Первая работа в кино — роль Алика Крамера в фильме режиссера А.Зархи "Мой старший брат" (1962) по повести "Звездный билет" Василия Аксенова, где Даль сыграл героя 1960-х, юнца-интеллектуала из московской подворотни.
В 1967 В.Мотыль предложил Далю роль Жени Колышкина в фильме Женя, Женечка и «катюша». «Это был тот редкостный случай, когда артист явился будто из воображения, уже сложившего персонаж в пластический набросок», - вспоминал позже режиссер киноленты. 21 августа 1967 состоялась премьера и вызвала большой интерес у зрителей. Тем не менее на широкий экран картина тогда не попала: было отпечатано минимальное количество копий, прокат был разрешен только в провинции.
Важный этап творческой судьбы О.Даля — исполнение роли Евгения Соболевского в фильме Н.Бирмана Хроника пикирующего бомбардировщика (1967). Благодаря созданному им образу умного и обаятельного парня, 27-летний Даль стал одним из самых популярных актеров советского кинематографа. Роль Кукольника и Солдата в Старой, старой сказке (реж. Н.Кошеверова, 1968) еще больше укрепила любовь зрителей. В том же году в театре «Современник» Даль играет Ваську Пепла (На дне М.Горького, реж. Г.Волчек).
О.Даль продолжает работать в кинематографе. Он снимается в роли Шута в фильме Король Лир режиссера Г.Козинцева (1970). Этот персонаж был выстроен Далем из одних острых углов: голый череп, торчащие уши, ввалившиеся щеки. Трагические и мудрые глаза. Вместо шутовского наряда — ветхое рубище. Его задача не развлекать, а бередить раны.
В 1971 О.Даль снимается в сказочном триллере режиссера Н.Кошеверовой "Тень", исполняя сразу две роли: Ученого и его Тени. Партнерами О.Даля в этом фильме были А.Вертинская, Л.Гурченко, М.Неёлова, В.Этуш, Г.Вицин, А.Миронов.
С 1974 в «Современнике» идут сразу четыре спектакля с участием О.Даля: "Валентин и Валентина" М.Рощина, "Провинциальные анекдоты" А.Вампилова, "Из записок Лопатина" К.Симонова, "Принцесса и дровосек" М.Микаэляна и Г.Волчек. С ним работают такие режиссеры как В.Фокин, И.Райхельгауз, Г.Волчек. А спектакль "Принцесса и дровосек" был первым опытом О.Даля-режиссера.
В 1975 А.Эфрос дает возможность осуществиться давней мечте Олега Даля, предлагая ему сняться в телеспектакле По страницам журнала Печорина. Встреча с А.Эфросом вновь вернула О.Даля в лоно театра. Он пришел в «Театр на Малой Бронной», где сыграл, в том числе в спектакле Месяц в деревне (по прозе И.Тургенева). В 1977 О.Даль снимается у А.Эфроса в фильме В четверг и больше никогда. Последней их совместной работой стала картина Острова в океане (1978).
Выход на экран "Отпуска в сентябре" (по пьесе А.Вампилова "Утиная охота", реж. В.Мельников, 1979) стал значительным событием в творчестве Даля. На герое Олега Даля лежала печать высокой одаренности. Он мог бы писать чудесные стихи, сочинять песни. Но с первых секунд появления на экране он знал, что погибнет. В самом ритуале утиной охоты, в ее ожидании улавливалось что-то судорожное, нелепое, как нелеп этот отсчет уже не дней, не часов, — минут.
11 ноября 1980 Даль был зачислен в труппу «Малого театра», где ему лишь единожды (31 декабря 1980) довелось сыграть роль Алекса ("Берег" Ю.Бондарева, реж. В.Андреев). Последней работой в кино стала роль Виктора Свиридова в фильме Незваный друг режиссера Л.Марягина (1981). Олег Даль умер 3 марта 1981 в Киеве.
Похороны актера состоялись на Ваганьковском кладбище.
Штрихи к портрету
Олег Даль походил на тех немного сумасшедших художников-авангардистов, которые жили на Монмартре в конце 19 века. Такой же взбалмошный, капризный и невероятно дотошный во всем, что казалось театра и кино, он требовал от себя и других совершенства, не меньше. Его стремление к идеалу походило на манию. Если он не мог жить своим персонажем, не мог влезть в кафтан чужой судьбы - он даже не старался.
Но, как и многие творческие увлекающиеся личности, Даль был полон сиюминутных причуд и совершенно алогичных мыслей. Его биография - удивительный клубок событий и эмоций, которые порой подменяли друг друга.
Он отказывался от ролей, покидал театры, создавал на сцене и в кино такие образы, которые сам затем называл «нелепейшей стряпней»; пытался стать режиссером, внезапно исчезал со съемочной площадки и бросал роли, скандалил из-за плохо сидящего костюма, доводил режиссеров до истерики своими выходками или, наоборот, заставлял всю съемочную группу надрывать животы от смеха.... Пожалуй, противоречий, соседствующих в душе Олега Даля, с лихвой хватило бы на десяток людей.
Даль являл собой тот образчик богемных денди, которые приводили в восторг молодежь и в ужас - людей пуританских взглядов. Его экстравагантная манера одеваться, лучистые глаза, ранимость, изящно-элегантные манеры и при этом потрясающая твердость суждений и гордая походка делали его человеком, по меньшей мере, неординарным.
Его болезненная тяга к совершенству играла с ним порой злые шутки. Олег Даль несколько раз менял театры. Вначале он работал в «Современнике», уходил оттуда и снова возвращался, репетировал во МХАТе под руководством Олега Ефремова, играл в Ленкоме, в Театре на Малой Бронной и в Малом театре... Однако за всю свою жизнь он так и не сыграл в театре ни одной главной роли. Между тем земля полнилась слухами и легендами о «гениальном театральном актере Олеге Дале».
То же происходило и в кинематографе. Он одинаково сногсшибательно играл и романтических наивных героев, и разведчиков, и несправедливо приговоренных к смерти. А кто не знает Шута из «Короля лир» в исполнении Даля? Кому неизвестен принц Флоризель?
Кинематограф стал для Олега практически всем. Благодаря ему Даль нашел свою любимую женщину, открыл в себе сотни новых граней, которые и воплощал на сцене, и даже исполнил мечту своей юности - сыграл лермонтовского Печорина («По страницам журнала Печорина»). Он так долго и самозабвенно желал этого, что во многом сам превратился в этого героя. Точно так же он был горд, точно так же не мог идти на компромиссы со своей совестью, и совершенно так же мир отвергал человека, не желающего вписываться в установленные рамки. Так, из-за отказа Даля сниматься в киноленте «Экипаж» руководство «Мосфильма» запретило снимать Олега в течении трех лет. Сам же актер не знал об этом еще долгое время.
Как и все личности, насквозь пропитанные тем духом творчества, которое не позволяет что-то делать плохо, он мечтал обо всем, причем сразу. Сниматься и снимать (для чего даже пошел на Высшие режиссерские курсы во ВГИК), созидать и разрушать... Для кого-то он был неврастеником, но для кого-то - гением. И последних много больше.
Однако такие творческие амбиции буквально высосали душевные силы О.Даля. К концу восьмидесятых в нем что-то сломалось. Умер Владимир Высоцкий - его друг и некогда коллега («Земля Санникова»), после чего в нем словно погнулся внутренний стержень. Олег начал чаще думать и говорить о смерти. Видимо, как и многие творческие личности, которые так и не смогли приспособиться к суровым реалиям этого мира, он предчувствовал собственную смерть. Была ли в этом доля позерства или чудовищная безысходность - вряд ли можно сказать сейчас. Но однажды утром Даль сказал своей жене: «Мне снился Володя. Он меня зовет».
Тут неуместны громкие фразы о «начале конца» и прочие пафосные заявления, однако Олег Иванович действительно больше почти не снимался, все больше пребывал в состоянии задумчивом и отрешенном.
1 марта 1981 года советский Печорин поехал на Украину - сниматься в лирической комедии...
Теперь талант человека, положившего свою жизнь на алтарь Красоты и Совершенства, пылится на полках с грустным названием «Ретро». Поколение за поколением память о нем угасает, обращаясь в выцветшие фотографии и переведенные в DVD-формат фильмы. Такого ли хотел достигнуть Олег Даль, когда терпел несправедливый бойкот «Мосфильма»? К этому ли стремился, дубль за дублем ломая себя и перевоплощаясь в вымышленного персонажа?.. Впрочем, как ни грустно, такая судьба ждет всех «лишних людей», которым стал Олег Даль, уподобляясь своему любимому герою. Забвение. Забвение, которое мы можем только отсрочить...