Георгий Александрович Товстоногов родился 15 (28) сентября 1915 года в Тбилиси.
Русский советский режиссёр, педагог, театральный деятель.
В 1938 году окончил режиссёрский факультет ГИТИСа.
В 1938 – 1946 гг. – режиссёр Тбилисского русского театра им. Грибоедова,
в 1946 – 1949 гг. – режиссёр в московском Центральном детском театре,
в 1950 – 1956 гг. – главный режиссёр Ленинградского театра им. Ленинского комсомола,
с 1956 года — главный режиссёр Большого драматического театра им. Горького в Ленинграде.
В 1939 – 1946 гг. преподавал в Грузинском театральном институте им. Ш. Руставели,
с 1962 года заведовал кафедрой режиссуры Ленинградского института театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиК, профессор с 1960 г.).
Депутат Верховного Совета СССР 7— 8-го созывов.
Начало
Георгий Александрови Товстоногов родился 28 сентября (15 сентября по старому стилю) 1915 года в Тифлисе (ныне Тбилиси) в семье инженера-железнодорожника. Мать – грузинка Тамара Папиташвили, певица, обучавшаяся в консерватории Санкт-Петербурга. Отец - русский, потомственный дворянин, инженер-железнодорожник, высокопоставленный работник Министерства путей сообщения. В детстве Георгий часто ходил в театр (его дядя был артистом), а в школе организовал драматический кружок.
Георгий рано пошел в школу, окончил ее в 15 лет. В этом возрасте нельзя было поступить в ГИТИС, он стал учиться в Тбилиси в железнодорожном институте, где отец был завкафедрой. Однако, Товстоногов не захотел продолжать дело отца, считая своим призванием театр, и тогда уже стал работать в Театре юного зрителя у Николая Маршака. Но мечтал о профессии режиссера. Когда Георгий приехал в Москву поступать на режиссёрский факультет, то добавил себе два года. Спустя десятилетия у знаменитого Товстоногова возникли проблемы с празднованием юбилея: по документам он родился в 1913 году, а на самом деле - в 1915 году.
В 1931 году Товстоногов был принят актером в Тбилисский русский ТЮЗ. Вскоре он стал ассистентом режиссёра, а потом поступил в ГИТИС. Учась в Москве, он смотрел до ста постановок в год - это была отличная школа. Его кумирами являлись К.С. Станиславский и Вс.Э. Мейерхольд.
В 1937 году отец Георгия был объявлен японским шпионом и репрессирован. Товстоногова, студента 4 курса, исключили из ГИТИСа как сына врага народа. Правда, через несколько месяцев, когда Сталин сказал, что дети за отцов не отвечают, его восстановили. Позже Товстоногов выпустит спектакль к 70–летию вождя и даже получит за него Сталинскую премию.
Тбилиси. Ленинград
В 1938 – 1946 годах Товстоногов работал режиссёром Русского драматического театра имени А.С. Грибоедова в Тбилиси. Здесь определились его театральные интересы, убеждения, цели, здесь он занялся (в 1939 году) педагогической работой в Театральном институте имени Шота Руставели.
В 1954 году Товстоногов дебютировал в Москве, сначала в областном театре, а затем и на большой сцене Центрального детского театра. Вскоре стал главным режиссёром Ленинградского театра имени Ленинского комсомола (1950).
В среднем он выпускал четыре спектакля за сезон. Событием для советской сцены стала «Оптимистическая трагедия» (1955) Вс. Вишневского в Академическом театре имени А.С. Пушкина (ныне Александринский театр драмы). За этот спектакль Товстоногов был удостоен Ленинской премии (1958).
Ленинградский БДТ
13 февраля 1956 года Товстоногов впервые переступил порог Большого драматического театра имени М.А. Горького, переживавшего к тому времени тяжелый период: в зале по 10-15 человек, в кассе - миллион дефицита. Он принял театр с широкими полномочиями, с правом полной его перестройки. Товстоногов, придя в БДТ, оглушительно быстро сделал блистательный театр. Во всех его спектаклях господствовал очень свободный взгляд на мир. Абсолютно все артисты замечательно играли, каждый был заметен даже в самой крошечной роли, каждый человек на сцене имел свою ценность.
Товстоногову потребовалось несколько сезонов, чтобы превратить БДТ в центр театральной жизни страны. Он начал с легких комедий. О необычных, веселых, музыкальных спектаклях заговорил весь город. И в БДТ хлынул зритель. Вскоре весь театральный Ленинград за глаза называл Товстоногова не иначе как Гога.
Людмила Макарова: «Он сразу сказал: «Я знаю, что в вашем театре многих худруков съедали, но имейте в виду, что я не съедобен!»«. Именно с этого началась эпоха «Товстоноговии» (по определению Сергея Юрского) в БДТ.
Труппа БДТ становилась одной из самых популярных в стране — З.Шарко, Т.Доронина, Л.Макарова, К.Лавров, И.Смоктуновский, П.Луспекаев, Е.Копелян, С.Юрский, В.Стржельчик, Н.Трофимов, Е.Лебедев, О.Борисов, В.Полицеймако, О.Басилашвили, В.Кузнецов, М.Волков и другие получали известность далеко от берегов Невы.
Одна из сторон режиссёрского дарования Товстоногова — стремление к монументальным, обобщённым формам. Это проявилось в спектаклях «Дорогой бессмертия» (1951, по книге Ю. Фучика «Слово перед казнью»), «Гибель эскадры» Корнейчука (1952) и в наиболее значительной работе — «Оптимистическая трагедия» Вишневского (1955), удостоенной Ленинской премии (1958).
Среди лучших спектаклей Товстоногова в Большом драматическом театре: «Идиот» по Достоевскому (1957, 1966), «Варвары» (1959) и «Мещане» (1966) Горького, «Поднятая целина» Шолохова (1964), «Три сестры» Чехова (1965), «Беспокойная старость» Рахманова (1970), «Ханума» Цагарели (1973).
Отдельные спектакли Товстоногов поставил в ленинградских драматических театрах им. А.С. Пушкина, им. В.Ф. Комиссаржевской, в Театре комедии, в Театре оперы и балета им. С.М. Кирова, в Учебном театре Ленинградского института театра, музыки и кинематографии, на ленинградских студиях телевидения и радио. Он ставил спектакли в Алма-Ате, Ереване, Киеве, Праге, Будапеште, Варшаве, Софии, Хельсинки, Дрездене, Гамбурге, Белграде, Берлине. Всего Товстоногов поставил около 200 спектаклей более чем в 30 театрах.
Мастер прожил в БДТ долгую жизнь – молодость, зрелость, старость – 30 лет и 3 года.
Товстоногов воспитал коллектив актёров-единомышленников, способствовал успешным дебютам ряда драматургов (А.М. Володина, В.С. Розова и др.).
Автор книг по теории и практике режиссёрского творчества - 'О профессии режиссёра' (1965) и 'Круг мыслей' (1972).
Товстоногов не снял ни одного кинофильма, но хотел это сделать. Уже были подготовлены «Мертвые души», даже до распределения ролей дошло. Но он, подумав, что на год придется уйти из театра, – оставил эту идею.
Личная жизнь. Семья
Успехи, лавры, признание не изменили его. Товстоногов всегда был в меру замкнут, в меру доступен, как человек, знающий себе цену. Хобби? Коллекция театральных масок. Собирал, привозил отовсюду, показывал с гордостью.
Первой его женой еще в Тбилиси была актриса, красавица Саломея Канчели. После развода Георгий Александрович взял себе двух сыновей - Сандро и Нику. После переезда в Ленинград его младшая сестра Нателла (Додо) и актёр Евгений Лебедев полюбили друг друга и поженились. Семейная история складывалась так, что Георгий Александрович не мыслил себе дома без Додо, для детей она была мамой, и, когда у Додо и Евгения Алексеевича родился сын, положение не изменилось. Получив рядом две квартиры, они прорубили дверь и жили одной семьей. При этом Георгий Александрович всегда увлекался красивыми женщинами, умел красиво ухаживать. Появление жен положения в доме не меняло - сестру не мог заменить никто.
Александр (Сандро) Георгиевич — старший сын Георгия Александровича, стал известным театральным режиссёром. Его жена – актриса Театра имени Ермоловой Светлана Головина.
Георгий (Егор) Александрович Товстоногов-младший — внук и полный тёзка, также театральный режиссёр (сын Светланы и Сандро).
Натела Александровна Товстоногова — младшая сестра, жена известного актёра Евгения Лебедева. Свою жизнь посвятила домашним хлопотам и воспитанию детей и внуков — как своих, так и брата.
Младший сын Ника – в Израиле.
Внук Георгия Александровича – Георгий Александрович Товстоногов-младший. Поставил недавно в МХТ «Пышку». Он работал на телевидении. Потом поставил комедию в Театре Ермоловой. В Петербурге идет его спектакль «Входит свободный человек» - в театре «Русская антреприза» имени Андрея Миронова. В этом же театре играют «Чайку», поставленную отцом Георгия, сыном Георгия Александровича - Александром Товстоноговым. Это последняя постановка Сандро... (умер в 2002 году). Георгий Александрович не препятствовал тому, чтобы его сын стал режиссером, но и не способствовал этому. Сандро был главным режиссером московского Театра имени Станиславского. Правда, у него не было той позиции, что у отца, когда театр - главное дело жизни. Он мог уйти из театра, когда возникли личные проблемы... Что было бы совершенно недопустимо для Георгия Александровича.
Последний день
Он был диктатором, воле которого подчинялись безоговорочно. Все, что делалось в коллективе, было осуществлением в действии его знаменитой формулы: «Театр - это добровольная диктатура». Он утверждал, что театр — это искусство правды, а его основная цель — достучаться до совести зрителя. Его боялись и любили. 23 мая 1989 года в Большом Драматическом шёл просмотр нового спектакля. Назначив день премьеры, Георгий Товстоногов попрощался с актёрами, сел за руль своего «мерседеса», привезенного из Германии, и отправился домой. Машина остановилась на площади Суворова и больше не тронулась с места. В этот день БДТ видел своего главного режиссёра в последний раз. Все говорят, что он хотел умереть именно так, обгоняя жизнь - ведь машины и скорость были его страстью, после театра, конечно.
Георгий Александрович Товстоногов похоронен в Некрополе мастеров искусств (Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры). Его могила с памятником в виде распятия (1992 год, скульптор Л.К. Лазарев) на Черкасовской дорожке стала последним по времени захоронением в Некрополе.
Большой драматический театр был назван его именем.