Ранние годы
Джереми Филипп Нортэм (Jeremy Philip Northam)родился 1 декабря 1961 года в старинном университетском городе Кембридже. Отец Джереми - профессор Джон Нортэм преподавал в Кембриджском университете и занимался переводами иностранной литературы, в частности наибольшую известность получили его переводы на английский язык произведений Генрика Ибсена. Мать будущего актера, Рейчел, также занималась преподавательской работой. Джереми был самым младшим среди четверых детей в этой академической семье (у Джереми есть два старших брата и сестра).
Семья Джереми жила небогато; актер вспоминает, что самыми ценными вещами в доме были книги. Джереми рано научился читать и, когда родители определили его в начальную школу, учителя предложили перевести Джереми сразу на два класса выше. Возможно, увлечение отца переводами театральных пьес сыграло роль в том, что, начиная с 6 лет, Джереми Нортэм стал принимать участие в постановках детского театра.
В 1972 году, когда Джереми было 11 лет, Нортэмы переехали в Бристоль. Подростком, Джереми подрабатывал в местном театре, выполняя обязанности рабочего сцены, а по окончании средней школы поступил в Лондонский университет на филологическое отделение. Некоторое время он изучал английский язык и литературу в Бэдфордском колледже, однако вскоре оставил университет, решив связать свою жизнь с актерской профессией.
Театр
Расставшись с университетом, он прошел подготовку в театральной школе при бристольском театре "Олд Вик", после чего начал выступать в региональных театрах, в том числе и как актер пантомимы.
Во второй половине 1980–х он уже снимался в небольших ролях в телевизионных фильмах и сериалах, впервые промелькнув на экране в римейке классического триллера Альфреда Хичкока "Подозрение" (1987, реж. Эндрю Грив).
В 1989 году Нортэм был занят в постановке шекспировского "Гамлета" Национального театра, в которой он играл Озрика. Неожиданно исполнитель главной роли актер Дэниел Дэй-Льюис в результате перенесенного нервного срыва не смог продолжать играть на сцене, и его в срочном порядке было решено заменить на Нортэма. Несмотря на то что у него практически не было времени на репетиции, его Гамлет заслужил высокую оценку у театральных критиков и зрителей, а на следующий год за роль Эдварда в пьесе Харли Грэнвилла Баркера "Наследство Войси" он был удостоен премии Лоуренса Оливье как самый многообещающий молодой актер.
В 1992 году Нортэм начал играть в труппе Королевского Шекспировского театра. Его пребывание в этом прославленном коллективе было отмечено такими ролями как Филипп в пьесе Питера Шаффера "Подарок Гордона", Хорнер в комедии Уильяма Уичерли "Деревенская жена" и Бирон в шекспировских "Бесплодных усилиях любви".
Кино
Первой заметной ролью Нортэма в кино стал Хиндли Эрншо в экранизации романа Эмили Бронте "Грозовой перевал" (1992, реж. Питер Космински), а уже спустя 3 года интересные актерские работы последовали одна за другой: страдающий раздвоением личности музыкальный критик Филлип Хеселтайн в "Голосах из запертой комнаты" (1995, реж. Малькольм Кларк), Бекус Пенроуз в романтической драме "Кэррингтон" (1995, реж. Кристофер Хэпмтон), а также обходительный харизматичный злодей Джек Дэвлин в голливудском триллере "Сеть" (1995, реж. Ирвин Уинклер), в котором его партнершей была Сандра Баллок.
Вскоре он хорошо зарекомендовал себя, сыграв мистера Найтли в романтической комедии по роману Джейн Остин "Эмма" (1996, реж. Дуглас Макграт). Вслед за этим последовала работа в голливудских картинах: научно-фантастическом триллере "Мутанты" (1997, реж. ГильермоДель Торо), исторической драме "Амистад" (1997, реж. Стивен Спилберг), а также в франко-британской романтической комедии "Несчастья Маргарет" (1998, реж. Брайан Скит), но наиболее интересными оказались сыгранные им персонажи литературных произведений: преуспевающий адвокат Роберт Мортон в экранизации пьесы Теренса Ратигана "Мальчик Уинслоу" (1999, реж. Дэвид Мамет) и принесший ему премию "Ивнинг стандарт" сэр Роберт Чилтерн в "Идеальном муже" (1999, реж. Оливер Паркер) по пьесе Оскара Уайлда.
Тем не менее, будучи весьма разносторонним актером, Нортэм играл самые разноплановые роли: беглого преступника, вынужденного вместе со своим напарником в качестве прикрытия прикидываться гомосексуалистами в криминальной комедии "Город Счастья, штат Техас" (1999, реж. Марк Иллсли), итальянского принца Америго в романтической драме "Золотая чаша" (2000, реж. Джеймс Айвори) и охотящегося за нацистским шпионом специального агента Уигрэма в военно-приключенческой картине "Энигма". К актерским удачам Нортэма, вне всякого сомнения, можно отнести и роль известного композитора и актера Айвора Новелло, развлекающего собравшуюся в поместье аристократическую публику в детективе "Госфорд Парк" (2001, реж. Роберт Олтмен), а также поэта викторианской эпохи Рэндольфа Эша вромантической драме "Одержимость" (2002, реж. Нил ЛаБут).
Один из лучших британских актеров своего поколения, Нортэм уверенно себя чувствует в любом жанре, среди его экранных героев - ставший жертвой могущественной корпорации агент Салливан в научно-фантастическом триллере "Кодер" (2002, реж. Винченцо Натали), разыскивающий нацистского преступника полковник Ру в политическом детективе "Приговор" (2003, реж. Норманн Джуисон) и режиссер Марк в интеллектуальной постмодернистской комедии "Тристрам Шенди: История петушка и бычка" (2005, реж. Майкл Уинтерботтом).
Работая в основном на съемочной площадке, он время от времени также продолжает играть и в театре - в 2004 году после большого перерыва он вернулся на сцену в роли Дили в спектакле по пьесе Гарольда Пинтера "Старые времена" (театр "Донмар Уорхаус" ).