всего, подсказала ему сц ену для Женщины в белом (The Woman in White , 1860), лучшей его книги; впрочем, в основу романа несомненно лег случай из французской юридической практики. Не меньшим успехом пользовался Лунный камень (The Moonstone , 1868), один из первых детективно-приключенческих романов с искусно построенным сюже том. Это таинственная романтическая история об исчезновении священного алмаза, который, подобно легендарному Кохинору, приносит несчастье своим владельцам.
Поздние произведения Коллинза нередко имеют критическую направленность. Так, роман Муж и жена (Man and Wife , 1870) направлен против несоверше нства брачного права; Закон и женщина (The Law and the Lady , 1875) – против принятого в Шотландии вердикта «вина не доказана»; Душа и наука (Heart and Science , 1883) – против обожествления науки, ведущего, например, к практике вивисекции. Героинями романов Новая Магдалина (The New Magdalen , 1873)