О родителях
Надежда Павлова родилась в Чебоксарах в многодетной семье. Родители — этнические чуваши. Отец – Павлов Василий Павлович (1923 г. рожд.), рентгенотехник, ныне пенсионер. Мать – Павлова Мария Ильинична (1928–1996), работала воспитательницей в детском саду.
Детское увлечение танцем
Надя в 7 лет начала заниматься в хореографическом кружке при Доме пионеров.
В 1966 году её заметила комиссия из Пермского хореографического училища, приехавшая в Чебоксары в поисках одарённых детей, и Наде предложили учиться в Перми.
Семь лет — со 2-го класса и до выпуска — Надя Павлова училась у Людмилы Павловны Сахаровой, в методике которой московская и ленинградская школы классического танца соединились с новыми веяниями, возникшими в конце 1960-х годов. Со второго класса Надя Павлова участвует в концертах со специальными номерами, поставленными для неё М. Газиевым, — «Девочка и эхо», «Маленькая балерина», «Озорница», а также исполняет все существующие детские партии в спектаклях Пермского театра оперы и балета. В 1970 году во время гастролей театра в Москве Надя Павлова привлекает особое внимание рецензентов.
Первый успех
В 15 лет Надежда Павлова становится лауреатом первой премии Всесоюзного конкурса балетмейстеров и артистов балета, а год спустя, в 1973 году, завоёвывает Гран-при II Международного конкурса артистов балета в Москве. В эти годы Надежда Павлова особенно часто гастролирует по стране и за рубежом, покоряя зрителей Италии, Японии, Китая, Австрии, Германии, Франции и США лёгким дыханием своего танца.
Солистка Пермского академического театра оперы и балета
По окончании училища в 1974 году — солистка Пермского академического театра оперы и балета имени П. И. Чайковского, в котором исполнила партии Жизели (в ред. Б. Щербинина), Джульетты («Ромео и Джульетта», балетмейстер Н. Боярчиков).
Солистка Большого театра
В сентябре 1975 года Надежда Павлова — солистка Большого театра. Её постоянным партнером на протяжении этого десятилетия остаётся Вячеслав Гордеев, ставший её мужем. Ежедневно занимается в классе А. М. Мессерера и осваивает роли под руководством М. Т. Семёновой.
С 1983 года в репертуаре Надежды Павловой появляются миниатюры М. Бежара и Д. Баланчина, опусы хореографов-современников. Её партнерами становятся все ведущие солисты Большого театра Александр Богатырёв, Валерий Анисимов, позднее — Алексей Фадеечев, Юрий Васюченко, Ирек Мухамедов.
Педагогическая деятельность за рубежом
Окончив балетмейстерское отделение ГИТИСа как педагог-репетитор в 1984 году, она проводит мастер-классы во Франции, Германии, Японии, Финляндии.
В качестве художественного руководителя
С 1992 по 1994 годы Надежда Павлова — художественный руководитель Театра балета Надежды Павловой, а в 1995 году — Ренессанс-балета. Входила в состав жюри международных конкурсов артистов балета в Люксембурге (1995) и Гонконге (1996).
В 1999 году Надежда Павлова принимает участие в открытии Российского культурного центра в Вашингтоне, становится лауреатом фестиваля «Звезды мирового балета» в Донецке.
Балетмейстер - репетитор - педагог
В 1998—1999 гг. как приглашённая звезда выступала в спектаклях труппы «Русский балет». В 2000 году была педагогом-пепетитором балетного театра «ГИТИС» под руководством В. Ахундова. С 2009 года — балетмейстер-репетитор в Государственном академическом театре классического балета под руководством Н. Д. Касаткиной и В. Ю. Василева.
Личная жизнь
Личная жизнь Надежды Павловой складывалась не так прекрасно, как ее творческая биография. Когда она вышла замуж за своего партнера по сцене Вячеслава Гордеева, всем казалось, что у них получится идеальная пара и в жизни, но семьи, в привычном понимании этого слова, у них так и не получилось. Гордеев был на десять старше и сразу взял на себя в их отношениях главенствующую роль, и даже став супругом Надежды Павловой, он видел в ней, прежде всего, не любимую женщину, а партнершу по танцу.
Вячеслав всегда старался дать ей понять, что всем, чего она достигла, она обязана прежде всего ему. Надежда Павлова понимала, что за многое она, действительно должна была быть благодарна мужу, но из-за его отношения она вскоре почувствовала себя не человеком, а роботом, основной задачей которого было танцевать. Балерина стала часто впадать в депрессию, и Гордеев отвел ее к хорошему врачу – психотерапевту Константину Михайловичу Окулевичу. Эта встреча полностью изменила личную жизнь Надежды Павловой.
Они полюбили друг друга, между ними разгорелся бурный роман, и Павлова решила уйти от мужа, но это оказалось не так-то просто. Прежде чем она смогла получить развод, ей пришлось пережить период, когда на нее посыпались одна за другой анонимки, и дело дошло даже до прокуратуры. К счастью, Константин и Надежда смогли пережить все это, и после развода Павловой и Вячеслава Гордеева оформили брак.
Когда в руководство Большого театра пришел Васильев, Павлова ушла из театра, но позже, после того, как в стенах Большого произошло немало положительных перемен, вновь вернулась. Когда в личной жизни Надежды Павловой все наладилось, и она почувствовала себя, наконец, свободной, у нее появилось желание больше работать.
Сегодня балерина живет в Москве, преподает в Российской академии театрального искусства, а также работает балетмейстером в Государственном академическом театре классического балета под руководством Касаткиной и Васильева. Преподаёт в Российской академии театрального искусства (РАТИ) (профессор).