Ранние годы
Родился во Львове 28 октября 1936 года в семье учителей. Будучи школьником, пробовал ставить небольшие спектакли, в которых были задействованы одноклассники и друзья.
В 1956 году окончил Государственный институт театрального искусства (ГИТИС) в Москве (мастерская М. Орловой и В. Орлова). Среди учителей были Юрий Александрович Завадский, Анатолий Васильевич Эфрос.
В 1957 году окончил режиссерский факультет ГИТИСа.
Карьера
По окончании в 1956 году актёрского факультета ГИТИСА работал в театрах Львова, Киева, Твери и Вильнюса. Первым режиссерским опытом Виктюка стала работа в Львовском ТЮЗе им. М.Горького, где он поставил ряд спектаклей. Практически сразу у режиссера обнаружилась тяга к «нетипичному» прочтению пьес.
В Русском драматическом театре Литовской ССР (ныне Русский драматический театр Литвы) был ведущим режиссёром в 1970—1974 годах.
Поставил пьесу П. Шеффера «Чёрная комната» (премьера 29 января 1971), романтическую драму Юлиуша Словацкого (в переводе Бориса Пастернака) «Мария Стюарт», «Валентин и Валентина» М. Рощина (1971), «Любовь — книга золотая» А. Толстого, «Дело передаётся в суд» А. Чхаидзе, «Принцесса и дровосек» Г. Волчек и М. Микаэлян (1972), «С любимыми не расставайтесь» А. Володина, «Встречи и расставания» А. Вампилова, «Продавец дождя» Р. Нэша (1973). Позднее приглашался в Вильнюс для постановок в Русском драматическом театре «Уроков музыки» Л. С. Петрушевской (премьера 31 января 1988) и «Мастера и Маргариты» по М. А. Булгакову (премьера 20 октября 1988).
Начиная с середины 1970-х, режиссёр ставит спектакли в столичных театрах, среди которых «Царская охота» в Театре им. Моссовета, «Муж и жена снимут комнату» и «Татуированная роза» во МХАТе, «Утиная охота» А. Вампилова и «Уроки музыки» Л. Петрушевской в Студенческом театре МГУ (был запрещён).
В 1988 году на сцене театра «Сатирикон» Роман Виктюк поставил свой самый известный спектакль — «Служанки» (Ж. Жене). Благодаря разработке особой актёрской пластики Валентином Гнеушевым, хореографии Аллой Сигаловой, подбору музыки Асафом Фараджевым, костюмам Аллы Коженковой, гриму Льва Новикова, — в сочетании с актёрской игрой Константина Райкина (Соланж), Николая Добрынина (Клер), Александра Зуева (Мадам) и Сергея Зарубина (Мсьё), — Виктюку удалось создать неповторимый спектакль, который был показан во многих странах мира, собрал восторженные отзывы прессы, а самого режиссёра сделал одним из самых узнаваемых и известных театральных деятелей.
Театр Романа Виктюка
Спектаклем «М. Баттерфляй» (1990) (Д. Г. Хуана, открылся частный Театр Романа Виктюка, объединивший артистов из разных театров, близких режиссёру своим мировоззрением. Предполагается, что в 2012 году у него появится собственное здание в Сокольниках.
В 1996 году театр получил статус государственного. Принцип формирования труппы – смешанный. Основу составляют молодые актеры, которые в начале своего творческого пути встретились с режиссером и сформировались под влиянием его творческого метода. Для участия в отдельных спектаклях приглашаются ведущие мастера отечественного театра, среди которых немало «звезд» первой величины.
С творчеством Романа Виктюка связано очень много споров и среди специалистов-театроведов, и среди зрителей. Очевидная связь с традициями Александра Яковлевича Таирова не мешает режиссеру использовать разные типы театрального языка и остро реагировать на окружающую действительность. Ставший притчею во языцех эстетизм Виктюка на самом деле всегда отражал духовные поиски человека, причем последний в творчестве режиссера – натура сложная, противоречивая, не сводимая ни к каким жестким рамкам и шаблонам, но мучительно стремящаяся к гармонии.
Так же не просто привести к единому знаменателю творчество самого Романа Виктюка. «Царская охота» 1977-го года, «Служанки» 1988-го, «Рогатка» 1993-го и «Мастер и Маргарита» 2003-го – спектакли очень разные и по форме, и по заключенному в них художественному посланию. Откровенный прием «театра в театре» сменяется исповедальной искренностью, пресыщенное любование «красотой картинки» - жесткими пощечинами общественному мнению и ханжеской морали. Но в центре любого спектакля Романа Виктюка – человек, его душа, способная к взлетам и падениям, переживающая триумфы и трагедии.
Единственный из режиссеров иностранного происхождения награжден международной премией Института итальянской драмы за лучшее воплощение современной драматургии (1997 г.). Обладатель театральной премии «Maratea» Центра европейской драматургии (1991 г.). Награжден премией «Киевская Пектораль» и премией СТД Украины «Триумф». В США включен в категорию «50 людей мира, которые повлияли на вторую половину ХХ века».
Профессор Российской академии театрального искусства ГИТИС.
Роман Виктюк также является основателем (вместе с Игорем Подольчаком и Игорем Дюричем) Фонда Мазоха (1991, Львов). Роман Виктюк поставил более 200 спектаклей во всех главных театрах России и Украины, осуществил ряд постановок в театрах Швеции, Финляндии, США, Италии, Греции.
Народному артисту России и Украины, известному режиссеру Роману Виктюку сегодня исполняется 75 лет. Как и для любого творческого человека, главным подарком для него станет премьера - на сцене Театра имени Мосссовета будет показан новый спектакль мастера "Коварство и любовь" по Шиллеру.