В 1970-1971 гг. учился в Тбилисском Театральном институте им. Ш. Руставели.
В 1976 году окончил ВГИК, мастерскую С.А. Герасимова и Т.Ф. Макаровой. С 1976 года работал в Тбилисском театре киноактера.
Зураб Кипшидзе снялся в 70 фильмах, как российских, так и грузинских, он стал узнаваем благодаря своим последним работам именно в российском кино — «Васильевский остров», «Время танцора», «Чудо».
С 2010 года ведёт передачу «История в лицах» на телеканале «Первый кавказский».
Интервью Зураб Кипшидзе, журналу «Советский экран» 1981 год:
Я родился в семье с поистине актерской родословной. Мой дед по матери — Георгий Прониспирели - был учеником Котэ Марджанишвили и одним из основоположников искусства сценической речи в республике. Мама — народная артистка Грузии Елена Кипшидзе, а отец — заслуженный артист республики Автандил Верулеишвили, актер театра имени К. Марджанишвили.
Сам я о своем будущем еще не задумывался, когда меня, совсем мальчишку, жившего рядом с тбилисским ипподромом и обожавшего лошадей — я мог сутками находиться в конюшне и для своих лет довольно прилично держался в седле — режиссер Георгий Шенгелая пригласил дублером на фильм «Он не хотел убивать». Мне льстило и само приглашение и то, что я могу, умею больше настоящего актера, ибо я его дополняю, замещаю в трудные минуты.
В 1970 году я поступил в Тбилисский театральный институт имени Шота Руставели, но, к сожалению, учиться мне было тогда некогда — я снимался в кино. В картине режиссеров Шота и Нодара Манагадзе «Тепло твоих рук» играл роль Апрасиона — одного из первых комсомольцев Грузии.
На следующий год я вновь поступил в институт, и снова очень заманчивое приглашение сниматься. На сей раз в фильме Ланы Гогоберидзе «Когда зацвел миндаль». Ну, а потом, приехав в Москву с театром на гастроли, я решил попытать счастья во ВГИКе. И стал студентом курса С.А. Герасимова, который учил нас не только профессии, но и отношению к жизни.
Был у меня в годы учебы еще один «тренер» — мой однокурсник, студент из Колумбии Марио Риберо. Марио был просто одержим кинематографом (впоследствии он закончил, помимо актерского, и операторский факультет — такая жила в нем жажда профессионализма). Под его руководством мы сделали дипломные работы — спектакль «Макбет» и фильм по новелле Габриеля Гарсии Маркеса «В нашем городе воров нет»...
Но, конечно, самой бесценной школой профессионализма стала для меня и моих товарищей работа в фильме Сергея Герасимова «Дочки-матери».
А потом я приехал домой, в Тбилиси, и меня пригласил к себе, в только что созданный театр киноактера, прекрасный педагог и удивительный человек Михаил Туманишвили. Мне кажется, актеру кино совершенно необходимо играть на сцене для того, чтобы все время быть в профессиональном тренинге, чтобы иметь возможность «примерять» на себя разнообразные роли. Варскен в спектакле по первому грузинскому национальному литературному произведению «Мученичество Шушаники» Якова Цуртавели. Тарелкин в «Деле» А. Сухово-Кобылина — роли разные, требующие полной самоотдачи.
Но главным, безусловно, была работа в кино — у О. Гвасалия в «Зеленом острове надежды», у Г. Лордкипанидзе и Г. Чохонелидзе в «Земле отцов наших». Опыт этой работы пригодился для самой сложной моей роли — в фильме «Шальная пуля».
Сниматься в картине было очень трудно: и физически и психологически. Василий Киквидзе, которым стал прообразом героя картины, был человеком удивительной, феерической судьбы. Друг Маяковского, он любил поэзию и сам пробовал писать стихи, знал несколько иностранных языков.
Я исхожу из того, что работа актера всё же вторична, зависит от режиссера, драматурга, оператора. Люблю работать у тех режиссеров, которым свойственна точная позиция, которые твердо знают, чего хотят от актера.
Интервью Зураба Кипшидзе информационному порталу Kommuna.ru, от 3 декабря, 2010 года: «Фильмы не горят!»
- Хотелось бы узнать, живы ли сейчас традиции грузинского кино, которое когда-то так любили зрители Советского Союза.
- Ситуация очень сложная. Грузинского кино как такового, того кино, которое было феноменом, сейчас практически нет. Только отдельные проекты. Прежде всего - сериалы. Часть из них финансируется частными телекомпаниями, часть – государством, - говорит Зураб Кипшидзе.
- И о чём же сериалы, на которые даёт деньги государство?
- О силе властей, о бизнесе, об армии... Сейчас мы снимаем один такой, называется «К-17». Но бывают очень редкие случаи, когда меценаты дают деньги или проект финансируется извне, и получается что-то очень интересное. Случается, люди, которые живут за границей, как Отар Иоселиани, приезжают сюда, потому что у нас снимать дешевле. Я не сказал бы, что всегда это приводит к творческой победе, однако хотя бы уровень достойный. Так или иначе, это всё – штучные дела.
- «Грузия-фильм» сейчас существует? Я слышал, там пожар был…
- Физически студии нет. Кто устроил тот пожар, никто до сих пор не знает. Погибло очень много уникальных лент. Хорошо, что плёнки ещё и в России хранятся. Если бы кто-то когда-нибудь мог предоставить их нам! Потому что мы очень обеднели духовно после того пожара.
- Есть ли в Грузии государственная поддержка кино?
- Очень малая. Проводится кинофорум: на обозрение выносятся сценарии, и те из них, которые, по мнению организаторов, заслуживают поддержки, получают частичное госфинансирование. Остальное, будь любезен, доставай сам.
- И сколько же фильмов выходит в год?
- Сложно сказать... Нет такого, чтобы четыре картины были задуманы, а потом все четыре вышли. Бывает, что некоторые из получивших деньги передают их коллеге, чтобы хотя бы тот мог сделать задуманное.
- То есть, взаимопомощь в среде кинематографистов осталась?
- Да, она есть. Коллеги помогают друг другу, в отличие от людей, которые решают судьбу проектов и распределяют деньги…
- Не могли бы вы рассказать о совместных проектах Грузии с другими странами?
- Мы сотрудничаем с Францией, Германией. Вообще, у нас был несколько лет назад вариант стать на ноги, используя чешский опыт. Ведь у них много снимается в том числе голливудских фильмов. Там легче работать, там дешевле рабочая сила. А у нас ведь – и море, и горы, и песок, и ледники... Европейские и американские продюсеры оказались в восторге. И нашим актёрам, и техническому персоналу это тоже было на руку.