Ранние годы
Анатолий Яббаров родился в Баку в большой многодетной семье. Когда ему исполнилось три месяца, его отец умер, и матери, работавшей воспитательницей в детском саду, пришлось одной поднимать семерых детей. Не все они выжили, но оставшиеся выросли и многого добились в жизни. Двое сыновей стали профессорами: один – медицинских наук, другой – архитектуры. Еще один сын стал нейрохирургом. И только Анатолий, самый младший из всех, пошел в искусство. Но произошло это не сразу.
Окончив десятилетку в Баку, по настоянию родных Толя поступил на физико-математический факультет университета в Туркмении. Но, проучившись там полтора года, понял, что точные науки не для него, и перешел на факультет русского языка и литературы в педагогический институт. Однако и здесь задержался всего на год. Молодого человека неудержимо тянуло в актерскую профессию – и вскоре эта мечта осуществилась. В 1959 году он был принят во вспомогательный состав Ашхабадского русского драматического театра имени Пушкина, где проработал до 1962 года.
Яббаров прекрасно осознавал, что для того, чтобы достичь больших успехов в профессиональном плане, ему надо получить актерское образование. Для этой цели он отправился в Москву и поступил на актерский факультет ГИТИСа на курс Иосифа Моисеевича Раевского и Николая Викторовича Пажитнова, который закончил в 1966 году.
В 1964 году, будучи студентом третьего курса, Анатолий Яббаров дебютировал в кино в фильме Григория Чухрая «Жили-были старик со старухой». Его Володька-сектант получился настолько убедительным, что у зрителей возникало полное ощущение того, что перед ними не актер, а реальный герой из жизни. Именно эта достоверность и сыграла с актером злую шутку. После просмотра готового материала руководство «Мосфильма» заставило режиссера вырезать часть сцен с участием Яббарова. В частности, попала в корзину большая сцена разговора Володьки с Богом. К счастью, она не была «смыта», как это тогда часто происходило, а после окончания съемок подарена Чухраем Яббарову на память. Коробку с этой пленкой Анатолий Ахмедович до сих пор бережно хранит у себя дома.
Карьера в кино и театре
С первого же появления на экране Анатолий Яббаров зарекомендовал себя как интересный разноплановый актер. Мягкая утонченность, внутренний психологизм, интеллигентность в сочетании с тонким юмором позволили ему в дальнейшем играть как серьезные драматические роли, так и характерно-комедийные. Среди них стоит отметить Челпанова в «Звездах и солдатах», Митяя в «Джентльменах удачи», гробовщика в «Совсем пропащем», Татарина в «Без солнца». Яббаров стал одним из любимых актеров режиссеров Александра Алова и Владимира Наумова, сыграл у них несколько заметных ролей: Кинстинтиныча в «Скверном анекдоте», белогвардейца в «Беге», слепца в «Легенде о Тиле». Наумов продолжил сотрудничество с актером и после смерти Алова, пригласив его в свои картины «Тайна Нардо, или Сон белой собаки», «Часы без стрелок» и «Джоконда на асфальте».
В 1988 году у Анатолия Ахмедовича появилась идея поставить сказку Гофмана «Щелкунчик и мышиный король». Для ее осуществления он обратился в Театр-студию киноактера и через три месяца получил утвердительный ответ. Спектакль был выпущен и имел большой зрительский успех. За более чем двадцатилетнюю историю он совсем не устарел и до сих пор состоит в репертуаре этого театра.
Сам Анатолий Яббаров прочно обосновался в его коллективе, где также осуществил постановки спектаклей «Мульти-пульти-ералашки», «Ровно в 12», «Али-Баба и разбойники», «Интриги Бродвея». В последнем, премьера которого состоялась в 2005 году, Яббаров выступил и в качестве актера, сыграв Берта Хинкла, театрального агента знаменитой примы Бродвея.
Помимо актерской и режиссерской деятельности Анатолий Ахмедович занимается литературным творчеством. В 1999 году была издана его книга «Кадр шестой, дубль последний», куда вошла одноименная пьеса, стихи и несколько рассказов.
Биография с сайта tremasov.ucoz.ru