Родился 10 ноября 1963 года в Москве в театральной семье: отец - знаменитый актёр и режиссёр Олег Николаевич Ефремов, мать - актриса "Современника" Алла Борисовна Покровская, дед - оперный режиссер Б.А.Покровский.
Впервые вышел на сцену Московского художественного театра еще мальчиком - в спектаклях "Уходя, оглянись!" (1976), в "Утиной охоте" (1979).
В кино он тоже начал сниматься еще с детства. Тринадцатилетним подростком Михаил сыграл в фильмах "Дни хирурга Мишкина" и "Уходя, оглянись...", а фильм "Когда я стану великаном" (1978) сделал его одним из самых популярных юных актёров страны.
В 1980 году Ефремов снялся в фильме "Однажды двадцать лет спустя", после чего наступил перерыв в его кинокарьере, вызванный службой в армии и учебой в институте.
МХАТ
Михаил Ефремов поступил в Школу-студию МХАТ, но уже после первого курса (это был 1982 год) его забрали в армию. Как признается сам актер: "первые полгода я действительно служил, по-настоящему, … а затем мне доверили постановку программ, посвященных всем красным датам - 8 Марта, 1 Мая, 7 ноября". По возвращении из армии Михаил продолжил обучение в Школе-студии МХАТ (курс В. Богомолова).
После окончания учебы Михаил Ефремов возглавил театр-студию "Современник-2", где играли Никита Высоцкий, Мария Евстигнеева, Вячеслав Невинный-младший. Но продолжалось это не долго. В 1991 году труппа распалась, и Михаил пришел работать актером и режиссером к своему отцу в МХАТ, на сцене которого играл еще ребенком.
Восемь лет Михаил Ефремов отдал этому театру. На протяжении всего периода у него не раз возникали разногласия с отцом. Вспоминает сестра Михаила Анастасия Ефремова: "…ситуация управления МХАТом моего бескомпромиссного брата в свое время никак не могла устроить. Помните историю с пострадавшим от оплеухи замдиректром театра Комаровым? Поймите брат боролся тогда не с отцом, а с жуткой театральной системой управления. После случившегося к Михаилу подходили люди, жали ему руку и говорили: Молодец! Естественно, тут же (не без ведома Ефремова -старшего) произошло удаление младшего Ефремова из театра".
В итоге Михаил Ефремов в 1999 году покинул МХАТ. Сам он об этом периоде говорит так: "Я бы не пошел во МХАТ. С профессиональной точки зрения то, что я пошел во МХАТ, наоборот, хорошо. Но я очень много узнал нехорошего о людях именно там".
Кино. 90-е годы
Начиная с конца 80-х Михаил Ефремов вновь начинает сниматься в кино. Так он сыграл главные роли в телесериале "Благородный разбойник Владимир Дубровский" (1989) и социальной драме "Люк" (1991).
В 1992 году Михаил Ефремов снялся в комедии "Мужской зигзаг". В этом фильме была сделана попытка в комедийном ключе поднять сексуальные проблемы. Нина Цыркун: "Об этом зрителю просигналили в титрах, где было обозначено: "автор сценария, режиссер и врач-сексопатолог - Юрий Рогозин". Клинический случай проиллюстрирован жизненной драмой Александра Б., понесшего в результате неумеренной половой активности заслуженную кару. Но, строго выполняя рекомендации режиссера-сексопатолога, Александр вновь входит в мужскую силу и сливается в экстазе с законной женой.
Интерес представляет то, как ведут себя в предлагаемых обстоятельствах актеры. Михаил Ефремов пытается перевести рассказ в более привычный комедийный регистр, но скоро выдыхается. Ожидаемая зрителем, наслышанным про постмодернизм, домашняя заготовка "Спокойно, я Дубровский" выпаливается в первые же минуты, и скоро выясняется, что больше ждать нечего. Правда, всем сюжетом обыгрывается название другого фильма с участием Ефремова - "Когда я стану великаном". Вот и вырос его лирический герой, стал великаном, точнее выражаясь, гигантом большого секса, а счастья нет".
Интересно, что партнершей Михаила в этом фильме была Евгения Добровольская, действительно ставшая женой Ефремова.
Наиболее известные и популярные роли в кино Михаилом Ефремовым были сыграны начиная со второй половины 90-х. В телесериале "Королева Марго" (1996-97) он сыграл короля Франции Карла IX, вместе с Евгенией Добровольской снялся в телеспектакле "Игры женщин" и музыкальной трагикомедии Гарика Сукачева "Кризис среднего возраста", а вместе со своим отцом Олегом Ефремовым в сериале "Чехов и К".
"Граница. Таежный роман"
В 2000 году режиссер Александр Митта по совету своего сына Евгения пригласил Михаила Ефремова на роль офицера Алексея Жгута в сериал "Граница. Таежный роман".
Михаил вспоминает о съемках: "Мы снимали в красивейших местах Калужской области. Жители гарнизона смотрели на нас не как на знаменитостей, а как на обычных людей. Относились просто и дружелюбно. У меня, пожалуй, в первый раз были такие замечательные режиссер, оператор, партнеры. Про каждого могу отдельно интервью дать. Работали на износ. Восемь серий сняли за два месяца. Александр Наумович носился по съемочной площадке и всему гарнизону, как "блуждающий нерв". Он требовательный режиссер, можно сказать, диктатор. Но мы все понимали. Я не помню, чтобы кто-то работал спустя рукава".
Герой Ефремова - разбитной, непутевый парень, который не хочет служить в армии. Балагурит, пьет. Проиграл огромные по тем временам деньги - 20 тысяч рублей. Роль вызвала много откликов. Все говорили, что актер замечательно сыграл. Несмотря на свой характер и поступки, его персонаж очень понравился зрителям. Сам актер считает, что здесь не только его заслуга: "Сценаристы очень хорошо выписали персонаж. Я сразу понял, что Жгут принесет мне большую любовь зрителей". К тому же, со слов Михаила Ефремова, "я сам чем-то на него похож".
Семья
Актёр был неоднократно женат. Первая жена — редактор Ася Воробьева (сын Никита, 1988 г.р. — актёр театра «Современник»).
Вторая жена — актриса Евгения Добровольская (сын Николай, 1991 г.р. — тоже актёр, играл в сериале «Белая гвардия»)
Третья жена — актриса Ксения Качалина (дочь Анна-Мария, живёт в Индии)
Четвёртая — звукорежиссёр Софья Кругликова (дочери Вера и Надежда, сын Борис). Всего шестеро детей.
Кино и театр сегодня
В настоящее время Михаил Ефремов периодически работает в театре "Современник". Там он играет роль Соленого в спектакле "Три сестры". Кроме того, он помогает своему другу Никите Высоцкому пропагандировать творчество его отца - выдающегося певца и актера.
Начиная с 2000 года Михаил Ефремов много снимается в кино. На его счету роли в фильмах и сериалах: "Каменская" (Алферов), "Романовы. Венценосная семья" (Александр Керенский), "Антикиллер" и других.
Все чаще режиссеры используют комедийное дарование актера. Так в 2004 году он сыграл Кулему в комедии Владимира Зайкина "Слушатель". К удаче следует отнести и работу в фильме "Супертеща для неудачника" (2005). Эта комедия получилась невероятно смешной именно благодаря искрометной игре Ефремова, который исполнил роль спортивного обозревателя Сергея, а также Дмитрия Харатьяна.
По сценарию бандит Леня (Харатьян) должен найти потерянный шифр от сейфа, где заперты бриллианты, иначе его убьют. Но шифр случайно оказывается у спортивного комментатора Сергея (Ефремова), за которым и начинается охота… В результате в женское платье переодевается сначала герой Ефремова, а затем и герой Харатьяна, что еще более усугубляет комедийный эффект.
«Переодетые женщины - сюжет бродячий, - делится режиссер, - но каждый раз его можно по-разному пересказывать. В этом фильме я решила показать классические отношения зятя и тещи. Я заставила мужчину - Ефремова - переодеться в тещу. На пробах пересмотрела многих мужчин, каждого переодевала в даму. Из Ефремова и Харатьяна получились отличные тетеньки. Ефремов - вариант Раневской, а Харатьян - лирическая тургеневская барышня, беременная, как водится».
Сумел актер не затеряться и в историческом детективе "Статский советник", который по-сути явился бенефисом Никиты Михалкова. Свою небольшую роль Ефремов сыграл в присущей ему комедийной манере.
Интервью:
МИХАИЛУ ЕФРЕМОВУ судьба дважды давала шанс выстроить блестящую карьеру. Сперва в театре-студии "Современник-2", которую он возглавил в 1987 году. Там играли Никита Высоцкий, Маша Евстигнеева, Вячеслав Невинный-младший.
СТУДИЯ просуществовала чуть больше трех лет. Галина Волчек позже сказала: "Очень много важных вещей тогда сошлось на "Современнике-2". И то, что во главе его стоял Миша Ефремов, и то, что это были очень близкие нам по духу ребята. Я абсолютно верила в Мишин талант и до сих пор жалею, что он с ним так обошелся..."
Второй попыткой стал МХАТ им. Чехова, возглавляемый Олегом Ефремовым. Оттуда Ефремов-младший ушел со скандалом.
За последнее время Михаил снялся в сериале "Граница", сыграл Керенского у Глеба Панфилова в "Романовы. Венценосная семья". И вернулся в "Современник": играет в обновленных "Трех сестрах", как режиссер поставил спектакль "Голый король-2" к юбилею театра.
- Не жалеете, что ваш приход во МХАТ закончился так бездарно? Чуть-чуть подождать - и МХАТ был бы ваш!
- А зачем он мне нужен? За три года студийной жизни я понял, что руководить театром - это вредное, гнусное дело. Потому что ты отвечаешь не только за качество художественного продукта, но и за судьбы людей. И это - самое чудовищное. Сейчас возглавлять театр может только самоубийца. Денег-то нет!
- Но у вас было то, чего не было у других режиссеров, - опыт.
- Да не хочу я! Не хочу! Да, я намерен заниматься театром, но хочу возглавлять именно театр, а не большое бюрократическое производство с воровством и с мерзкими взаимоотношениями внутри из-за этого же. Когда совдеповские жлобы воруют деньги беспардонно, а в нищете сидят такие люди, на которых молиться надо...
- Театр - это совсем не так красиво, как выглядит из зрительного зала?
- Из зрительного зала вы видите конечный продукт, который называется "артисты". Так вот эти артисты - самые бесправные люди в России.
- И как вы выживаете?
- В кино играю. Я за месяц в театре зарабатываю столько, сколько за день съемок в кино. И во всем мире подобная ситуация - театр не может приносить доход. Это же занятие для сумасшедших: они там выпендриваются, и им еще за это деньги платят - немножко. И они рады.
- Вы можете согласиться на участие в заранее провальном проекте?
- Естественно, могу. Если я там буду в белом фраке, а все остальные - в говне (смеется).
- Вы жалеете, что в какой-то ситуации поступили так, а не иначе?
- Естественно. Засыпая, иногда думаю: "Ах, если бы я в детстве снялся в "Гардемаринах"..." Но тогда для меня был важнее театр. Да он и сейчас важнее. Театр гораздо интереснее, он живой, он никогда не бывает одинаковым.
- Со времени смерти Олега Николаевича эту брешь для вас кто-нибудь заполнил?
- Это не брешь - это жизнь. Большая жизнь очень большого человека. И мне кажется, люди лишь лет через пять-шесть только начнут догадываться, что это за личность была. Я не имею в виду то, какой он был великий режиссер или великий артист. Я говорю о его человеческих и нравственных качествах.
- А вы сразу поняли, какой он?
- Нет... Мы с сестрой восемь дней сидели в его квартире, ждали, пока МХАТ вернется с гастролей. Из-за этого и похороны были только через 8 дней. Мы очень много с ней переговорили, пересмотрели кассет... И отец вырастал перед нами.
Я лишь сейчас начинаю понимать, почему Олег Николаевич стал заниматься актерством. Ведь он вырос в семье великого хитреца Николая Ивановича Ефремова. Великим хитрецом мой дед был потому, что уже в 1934 году прочухал - скоро начнут всех сажать. И завербовался бухгалтером в лагеря на Севере. Служил вольнонаемным там, куда всех остальных отправляли на верную смерть. Детство Олега Николаевича прошло среди страданий. Если бы в те годы была разрешена церковь, отец стал бы священником. Потому что он - больше жрец, чем скоморох.
- Вы сыграли полицая в новом фильме Гарика Сукачева "Праздник". Для вас война - это что?
- Я по жизни очень не люблю оружие. Почему я никогда не стану наркоманом? Потому что не люблю, когда железо прикасается к телу. Мне не нравится стрелять, удить рыбу, ходить по грибы. Могу, конечно, за компанию с удочкой посидеть, но меня корежит всего внутри. И к войне я так же отношусь - по-моему, это безумие.
- Вы чуть ли не единственный из "золотых детей", кто избежал соблазна попробовать "дури".
- К несчастью, пробовал я все, но, к счастью, победил алкоголь. Что касается наркотиков, мы пока даже сами не понимаем, насколько велика проблема. Мы с семьей как-то поехали отдохнуть в Саратов. И я ужаснулся увиденному. Мальчишки по 14-16 лет - все обколоты. Я думаю, это просто очень плохая замена тому, на чем существовало российское общество, - православной церкви. Подлая подмена.
Вера - это то, что должно быть у всех. Там о нашей жизни все уже рассказано, и рассказано очень правильно. Люди, которые действительно глубоко верят, - они же все счастливые. Их никаким героиновым кайфом не собьешь.