Детство
Родился Мелвин Эдуард Хесселберг 5 апреля 1901 года в Мэкони, штат Джорджия в семье русского еврея и шотландки. Мать, Лена Присцилла, урожденная Шэкелффорд, вышла из протестантского штата Теннеси, была потомком приплывших в 1620 году первых переселенцев протестантов из Англии на судне «Мэйфлауэр», который в американской истории считается символом ранней европейской колонизации США. Американцы, чьи корни можно проследить обратно в Новую Англию, часто считают себя потомками пассажиров «Мэйфлауэр».
Отец Эдуард Грегори Хесселберг, еврей по национальности, был пианистом и композитором, эмигрировавшим из царской России в США в конце 19 века, из Риги, Латвия. Концертный пианист, он преподавал музыку на базе консерватории и давал частные уроки. Он женился на Лене Шэкелффорд, полуангличанке-полушотландке. В семье родились три сына: Ламар, Джордж и Мелвин.
Семья Хесселберг, в конце концов, переехала в Канаду, поселившись в Торонто, Онтарио, прежде чем вернуться в Штаты и приобрести собственный дом в Линкольне, штата Небраска. Юный Мелвин получил свой первый и положительный опыт воздействия на публику еще ребенком, когда участвовал в конкурсах красоты и выиграл в 1903 конкурс на ярмарке штата Джорджия.
Армия. Учёба
В 17 летнем возрасте Мелвин бросает школу и уходит добровольцем в армию США во времена Первой Мировой войны. Но на фронт во Францию он не попадает. Вместо этого он попал в войска, размещенные в форте Шайен, штат Вайоминг, работавшие при военном госпитале.
Демобилизовавшись из армии в 1919 году, Мелвин Хесселберг пошел в актерскую школу в Чикаго, которой управлял шекспировский актер Уильям Оуэн. У парня оказалось достаточно таланта, чтобы выиграть стипендию и остаться в школе, где он получил основы актерского мастерства, учась на пьесах Шекспира.
Театр
Как профессиональный актер, он появился в водевиле, взяв сценическое имя Мелвин Дуглас. Сценическое имя Дуглас – это фамилия его бабушки по матери. В том же году состоялась и его первая роль на сцене Чикаго, что практически считается его сценическим дебютом. Будущий актер развивал свои актерские способности с акционерными обществами в Су-Сити, штат Айова; в Эвансвилле, штат Индиана; в Мэдисоне, штат Висконсин, и Детройте, штат Мичиган.
Дуглас в составе актерской труппы «Owens Repertory Company», дебютировал в постановке «Венецианского купца». Он потратил первую часть 1920-ых, совершая гастроли с «Owens Repertory» и с Компанией Джесси Бонстелл, с которой провел несколько сезонов и даже создал свою собственную акционерную компанию в Мэдисоне, штат Висконсин (правда, просуществовавшую всего один сезон). Практически с 1919 года в составе различных компаний он гастролировал по стране, вплоть до 1928 года.
Работая с компанией в Дейтройте, Дуглас женился на своей первой жене Розалинде Хэйтауэр, но брак был несчастным, и они развелись вскоре после рождения сына Григория.
Наконец судьба его приводит в Нью-Йорк в 1928 году. Там он дебютировал в драме «Свободная Душа» в театре 12 января 1928 года, сыграв роль беспутного гангстера в театре «Playhouse», роль, которую впоследствии сыграл Кларк Гейбл, когда пьеса была экранизирована. «Свободная Душа» была довольно успешной постановкой и выдержала 100 представлений, однако три последующих спектакля, в которых играл Дуглас, провалились.
Успех снова улыбнулся ему с постановкой «Сегодня вечером или никогда» в бродвейском театре легендарного Дэвида Беласко. Мало того, что спектакль был очень успешным и выдержал более 230 показов, но еще и Мелвин встретил женщину, которая будет его женой почти 50 лет, актрису и будущего политика Хелен Гэхэген. Они поженились в 1931 году.
Следующие его выступления были неудачными, и Дуглас полностью переключается на Голливуд, пока он вновь не вернулся в театр после Второй Мировой войны как сопродюсер ревю «Call Me Mister» (1946), который выдержит 734 показа. Это был мюзикл с участием Бетти Грэйбл.
Кино
В кино Мелвин Дуглас начал сниматься с 1932 года, попробовав себя в различных амплуа. Пришедший в Голливуд звук вызвал «золотую лихорадку» новых идей, новых лиц и новых имен из среды театральных актеров. Дуглас снялся в первом своем фильме, поставленном по пьесе, принесшим ему успех на сцене, фильм 1931 «Сегодня вечером или никогда» (Tonight or Never).
Уже в фильме «Старый темный дом» (The Old Dark House, 1932), актер сформировал свой стандартный экранный характер: очаровательного, пресыщенного молодого светского плейбоя, который мог проявить больше мужества и верности, когда эти «атрибуты» призваны по ходу действия. Снявшись с Джоан Кроуфорд в «Великолепной инсинуации» (The Gorgeous Hussy, 1936), Дуглас показал, что может блестяще играть как непосредственно драмы, так и легкие комедии. Наиболее часто появляясь в сложных комедиях, Дуглас был одним из самых востребованных звезд в Голливуде, играя по восемь фильмов в год.
О периоде работы с Гретой Гарбо стоит сказать отдельно. Дуглас сделал три фильма с Гарбо: «Какой ты меня желаешь» (As You Desire Me, 1932), «Ниночка» (Ninotchka, 1939) и последний фильм Гарбо «Двуликая Женщина» (Two-Faced Woman, 1941). «Ниночка» в глазах многих поклонников считается лучшим фильмом Гарбо, а сегодня считается одним из лучших фильмов, снятых за все время существования кино.
«Она была чрезвычайно дотошной, - вспоминал Дуглас, - «все, что связано с ее волосами, косметикой, освещением, драгоценностями, и костюмами. Я никогда не был столь впечатлен. Она знала, точно какое освещение должно было быть установлено для нее».
Имея привлекательную внешность и легкий шарм, Дуглас снимался с ведущими актрисами 1930-х и 40х годов в нескольких романтических комедиях классической эпохи, такими как Грета Гарбо, Марлен Дитрих в «Ангеле» (Angel ,1937), Клодетт Колбер «Она вышла замуж за босса», Ирен Данн «Теодора становится дикой» (Theodora Goes Wild, 1936), Джоан Кроуфорд «Светлый час» (The Shining Hour , 1938) и «Лицо женщины» (A Woman's Face, 1941) и Мирной Лой.
Политика. Вторая мировая война
Помимо актерской деятельности Дуглас был очень активен в политике, был одним из корифеев антикоммунистического движения, но покинул ряды в конце 1930 и начале 1940-х. С конца 1930-х годов вместе с женой Дуглас принимает более активное участие в поддержке либеральных политических партий. В 1940 году он - делегат Демократической конвенции и в этом же году подписывает контракт с MGM.
В ходе Второй Мировой войны, Дуглас служил сначала в качестве директора Художественного совета в Управлении гражданской обороны, а затем в армии Соединенных Штатов. В этом качестве он имел центральное место в пропагандистской машине, так как он был ключевой фигурой организации ответа Голливуда на войну. Вместе с тем, Дугласу хотелось большего, и он вступил в армию в конце этого года.
Дуглас был направлен в Индию, где он организовывал представления для развлечения солдат. После возвращения домой он вернулся к съемкам кино.
Послевоенный период
После появления в шести фильмах с 1947 – 1949, Дуглас появился лишь во второстепенных ролях на РКО в 1951 году и потом на 11 лет вынужденно покинул большой экран (о причине чуть ниже) - пока не появился в фильме Питера Устинова «Билли Бад» (Billy Budd, 1962) в 1962 году.
Несмотря на свой успех, Дуглас чувствовал себя все-таки нереализованным. «Голливудские роли, которые я сделал, были скучными: я был скоро сыт по горло ими. Верно, что они дали мне международную репутацию, благодаря которой я мог торговаться, но они же заковали меня в доспехи одномерного несерьезного актера».
И вначале 1950-х годов он взял длительный перерыв от Голливуда и перешел работать на сцену Бродвея и на телевидение. Он вернулся в кино в 1960-х, но уже как характерный актер.
40–е и 50–е годы
Дуглас много выступал на Бродвее в 1940 и 1950. Возвращаясь к съемкам после войны, Дуглас играл более зрелые роли в таких картинах, как «Море Травы» (The Sea of Grass, 1947) и «Мистер Блэндингс строит дом своей мечты» (Mr. Blandings Builds His Dream House, 1948). В конце 1940-х его политическое прошлое дало знать о себе, Дуглас был внесен в «серый список» и ему перекрыли возможность иметь работу в кино. Его политическое прошлое догнало его, в конце 1940-х, и он - вместе с другими либералами Робинсоном и Хенри Фондой (зарегистрированным Республиканцем!) - попали в «серые списки.
С середины 1950-х, он также стал работать на телевидении. Все это время Дуглас не оставлял театральную работу. Следуя примеру своего старого друга Рейгана в его пребывании на проекте «Театр «Дженерал Электрик» (General Electric Theater, 1953), Дуглас сыграл частного детектива в сериале «Стив Рэндалл» (Steve Randall, 1952) в 1952-53 сезоне для сети DuMont, сеть, которая не смогла выйти на следующий год с продолжением. В течение 1950-ых Дуглас обеспечен ролями в таких престижных выдающихся драмах как «Театр «Дженерал Электрик» (General Electric Theater, 1953-1962) и «Театр 90» (Playhouse 90, 1956-1961).
В 1959 году состоялся его музыкальный дебют. Он сыграл капитана Бойла в злополучной постановке мюзикла Марка Блитзстейна «Юнона», основанной на книге Шона О' Кейси «Юнона и Павлин», который закрылся после 16 представлений, через три недели, главным образом потому, что критики и зрители чувствовали - эта история была слишком темная для мюзикла.
Летом 1959 года Дуглас снимется в одиннадцати оригинальных сериях на канале CBS в сериале «Телевизионная антология вестернов» (Western anthology television series), части под названием «Самосуд» (Frontier Justice) продюсера Дика Пауэлла на его «Four Star Television» (американская компания, организованная бывшим актером Диком Пауэллом для производства телевизионной продукции вместе с другими тремя звездами Дэвидом Найвеном, Идой Лупино и Шарлем Буайе, которая выпустила много известных телевизионных фильмов на заре телевидения).
Награды
Став старше, Дуглас взял на себя роли отцов и пожилых людей в таких фильмах как «Американизация Эмили» (The Americanization of Emily, 1964), «Хад» (Hud, 1963), за которую он получил свой первый Оскар за Лучшую мужскую роль второго плана, «Кандидат» (The Candidate, 1972), в котором он сыграл отца героя Роберта Редфорда и «Я никогда не пел отцу» (I Never Sang for My Father, 1970), за которую он был номинирован на Оскар за Лучшую мужскую роль. Он выиграл свой второй Оскар за Лучшую мужскую роль второго плана 1979 году в черной комедии «Будучи там» (Being There).
В дополнение к своим Академическим наградам, Дуглас получил Тони за его ведущую роль на Бродвее в 1960 «The Best Man» по Гору Видалу и «Эмми» за свою роль в 1967 «Do Not Go Gentle Into That Good Night».
Последнее десятилетие
До 1980-х Дуглас много снимался в кино, сыграв огромное число разнообразных ролей. Из его последних фильмов, «Загадай мне загадку» (Tell Me a Riddle,1980) в дополнение к потрясающей теме фильма, он содержит одну из наиболее чувствительных и гуманных ролей Дугласа, который играет трогательный образ пожилого, консервативного человека, кто на грани смерти жены, вынужден бороться с ее феминистскими и социалистическими принципами.
Последнее появление Дугласа на экране состоялось в фильме «История с привидениями» (Ghost Story, 1981). Он не увидел своей роли в фильме «Жаркое прикосновение» (The Hot Touch, 1982), который вышел после его смерти.
Личная жизнь
Дуглас был женат дважды: первым был, хотя и короткий (1925–1930), брак с актрисой Розалиндой Хэйтауэр. У них было двое сыновей: Григорий Хесселберг, родившийся в 1920 году и Мелвин Хесселберг-младший, 1921 года рождения, который умер в младенческом возрасте.
В 1931 году Дуглас женился на актрисе, ставшей политиком Хелен Гэхэген. Мелвин Дуглас и его жена Хелен Гэхэген Дуглас были возмущены нацизмом Гитлера во время поездки в Европу в 1930-х. Пара стала активно участвовать в политике, и после участия в 1930 году в губернаторской компании на выборах демократа Кулберта Олсена в штате Калифорния, встретились, подружились с президентом Франклином Д. Рузвельтом и его женой Элеонорой.
Если вернуться к семье Дугласа и Гэхэген, то у них родилось двое детей: Петр Гэхэген Дуглас (1933 года рожд.) и Мэри Элен Дуглас (1938 года рожд.). Супруги были женаты вплоть до смерти Розалинд Гэхэген в 1980 году от рака, а через год Мелвин Дуглас умер и сам в Нью-Йорке 4 августа. Он последовал за ней в результате сердечно-сосудистого заболевания и перенесенной пневмонии в Нью-Йорке. Дугласу было 80 лет.
От старшего сына Григория у него было двое внуков, Стефан и Эрик. А на момент своей смерти Мелвин Дуглас имел 6 внуков. Актриса Иллеана Дуглас приходится внучкой Мелвину Дугласу.
Актер имеет две звезды на Голливудской Аллее Славы, одну – за работу в кинематографе, другую – за телевидение.
В 1967 году он стал пятым актером, который имел тройную корону наград: Оскара, Тони и Эмми. Его актерская карьера продолжалась 50 лет!