В 1965 году окончил театральную студию театра «Ванемуйне» в Тарту. С 1966 по 1970 гг. - работал на Эстонском телевидение. С 1970 по 1983 гг. - актер и режиссер театра «Ванемуйне» (Vanemuine) в Тарту. С 1983 по 1996 гг. - режиссер Эстонского драматического театра. С 1999 по 2000 гг - художественный руководитель Эстонского Кукольного Молодежного театра.
В кино с 1965 года: «Им было восемнадцать», «Молочник из Мяэкюла», «Документ «P»», «Соучастие в убийстве», «К расследованию приступить», «Доктор Стокман» и другие.
Эвальд Хермакюла трагически погиб 16 мая 2000 года (самоубийство) в Таллине, Эстония.
Статья Андрея Деменкова в газете «МЭ» от 20 ноября, 1999 года: «Геолог, кукловод и любитель детективов.»
В 1999 году главным режиссером Кукольного театра стал известнейший эстонский актер и режиссер Эвальд ХЕРМАКЮЛА. К сожалению, как и о многих других деятелях эстонской культуры, русскоязычная публика в основной своей массе знает о нем пока что очень мало. Поэтому мы попросили г-на Хермакюла рассказать немного о себе и о своей работе.
Про страшное море, геологию и школу жизни
Появился я на свет в декабре 1941 года в деревне Маарду. Отца своего, к сожалению, в глаза не видел, потому что в августе того же сорок первого он ушел на фронт, с которого так и не вернулся. По словам вернувшихся с войны односельчан, он утонул во время знаменитой эвакуации из Таллинна в Ленинград в том же 1941 году. Но позже семья получила официальный документ, согласно которому отец пропал без вести в 1943 году при обороне Сталинграда. Где правда, я, увы, не знаю.
Война оставила глубокий отпечаток в моем сознании. Долгое время я боялся море и не мог есть рыбу, потому что был уверен, что рыбы пожрали моего утонувшего отца. Где-то в подсознании все еще сидит тот страх, который я испытывал, прячась вместе со взрослыми в погребе во время бомбардировки Таллинна в 1944 году.
Эмоции требовали какого-то выхода. Очевидно, именно поэтому еще в школьные годы я увлекся лицедейством. Знаю, теперь не принято говорить, что мечтал о своем деле с ранних лет, что кем-то это воспринимается, как неудачный шаблон... Тем не менее, это сущая правда: о театральной сцене я мечтал с самого детства. Поэтому после окончания в 1960 году Таллиннской 17-й школы (в которой, кстати, учились многие эстонские знаменитости, например, Индрек Тооме и Микк Миккивер) попытался поступить в консерваторию. Но в тот год не было набора...
Мысли о камне на шее (в виде службы в армии) натолкнули на альтернативную идею, и я поступил в ТУ на факультет геологии. С твердым убеждением через год попытать счастье в академии. Но учеба в университете оказалась очень интересной. Я исколесил в экспедициях весь СССР, увидел настоящую дикую природу, познакомился с массой интереснейших людей. Если когда-нибудь предоставится возможность, обязательно съезжу на Камчатку, в те безумно романтические края сопок, где бывал с экспедициями. Думаю, из меня получился бы неплохой геолог: мне нравилось это дело.
И все-таки театральный вирус был сильнее. Параллельно с учебой в ТУ я участвовал в постановках Народного театра, когда при театре "Ванемуйне" организовали студию, в числе первых стал слушателем проводившихся там курсов. Уровень преподавания в театральной студии очень высок, мне посчастливилось учиться у прекрасных мастеров, среди которых моим ведущим наставником был Каарел Ирд. Со временем я стал принимать участие в постановках "Ванемуйне". Так что школа была хорошая.
Получив диплом геолога, я отправился в Таллинн, устроился режиссером на ЭТВ. Только расправил крылья, приходит повестка из военкомата... К счастью, к тому времени я был уже достаточно взрослым человеком, служить пришлось всего лишь год и относительно недалеко от дома - в Калининградской области. К тому же приобрел неплохой жизненный опыт. Я убедился, например, в правоте утверждения, что армия дает человеку представление о том, в каком государстве он живет. Признаюсь по секрету, до службы я совершенно искренне полагал, что самый большой бардак на свете царит на киностудии...
Диагноз: театрал
После службы некоторое время я поработал на ЭТВ, но мысли о театре не отпускали меня. И я вернулся в Тарту, в "Ванемуйне", где проработал долгих 15 лет. Я испытал немало неудач и даже провалов, однако какие-то роли удавались, и вообще, работалось неплохо, отношения с коллегами были отличные. Но постепенно возникло ощущение не совсем понятной, но все более ощутимой неудовлетворенности. Долгие годы жизнь шла по накатанной колее, становилась рутинной, я заметил, что мои чувства притупляются.
Очень кстати Микк Миккивер пригласил меня в Таллинн, в драмтеатр. Я охотно согласился и изменил свою жизнь на следующие пятнадцать лет...
Параллельно с театральной работой я пробовал себя в кино, снялся в нескольких фильмах в Эстонии и за ее пределами. Однако мне так и не удалось стать своим в целлулоидном мире: я чувствовал себя неуютно перед камерой и, пожалуй, так и не понял, что это за профессия - киноактер. По-моему, там слишком большая зависимость от воли режиссера, который может даже вырезать твою роль из фильма. По этим и ряду других причин я не сделал в кино ни одной работы, которой мог бы быть доволен. Какое-то время я имел шансы войти в круг широко известных прибалтийских киноактеров, но кинокарьера так и не увлекла меня. Именно поэтому, в отличие от многих других актеров, я никогда не мечтал и, скорее всего, не буду мечтать о Голливуде.
По-моему, эстонцы, как и родственные нам финны, очень театральный народ. Наверное, на это влияет свойственная нашим народам некоторая замкнутость, традиционно неторопливый уклад жизни, отстающий от динамизма кино. Именно поэтому театр пользуется у нас большей зрительской любовью, чем во многих других европейских странах.
Впрочем, все относительно. Говоря о США, например, в первую очередь, мы вспоминаем о том, что это великая кинодержава. О Голливуде знают все или почти все, тогда как слово Бродвей многим ничего не говорит. А ведь это великая театральная улица. Как-то в начале восьмидесятых я побывал в Нью-Йорке и поинтересовался у одного известного театрала: сколько спектаклей идет в один вечер. Он признался, что никогда об этом не задумывался, но поскольку сам заинтересовался этим вопросом, пообещал получить на него ответ. Оказалось, что, по приблизительной оценке, в Нью-Йорке в один вечер шло свыше... 400 спектаклей. Это были годы театрального бума в США, однако, думаю, и сегодня цифра впечатляющая.
Что интересно, в маленькой Эстонии сравнительно много театров, но все они имеют достаточное число ведущих актеров. И четыре учебных заведения постоянно готовят свежие кадры. Так что увядание эстонским театрам не грозит и в далеком будущем.
Куклы и детективы
Шло время, и мои ощущения от работы в драмтеатре стали походить на те, которые не давали покоя в последние годы жизни в Тарту. Опять все было вроде бы неплохо, но с каждым годом все острее ощущалась какая-то неудовлетворенность. И вновь очень кстати мне предложили стать главным режиссером Кукольного театра.
Казалось бы, с чего это вдруг я принял такое неожиданное предложение? Дело в том, что я уже работал для детей; когда мои собственные были еще малышами, ставил несколько детских спектаклей. И получалось, кажется, неплохо. Сейчас я вхожу в такой возраст, когда сам Бог велит няньчить внуков и снова вспомнить о детстве. Конечно, у кукольного театра своя специфика. Вообще, на мой взгляд, кукольником не становятся, а рождаются, и у нас в Эстонии не так-то много прирожденных кукольников. И все-таки, надеюсь, у меня получится. Кто знает, может, проработаю здесь традиционную пятнадцатилетку? Во всяком случае, постепенно вникаю в суть работы. Я пришел в театр с уже сформированным репертуаром сезона, что тоже облегчает внедрение. Но быть лишь наблюдателем не собираюсь, в будущем году обязательно поставлю спектакль, кое-какие мысли уже есть.
Конечно, если меня будут приглашать, с удовольствием приму участие в театральных постановках: актером был и остаюсь. Сейчас продолжаю работу в телесериале "Ынне, 13", в начале будущего года ЭТВ покажет снятую этим летом телепостановку с моим участием.
Человек я хоть и не киношный, но смотреть кино, прежде всего европейское и японское, обожаю. Между прочим, люблю и телесериалы. Только детективные, преимущественно английские. Должен признаться, у меня есть огромное желание сняться в хорошем эстонском теледетективе. Надеюсь, судьба еще предоставит мне такую возможность.