1911-1913- – актриса МХТ
1913-1936– актриса студии МХТ, затем МХТ- II
1943-1950 – актриса Центрального ТРАМа
1938- одна из основателей Театра им. Ленинского комсомола
1959 – театра им. Моссовета
Серафима Бирман с юношеских лет мучилась особой актерской стыдливостью, страхом очутиться перед зрителями «голой», открывшей то, что именуется лирической темой. Один из ее преподавателей Драматической школы им. Адашева, где она училась сценическому искусству, для выпускного спектакля дал ей готовить сцену из «Орлеанской девы» Шиллера. В чем-то, этот преподаватель был жестоко не прав – Бирман была некрасивой, долговязой ученицей, она столбенела, замыкалась, внутренне отмалчивалась. В этой роли она провалилась. И в то же время была неожиданно свободна и артистична в «капустниках»…
После окончания художественной школы, в 1911 она была принята сотрудницей в Художественный театр. Ей приходилось играть в массовых сценах. Опыт «массовок» избавил её от страха играть перед публикой. Дебютировала в роли Гортензии в спектакле "Хозяйка гостиницы" К.Гольдони.
Серафима Бирман была ученицей Л.А. Сулержицкого ,товарищем Михаила Чехова и Евгения Вахтангова. Она переломила в себе почти истощающуюся нежность к людям Сулержицкого и немилосердность всевидящего, заостряющего искусства Михаила Чехова. Бирман полюбила это скольжение по грани. Однажды, она сказала о том, что на канатоходца смотреть все же любопытнее, чем на пешехода, и пешеходом в искусстве она быть не хочет.
Властность героинь Серафимы Бирман часто оказывалась извращенным требованием любви от других. Создав на экранах образ Констанции Львовны в фильме «Обыкновенный человек», артистка предлагала жестоко – комедийный, гротесковый вариант того же самого. Странный, возмутительный шарм есть в образе этой старухи, когда она полулежит в кресле, - декадентский излом линий, угловатый рисунок плеча, локтя, пальцев. При всей этой «манерности», – какие – то немыслимые мужские сандалии на старых костлявых ногах.
Бирман обладала иронией и живым умом. В повседневной жизни она любила давать определения мгновенные и выхватывающие в человеке его зерно - парадокс. Так, своему товарищу Михаилу Чехову, спросившему ее: «Серафима! Что ты думаешь обо мне?»- она ответила без паузы: « Ты лужа, в которую улыбнулся бог!»
Кажется, что люди для Бирман не были элементарны. Она таких персонажей и не играла. Любой характер, доставшийся ей, она сгущала, укрупняла, в то же время очень быстро исчерпывала роль. Может быть, поэтому она так любила немое кино. Ей нравилась напряженная декоративность кратких ролей.
Серафима Бирман - художник безусловной дисциплины, но бунтовала против режиссерского безмолвия, вялости, безличности. Ей недосуг было ждать, пока у других что-то там проклюнется - она опережала топчущийся на месте ход репетиций, прорывалась туда, куда вела ее собственная творческая фантазия. Она играла все, что ей предлагали, боялась того, что о ней забудут и обойдут, оставят без ролей. Она умела обманываться померещившимися в любой ерунде возможностями. Но, к сожалению, играть в кино ей пришлось немного. А ведь как актриса, она была столь же великой, как и всеми любимая Фаина Георгиевна Раневская. Достаточно посмотреть лишь два фильма: «Обыкновенный человек» и «Иван Грозный», чтобы убедиться в этом. За роль Ефросиньи Старицкой в «Иване Грозном» Серафима Германовна Бирман была удостоена Сталинской премии.
Серафима Бирман была одним из основателй Московского театра Ленинского комсомола, занималась режиссерской и преподавательской деятельностью.
Жизнь великой актрисы завершилась трагически – в психиатрической больнице. Рассказывали, что она никого не узнавала и не замечала, что-то играла, репетировала в больничной палате…
Умерла Бирман Серафима Германовна 11 мая 1976 года, похоронена в Москве на Новодевичьем кладбище, рядом с мужем.