1924 -1940- – актриса Театра под руководством Ю. Завадского
1940 -1978 – актриса Театра им. Моссовета
Родилась Вера Петровна Марецкая 18(31) июля 1906 года в Подмосковье, в деревне Барвиха. Глава семейства Петр Григорьевич Марецкий, с 1912 года арендовал буфет в цирке у Никитиных. Вера стояла за кулисами и представляла себя, то бесстрашной наездницей, то грациозной воздушной гимнасткой…
Родители хотели дать детям серьезное образование и настояли на том, чтобы их дочь поступала на философский факультет Московского университета. Но Вера уже сама определила свой жизненный путь, и втайне от родителей, подала документы в три театральные студии. Приняли её в две. Она выбрала школу-студию при театре им. Вахтангова, которую окончила в 1924 году.
Как раз в это время Юрий Завадский, актер студии Вахтангова, решил основать собственную театральную студию. Марецкая была одной из первых её актрис. Главными чертами творческой индивидуальности актрисы были: использование разнообразных сценических красок, широта диапазона – от гротескной характерности до тончайшей лирики, мастерство диалога, смелость и оригинальность сценических находок.
Веру Марецкую очень любил театральный зритель, но настоящая слава к актрисе пришла только после съёмок в кино. Первый кинематографический дебют состоялся в 1925 году в фильме Якова Протазанова «Его призыв». Артистке в ту пору было всего 19 лет. Блестяще справившись со своей небольшой ролью, в том же году, режиссёр вновь пригласил молодую актрису сняться в его комедии «Закройщик из Торжка». Героиня Марецкой полюбилась многим кинозрителям.
Тем временем творческие отношения между Верой Марецкой и Юрием Завадским переросли в личные. Актриса вышла замуж за любимого режиссера. Впрочем, произошедшее событие в тот день сложно было назвать свадьбой. Они зашли в ЗАГС в арбатском переулке, по дороге в театр, и тихо, без цветов и шампанского зарегистрировались. У нее даже не было ни одной свадебной фотографии. Единственным напоминанием о судьбоносном событии была запись в трудовой книжке - "Завадская Вера Петровна".
У них родился сын Женя (актёр театра им. Моссовета), но брак оказался недолгим. Почему, она и сама не знала.
Когда сыну исполнилось четыре года, Завадский покинул семью. Он полюбил блистательную балерину, солистку балета Большого театра Галину Сергеевну Уланову.
Казалось бы, Марецкой оставалось в ответ покинуть театр. Талантливую актрису хотели видеть у себя многие режиссеры, но… Вера Петровна осталась и проработала с бывшим мужем всю жизнь, продолжая оставаться хорошим другом и одной из ведущих актрис театра.
При всей видимости благополучия, жизнь у Веры Петровны была очень непростая. Её братья были расстреляны в 30-е годы, как соратники Бухарина. Сестра несколько лет провела в тюрьме, по ложному обвинению, и в дальнейшем не могла проживать в Москве.
Во второй раз Вера Марецкая вышла замуж за довольно посредственного актера Георгия Троицкого. От этого брака родилась дочь Маша. Троицкий, или как его называла Вера Петровна Троша, в театральную жизнь жены не вмешивался, занимался устройством быта и уходом за дочкой.
Творческие вопросы Вера Марецкая решала только с Завадским. В 1940 году на базе Театра-студии, был организован Театр им. Моссовета. Завадский стал в нем главным режиссером, а Марецкая была одной из его прим. За кулисами её называли «Хозяйкой театра».
В 1943 году Вера Петровна Марецкая сыграла одну из лучших своих ролей – партизанку Прасковью Лукьянову в драме Фридриха Эрмлера «Она защищает Родину» (впоследствии за эту роль актриса получила вторую Сталинскую премию). Премьерный показ картины был прерван трагическим известием – под Орлом погиб ее муж Георгий Троицкий. Больше Вера Петровна замуж не выходила…
В 1949 году была удостоена звания – Народной артистки СССР.
Марецкая была одной из самых популярных киноактрис страны. Ее имя было известно не только на родине, но и за рубежом.
В 50-е - 60-е годы Вера Марецкая снималась в кино крайне редко. Зато в Театре им.Моссовета она играла самые разноплановые роли. За роль Капитолины Андреевны в спектакле «Рассвет над Москвой» А. Сурова Вера Петровна была в четвертый раз удостоена Сталинской премии.
Все хорошо складывалось и в доме. Дочь Маша удачно вышла замуж за молодого ученого. И вдруг… несколько лет счастливой жизни дочери были перечеркнуты внезапной смертью её мужа, - он повесился. Маша, потрясенная этим известием, попала в неврологическую клинику.
Марецкая с головой ушла в работу. Все чаще она стала жаловаться на сильные головные боли. Юрий Завадский и Ростислав Плятт (Марецкую и Плятта связывала давняя дружба) буквально силой заставили Веру Петровну обследоваться. В больнице ее ждал страшный диагноз – рак головного мозга.
А жизнь на сцене кипела. Завадский поставил спектакль «Странная миссис Сэвидж». Главную роль в нем исполняла Фаина Георгиевна Раневская. Великую актрису так же стало подводить здоровье, и Завадский отдал главную роль ее сопернице Любови Орловой, чем вызвал страшный гнев Раневской. Орлова сыграла миссис Сэвидж по-своему, не пытаясь повторить Раневскую. Ее хрупкость и женственность углубляли драматизм пьесы. Однако вскоре эта история получила продолжение…
Узнав о диагнозе Марецкой, Юрий Завадский решил ввести ее на роль миссис Сэвидж. Дать ей последний шанс сыграть на сцене. Не зная о болезни Марецкой, Орлова стала требовать вернуть ее в спектакль, угрожая дойти до самых «верхов».
После нескольких операций, Вера Петровна на короткое время возвращалась на сцену и снова ложилась в больницу. По стечению обстоятельств, в ту же больницу попала и Любовь Орлова. Они лежали в разных палатах. Марецкая периодически писала ей записки, но обиженная Орлова не отвечала.
26 января 1975 года Любовь Петровна Орлова скончалась. Марецкая нашла в себе силы пойти на панихиду. Она долго стояла у гроба, а затем, так говорили, тихо произнесла: «И тут она первая...»
Накануне 70-летия Веры Петровны Марецкой вышел указ о награждении её Звездой Героя Труда. У нее уже отказывали ноги, но не приехать она не могла, не в её характере. И даже произнесла речь. «С одного дубля», - говорила она потом, шутя.
Марецкая и в больнице продолжала работать. Прячась от врачей и медсестер, нахлобучив парик и прикрыв голову платком, для того чтобы скрыть швы, оставшиеся после нескольких тяжелейших операций, она пробиралась тайком за больничную ограду, где ее ждал автомобиль, и уезжала в Дом звукозаписи. Там, под руководством главного режиссера литературно-драматического радиовещания Эмиля Верника, она записывала на пленку стихи своих любимых поэтов.
Стихи вошли в "Золотой фонд" художественного радиовещания России.
В один из дней, в той же больнице, оказался на лечение и Завадский. По старой привычке они с Верой Петровной обменивались рисунками и приветами.
Умер Юрий Александрович Завадский в 1977 году, и первой об этом сообщили Марецкой. Спустя год, 17 августа 1978 года, из жизни ушла и сама Вера Петровна. Похоронена Марецкая Вера Петровна на Новодевичьем кладбище (2 участок 35 ряд).