Пашенная Вера Николаевна родилась 19 (7) сентября 1887 года, дочь знаменитого актёра Николая Рощина-Инсарова. Ведущие роли во многих театрах России (в том числе в Малом и Александринском) играла и сестра Пашенной, актриса Е.Н.Рощина-Инсарова, эмигрировавшая после революции.
В 1904–1907 гг. училась у А.П.Ленского в Московском театральном училище.
С 1907 года – актриса Малого театра.
С 1918 года – преподавала на драматических курсах при Малом театре.
В 1920-е годы Вера Пашенная выступала в нескольких московских театрах, по приглашению К. С. Станиславского участвовала в зарубежных гастролях МХАТа.
В 1924 году с Н.А.Смирновой организовала из первого выпуска курсов Театр-студию и стала её директором.
С 1933 руководила несколькими курсами в Театральном училище при Малом театре. с 1941 года — профессор Высшего театрального училища (института) им. М. С. Щепкина.
Малый театр
Вера Пашенная в Малом театре начинала с ролей, перешедших к ней от Ермоловой. Ближе всего Пашенной были образы бытовой драмы и комедии, она играла героинь Островского и Грибоедова. Актрисе были свойственны огромный темперамент, романтическая приподнятость при бытовой достоверности, великолепное владение русской речью. Великолепные внешние данные, мощный темперамент, несомненная глубина натуры, поразительный грудной голос, наделенный множеством оттенков, — все это сулило яркую сценическую судьбу.
Вера Пашенная довольно быстро стала ведущей актрисой Малого театра, а потом – и его легендой. О ней говорили, что в этой актрисе чудесным образом сошлись все лучшие качества актёров Малого театра. Михаил Царёв писал: «Пашенная была рождена в искусстве не для «звуков сладких», а для «битв». В этом зерно её дарования. Она – художник-борец, глубоко верящий в могучую воспитательную силу театра, неутомимо и страстно защищающий всем своим творчеством правду жизни».
В 20-е годы выступала и в других московских театрах, участвовала в зарубежных гастролях МХАТа по приглашению Станиславского.
Среди лучших ролей Пашенной на сцене: Порция («Юлий Цезарь»), Анна Андреевна («Ревизор»), Гурмыжская («Лес»), Евгения («На бойком месте»), Любовь Яровая («Любовь Яровая»), Кабаниха («Гроза»). Своей наиболее значительной ролью Вера Николаевна считала Вассу Железнову в пьесе "Васса Железнова" М. Горького. Этот спектакль был снят на плёнку в пятидесятых годах.
Роли в театре
По-настоящему Пашенная нашла себя в ролях Марии Андреевны, Анны Павловны ("Бедная невеста" и "Шутники" Островского, 1909 – 1917), Лизы в "Горе от ума" (1917), которую она — вопреки существовавшей традиции — сыграла не служаночкой, а сообразительной девушкой из крепостных.
Серьезной удачей стало исполнение актрисой роли Евгении ("На бойком месте" Островского, 1915), которую она играла впоследствии на протяжении многих лет. Умная и хищная, лукавая и эгоистичная, по-женски необычайно притягательная, Евгения, по замечанию известного театрального критика П.А.Маркова, "возглавляла список ролей, в которых Пашенная обнаружила себя как подлинно национальная, русская актриса".
Скрытая мощь характера проявилась и в Девице из пьесы Горького "Старик" (1919).
Исконно русская природа таланта актрисы не мешала ей успешно выступать в ролях западного репертуара. В 1919 удачей была признана ее Электра в одноименной пьесе Г.Гофмансталя, много позже, в 1935, Пашенная совершенно по-своему сыграла в "Отелло" служанку Дездемоны Эмилию — не приспешницу Яго, а преданную госпоже простую женщину из народа.
И трагические, и комические, и острохарактерные роли равно привлекали актрису. Не всегда удовлетворенная своей занятостью в репертуаре Малого, она успевала играть и в других театрах (в Театре бывш. Корша в 1921 вернулась к "Бесприданнице", в Музыкальной студии МХАТ сыграла в 1924 заглавную роль в комедии Аристофана "Лисистрата" в постановке В.И.Немировича-Данченко), а в сезоне 1922-1923 по приглашению К.С.Станиславского приняла участие (будучи к этому времени женой актера МХАТа В.Ф.Грибунина) в турне МХАТа по Америке. В гастрольных спектаклях МХАТа Пашенная выступила в ролях Ирины ("Царь Федор Иоаннович" А.К.Толстого), чеховской Ольги ("Три сестры"), Василисы ("На дне Горького").
Пашенная создала целую галерею женских образов в советских пьесах 1920-1940-х годов. Иногда ей удавалось вдохнуть в них жизнь, а роль Любови Яровой ("Любовь Яровая" К.Тренева, 1926) стала одним из ее крупнейших достижений. Одновременно появлялись новые работы в классической драматургии: Мурзавецкая, Гурмыжская, Кукушкина Островского ("Волки и овцы", "Лес", "Доходное место" 1935, 1937, 1948); Анна Андреевна ("Ревизор", 1938); Хлестова в "Горе от ума" (1949-1950).
Искусство Пашенной, выступавшей на сцене с Ленским, Южиным, Садовской, Ермоловой, Остужевым, — ярчайшее проявление верности традициям Малого театра. Роли последнего десятилетия жизни стали ее высшими творческими достижениями: Васса Железнова (1952), Хозяйка Нискавуори ("Каменное гнездо" Х.Вуолийоки 1957), Кабаниха в "Грозе", поставленной ею самой совместно с М.Гладковым (1962).
Почти полвека Пашенная вела педагогическую работу: в начале 1920-х годов принимала активное участие в организации Студии Малого театра, с 1918 преподавала в Училище им. М.С.Щепкина (с 1941 — профессор), где в 1945-1960 руководила кафедрой мастерства актера.
Кино
Иногда снималась в кино: «Бесприданница» (1912, Лариса), «Гроза» (1912, Катерина), «Тайна дома №5» (1912, куртизанка Эльза), «Поликушка» (1919, Акулина), «Хромой барин» (1920, Катенька Мордвинская), «Горе от ума» (1952, Хлёстова), «Волки и овцы» (1952, Мурзавецкая), «Васса Железнова» (1953, Васса), «Повесть о молодожёнах» (1959, Ольга Николаевна).
Народная артистка СССР (1937).
Дочь – Ирина Витольдовна Полонская.
Пашенная в конце жизни очень болела: у нее был рак. Тогда она ставила «Грозу» в Малом театре. Внезапно объявлялся перерыв. Она уходила минут на сорок в гримерную, куда допускалась только ее дочь. Потом выходила и продолжала репетировать. И только спустя много времени все узнали, что она была на уколах. Вера Николаевна никому не позволяла себя жалеть.
Ушла из жизни 28 октября 1962 года. Похоронена на Новодевичьем кладбище.