В 1972 году окончил ГИТИС, факультет актерского мастерства, педагог - Волгородский В.С.
Работал в Московском Экспериментальном театре п/р Г.Юденича.
С 1994 г. работает в Театре-студии "На Юго-Западе".
Снимался в кинофильмах "Загадки старого кладбища"; сериал "Операция "Цвет нации"; "Юность Петра"; "Ледяная внучка".
Работа на ТВ: "Князь Серебряный"; "Борис Годунов"; "Иван Федоров".
С такой внешностью, как у этого актера, можно еще долго играть благородных отцов благородных семейств. Ну и… «дедморозить» без грима… А ещё есть в нём детскость и непосредственность на сцене, не свойственная актерам с такими благородными сединами. Его роли всегда так свежи, будто он впрыгнул и в костюм, и в образ не десять лет назад, а вот – совсем недавно, может быть, даже еще не совсем освоился в ней. И потому находится в активном поиске.
Театр и роли
Хорош актер как в ролях столпов закона: Князь Вероны («Ромео и Джульетта»), первосвященник Каифа («Мастер и Маргарита»), тан Ментейс в спектакле «Макбет», - так и во многих характерных ролях. В первых он излучает авторитетность и уверенность. Он полон праведного гнева и готов вершить суд, от которого зависят жизни людей и течение истории. Такому князю, такому первосвященнику нельзя не поверить. Но при этом он уморительный в своей нелепости и восторженности: Земляника («Ревизор») и антрепренер дон Лусио («Куклы»), его отец-одиночка Баптиста из «Укрощения строптивой» никак не может управиться с двумя взрослыми дочерьми, а его старый патриций Сенект жутко обижается на Калигулу за то, что тот называет его «женушкой».
Пожалуй, самая необычная из ролей в репертуаре актера – слепой старец Тиресий в спектакле по древнегреческой трагедии «Царь Эдип». Сцена допроса старца – одна из мощнейших в спектакле. Зритель, как и сам царь, не понимает, действительно ли Тиресий безумен или притворяется, чтобы скрыть правду от Эдипа, пытающегося выведать себе на горе тайну своего рождения. Несчастного старика безумно жаль, он немощен и хочет уйти, но вдруг в какой-то момент он весь преображается – голос обретает силу, взгляд словно становится зрячим, он пророчествует – и это пророчество страшно, как страшен и он в этот момент. Такое резкое изменение требует огромных физических и эмоциональных затрат, но Валерию Долженкову – «моржу» и спортсмену – такие препятствия нипочем.