Людмила Зыкина родилась в простой крестьянской семье, которая жила в подмосковном селе Черемушки в небольшом домике со ставнями. В семье все хорошо пели — и бабушка, и мать, и вернувшийся с войны инвалидом первой группы отец. Не закончив школу, Людмила устроилась на станкостроительный завод имени Орджоникидзе ученицей токаря, а в свободное время ходила в госпиталь, где работала ее мать Екатерина Васильевна, и пела для раненых солдат. Под госпиталь заняли школу и там, в самом большом классе, устроили палату для выздоравливающих, где и проходили самодеятельные концерты. Людмилу чаще всего просили спеть старинные песни, которым ее научила бабушка, — «Степь да степь кругом», «Тонкая рябина», «Есть на Волге утес». Так получилось, что она больше пела мужские, суровые песни, они как-то лучше подходили для военного времени. Зыкина и теперь часто поет «мужской» репертуар. Те же старые песни, да и новые, самые ее любимые, такие, как «Течет Волга», предназначенные для мужского голоса.
Многое Зыкина переняла и у своего отца. Он совершенно удивительно пел девическую «Сронила колечко», которой она теперь часто начинает свои концерты, исполняя эту песню без аккомпанемента, тихо, медленно, словно бы дышит — не поет.
А тогда, в годы войны, в школе-госпитале рождалась знаменитая певица. Для Зыкиной военные годы стали и временем выбора пути. Она не думала, что станет певицей, просто ей очень нравилось петь, она испытывала счастье от того, что поет и ее пение доставляет людям радость.
«Какой голос у Зыкиной? — спрашивал В.Боков в очерке о певице. — Говоря о ней, мы не можем не вспомнить любимых и популярных в свое время певиц русского жанра. Вспомним Ольгу Ковалеву, которая одна из первых после Октября вернула народу песню в ее подлинном, неискаженном виде. Мягкий, застенчивый, женственный тембр... Вспомним озорной, знобящий, как ветер Волги, голос Руслановой, ее кокетливые, игривые нотки, редкостное мастерство певицы, которая была способна одним только словом «уморехнулся» создать образ героини в песне «Я на горку шла»... Голос Зыкиной как бы соединяет в себе мягкость Ковалевой и задорную удаль Руслановой».
Талант необходим в каждом деле, но, как алмаз, без огранки он не заблестит. Жизнь таланту продлевает постоянный, упорный труд. Зыкина, одаренная от природы, к счастью, умела трудиться. Она добросовестно училась в училище имени Ипполитова-Иванова, которое закончила очень успешно. Но еще до этого подруги настояли, чтобы она записалась на приемный экзамен в хор имени Пятницкого. Шестнадцатилетняя Людмила уступила уговорам и неожиданно для себя выдержала огромнейший конкурс — из 4000 претендентов были приняты четверо. Она попала сразу на третий тур и спела любимую песню своей бабушки «Уж ты сад, ты мой сад».
Работа в хоре имени Пятницкого стала настоящей профессиональной школой для Зыкиной, школой в познании русской песни и секретов ее исполнения. Но вскоре с Людмилой случилось несчастье. Она сильно простудилась, долго болела, а когда поправилась, поняла, что потеряла голос. Ее отчаянию не было границ.
Зыкина ушла из хора имени Пятницкого и поступила на работу в Первую образцовую типографию. Но жить без песен она не могла и стала петь сначала дома, а потом в совхозном клубе. Через некоторое время Людмила пошла в хор русский народной песни Всесоюзного радио, к Н.В.Кутузову, и попросила прослушать ее, хотя знала, что вакантных мест в его коллективе нет. Кутузов согласился. Спела она хороню, и ее приняли в состав хора. Кутузов стал поручать Зыкиной сольные запевы без сопровождения, преимущественно протяжные. Он не позволял ей петь громко, форсировать голос, заставлял вслушиваться в звучание каждой ноты, приучая к тому, чтобы звуки нанизывались один на другой и этим создавалось впечатление беспрерывно льющейся мелодии.
Когда в хоре объявили очередной конкурс на лучшее исполнение сольной песни, Людмила, недавно вступившая в коллектив, решила принять в этом конкурсе участие, победила и стала солисткой хора.
Репертуар Зыкиной пополняется из двух источников: русских народных песен и песен современных композиторов. В практике певицы случается по-разному: иногда песня как-то сразу раскрывается, становится ясной и сразу поется. Но бывает и долгое ожидание, когда песня «запоется». Так, долго готовилась знаменитая песня «Течет Волга». Зыкина ее спела гораздо позже Бернеса, хотя это произведение с самого начала предназначалось для нее. Песня долго не шла, но настало время, и Зыкина запела эту песню, которая теперь прочно находится в ее репертуаре.
Людмила Георгиевна собирала свой репертуар по частицам. У нее есть свои принципы отбора песен и работы с ними. Она считает, что песня принадлежит певцу лишь тогда, когда он внесет в нее столько своего, что по существу «отбирает» ее у автора. Так поют немногие. Да и не каждый автор позволит певцу полностью «присвоить» свои песни. Например, у Дунаевского почти никто из артистов не мог «отобрать» его песен, кроме, пожалуй, Утесова. Никому, кроме Зыкиной, не удается «отобрать» песни и у Пахмутовой.
Зыкина работает со многими авторами и композиторами. В ее программе и «Рязанские мадонны» А.Долуханяна, и «Солдатская вдова» М.Фрадкина, и «Оренбургский платок» Г.Поно-маренко, и многие-многие другие. В песнях Зыкиной отражается все, чем живут люди, — радость и горе, память о пережитом, реквием погибшим и вместе с этим мощь несломленного женского характера, некрасовская старинная красота и возможность современной женщины сказать на весь мир о своих чувствах.
За годы своего творчества Зыкина приобрела не только огромную, поистине всенародную популярность, но и своего, особого слушателя. На ее концерты ходят разные люди, и певица их всех объединяет своей песней. Она понимает, какие чувства внушает своим пением людям. Здесь уже действует не интуиция, так как результаты впечатления от ее искусства проверены сотни раз.
Зыкина много ездит с концертами и побывала практически во всех уголках бывшего Советского Союза, а теперь стран Содружества, часто выступает за рубежом. Ее везде ждут. Афиши Зыкиной везде и всегда означают аншлаг. После гастролей певицы в парижском театре «Олимпия» директор этого одного из известнейших в мире концертных залов написал ей записку на программке, будто рядовой зритель, не знающий, как выразить актрисе свое восхищение: «Своим голосом Вы представляете самое светлое, самое яркое искусство — искусство народной песни. Слушая Вас, хочется смеяться, плакать, любить, мечтать».
Не было, вероятно, такой актуальной и всенародно важной темы, которой не коснулась бы в своем творчестве народная певица Зыкина. Ее голосом рассказывают о своих судьбах миллионы людей — строители, рабочие, космонавты, солдаты, ветераны, вдовы и счастливые влюбленные.
«Есть два вида восторга, — утверждал Дидро, — восторг души и восторг мастерства. Без первого холоден замысел, без второго — слабо исполнение». Восторги души у Зыкиной с детства связаны с песней, а мастерства она добилась самозабвенным трудом, самовоспитанием и самосознанием.
Людмила Георгиевна Зыкина имеет все высшие награды. Она — Герой Социалистического труда, лауреат многих премий, в том числе и международных. Репертуар ее кажется ожерельем из речного жемчуга. Если нанизать все ее песни, как речной жемчуг на нитку, то становится очевидно, что одна вызывает к жизни другую, объясняет, оттеняет предыдущую. Когда-то Людмила Зыкина благоговейно вошла в храм народной культуры и до сих пор преданно служит ей.
Артистка долго и тяжело страдала сахарным диабетом, в 2007 году перенесла тяжёлую операцию имплантации тазобедренного сустава. Тем не менее, ещё 10 июня 2009 года, то есть за 21 день до смерти певица отметила свой 80-летний юбилей, на который к ней пришли многие известные россияне. 25 июня 2009 года Людмила Зыкина была доставлена в тяжёлом состоянии в реанимацию. 1 июля 2009 года она скончалась в Москве в возрасте 80 лет от остановки сердца. За несколько дней до смерти Людмила Зыкина перенесла инфаркт.
Прощание с Людмилой Зыкиной проходило 3 июля 2009 года в Концертном зале имени П. И. Чайковского в Москве. Отпевание состоялось 4 июля 2009 года в Храме Христа Спасителя. С воинскими почестями певицу похоронили 4 июля 2009 года на Новодевичьем кладбище в Москве рядом с могилой Галины Улановой. В августе рядом с Л. Г. Зыкиной похоронили Сергея Михалкова.