Первые шаги Санджива в кино ни в коей степени не предполагали печального финала. Его путь был путем многих, подобным образом начинала свою карьеру добрая половина болливудских кумиров. Упорная работа на театральной сцене, рассылка анкет и фотопроб на крупные, а то и захудалые киностудии, бесконечная череда кинопроб.
Настойчивость и трудолюбие позволяли игнорировать неудачи, которых в годы становления было немало. Ради куска хлеба приходилось сниматься и в откровенно третьесортной продукции, сначала в толпе статистов, затем в столь желанной ипостаси главного положительного героя ("Nishana", 1965). Фильмы эти, однако, не выходили за рамки категории "Б", и ныне их названия помнят лишь самые въедливые и дотошные специалисты-архивариусы.
И вдруг синяя птица удачи одобрительно взмахнула крылом! В 1968 году Санджив участвует в съемках в "Sunghursh", партнером его выступает сам Дилип Кумар, уже в ту пору заслуживший титул "великого и непревзойденного". Для этой роли Сандживу приходится срочно мобилизовать все внутренние резервы. Успех очевиден: пресса с удивлением отмечает, что юноша держится на экране проще и раскованнее, чем его именитый однофамилец.
Далее следует заслуженный успех, новые роли в новых постановках, из которых публике наиболее запомнилась лента "Khilona" (1970): Санджив предстал в образе унылого и психически неуравновешенного влюбленного с нечесаными волосами и взглядом, в котором светились искры безумия.
Теперь он мог себе позволить подобные эксперименты, так как уже считался звездой; его экранными партнершами в те годы были известнейшие Нутан, Мала Синха, Вахида Рехман. В контексте успеха "Khilona" стоит заметить, что Санджив Кумар никогда не боялся выступать в амплуа человека, отличающегося от других умственно или физически. Примером тому служит известная нашему зрителю душераздирающая картина "Преодоление / Koshish" (1972), где он на пару с Джаей Бхадури разыгрывает семейную драму женатой пары глухонемых; картина принесла актеру вторую по счету Национальную премию (первая, долгожданная, была им получена годом раньше за фильм "Dastak" ). В "Преодолении" Санджив показал свою способность выражать эмоции без помощи диалога. Однако то, что не представляло для актера никакой трудности на экране, оказалось невозможным в реальной жизни. Казалось бы, безвыходных положений не бывает, но... Возможно, в какой-то момент Санджив Кумар просто не нашел нужных слов.
Судьба Санджива пошла под откос в тот самый момент, когда он подписал контракт на съемки в "Зите и Гите / Seeta Aur Geeta" (1972). Так начался его кратковременный, скрытый завесой тайны роман с великолепной Хемой Малини. Их ярко вспыхнувшие и тут же погасшие отношения до сих пор являются темой для оживленных пересудов; что там происходило на самом деле - не знает никто. Факты, однако, говорят сами за себя: в образе романтической влюбленной пары Санджива и Хему можно увидеть лишь в "Зите и Гите" и в последовавшем "Dhoop Chaon" -оба фильма шли с бешеными аншлагами, приводя зрителей в неистовство. Однако уже на премьере "Dhoop Chaon" актеры демонстративно избегали друг друга. Что-то было не так... Одна из расхожих версий: возможно, Санджив излишне разоткровенничался и, перебрав со спиртным, проболтался о своем романе кому-то из приятелей. Хема в глазах общественного мнения - сама респектабельность, порядочность, добродетель, не могла простить подобного вольного обращения со своей репутацией. В результате - разрыв навсегда.
"Лучше бы девушек-близнецов играла Мумтаз!", - с горечью обмолвился Санджив Кумар в одном из последних интервью, когда ему задали какой-то вопрос об истории создания "Зиты и Гиты" (сценарий Салима-Джаведа изначально был написан именно для Мумтаз). Как известно, мужчина не создан для одиночества. И Сандживу, пожалуй, больше чем любому из болливудских актеров тех лет, стало известно, насколько трудно радоваться, когда нельзя говорить о будущем. Спасало только кино; господин Кумар был из тех, для кого актерская игра позволяет забыть обо всем на свете; в этом самозабвении он полностью отрешался от мира. Санджив возобновляет плодотворное сотрудничество с режиссером Гульзаром, который в свое время был так потрясен его работой в "Преодолении", что не упускал случая задействовать Санджива в своих фильмах снова и снова.
А "ревущие" 70-е продолжали свой стремительный бег. И вот наступил 1975 год, когда Рамеш Сиппи затеял долгие съемки "Мести и закона", тем самым, решив бросить открытый вызов всем прежним понятиям о кинопроизводстве. "Месть и закон" заставил понервничать всех участников проекта: принципиально новая драматургия, сложные панорамные сцены среди скалистых гор, абсолютно ненормированные рабочие дни... Но для Санджива Кумара и Дхармендры вся сложность ситуации умножалась постоянным присутствием Хемы Малини. Незадолго до начала проекта Санджив снова осмелился сделать ей предложение. Ответом непреклоннейшей Хемы, как водится, был решительный отказ. Тем временем в "команде" Сиппи обсуждалось распределение ролей. Дхармендра пытался претендовать на роль злодея Габбара. Героя, подобного своему персонажу Виру он сыграл еще в 1971 году ("Моя деревня, моя Родина / Mera Gaon, Mera Desh" ) и, возможно (хотя и маловероятно!), Дхараму просто не хотелось повторяться. В этом случае Сандживу Кумару достался бы образ Виру, ухажера Басанти-Хемы. Рамеш Сиппи, не только режиссер, но и умный продюсер-дипломат, быстро понял, что подобная расстановка сил приведет к конфликту. Убедить Дхармендру (также безумно влюбленного в Хему) сыграть Виру было делом двух-трех секунд. В результате Дхарам получил реальную возможность флиртовать с предметом своих мечтаний на протяжении всех многочисленных любовных сцен. Нашему же герою автоматически досталась роль Тхакура. Санджив Кумар и Хема не появились вместе ни в одном (!) кадре, впрочем, и по сценарию пути безрукого полицейского и деревенской хохотушки не должны были пересекаться. "Я не мог изменить сценарий фильма, так что Дхарам и Санджив должны были обменяться характерами, как ролями. Да, это было действительно забавно", - вспоминал впоследствии режиссер Рамеш Сиппи. Что ж, кому как...
Санджив и Хема еще появлялись в "совместных" фильмах, таких как трагедия отмщения и раскаяния "По закону чести" (1978), но, как и в случае "Мести и закона", в разных фрагментах кинокартины. Сама Хема предпочитала никак не комментировать их отношения, резко ставя репортеров на место: "Не спрашивайте меня обо всех этих вещах сегодня. Я - мать двух дочерей, меня это смущает". Именно поэтому мы так мало знаем историю общения великой похитительницы сердец с Гиришем Карнадом, Джитендрой, Сандживом Кумаром... Со всеми, кто был раньше, до Дхармендры. Хема и Дхарам поженились в 1980 году.
А что же Санджив? Санджив продолжал сниматься; повторимся, что только работа могла отвлечь его от черной депрессии. Каждую роль он по-прежнему воспринимал как приз. И судьба зачастую делала ему уникальные подарки. Так, в 1977 году он получил возможность проявить себя в фильме видного "параллельщика" Сатьяджита Рея "Shatranj Ке Khiladi", поразив режиссера своим отточенным мастерством. Это был первый фильм Рея, вышедший за пределы бенгальской индустрии кино, и участие Санджива Кумара очень сильно помогло мастеру. Из мейнстримовых ролей Кумара можно отметить "Мы впятером", где его герой Кришна в белом балахоне с развевающимися рукавами (любимая одежда Санджива) возглавляет небольшой отряд добровольных защитников справедливости. Фильм "Vidhaata/Всемогущий" (1982) вновь свел актера лицом к лицу с Дилипом Кумаром, напомнив ему о годах юности. Играл Санджив и в знаменитой "Заложнице / Него" (1983) Субхаша Гхаи. Талант Санджива (в сочетании с "фирменными" седыми париками) долгое время позволял ему с легкостью войти в образ и молодого человека, и отца семейства, и даже дедушки. Есть злая ирония судьбы в том, что человек, переигравший столько "возрастных" ролей, не дожил даже до пятидесяти.
Автор: Борис Белокуров