Ранние годы
Леонид Енгибаров родился 15 марта 1935 года в Москве, в семье повара и портнихи. Его отец (армянин по национальности) работал шеф-поваром в ресторане гостиницы “Метрополь”, мать была домохозяйкой (родом из Тверской губернии). Жила семья Енгибаровых в деревянном одноэтажном домике в Марьиной Роще. Всю жизнь прожил в старом деревянном доме в Марьиной Роще.
С детства полюбил стихи Пушкина, сказки Андерсена и кукольный театр.
Ещё будучи школьником, стал заниматься боксом.
В 1952 году, окончив среднюю школу, Леонид поступает в институт рыбного хозяйства, но, не проучившись и полгода, переводится в институт физкультуры, где начинает профессионально заниматься боксом и уже через два года получает 1-й разряд в этом виде спорта.Но вскоре уходит и оттуда, поняв, что профессиональный спорт — это не его призвание.
В 1955 году, Л. Енгибаров поступает в Государственное училище циркового и эстрадного искусства (ГУЦЭИ) на отделение клоунады. Его режиссёром-педагогом стал Юрий Павлович Белов. Это был единственный режиссёр, с которым работал Енгибаров на протяжении всей своей жизни. (Не считая кинорежиссёров, в фильмах которых он снимался).
Ещё будучи студентом, Енгибаров стал выступать (с 1956 года) на эстраде в качестве мима. В 1959 году Енгибаров закончил училище. Он выпустился как «соло-клоун».
Карьера
25 июля 1959 года — дебют на манеже новосибирского цирка.
С 1959 года работал в армянском цирковом коллективе.
1960 год — гастролировал в Харькове, Тбилиси, Воронеже, Минске и других городах
1961 год — гастроли в городах Одесса, Баку, Москва. Первые гастроли в Москве, в цирке на Цветном бульваре. Оглушительный успех.
Первые заграничные гастроли — в Польше — Краков, Варшава. Тоже успех.
1962 год — гастроли в Ленинграде, где Енгибарову вручили медаль за лучший номер года. В Ленинграде он познакомился в Марселем Марсо и Роланом Быковым. Быков стал его близким другом на всю жизнь.
1963 год — снялся в главной роли (клоун Лёня) в фильме «Путь на арену» (студия «Арменфильм», режиссёр Г. Малян и Л. Исаакян).
1964 год — снялся в роли немого пастуха в фильме С. Параджанова «Тени забытых предков» (студия им. Довженко, Киев).
1964 год — в Праге, на Международном конкурсе клоунов Енгибаров занял первое место. Он был назван лучшим клоуном мира. Тогда же, в Праге, в чешских газетах были впервые опубликованы новеллы Енгибарова.
1965 год — вторые гастроли в Москве. В Праге родилась дочь Енгибарова — Барбара. Её мама — чешская журналистка и художница Ярмила Галамкова.
1966 год — на экраны выходит документальный фильм «Леонид Енгибаров, знакомьтесь!» (режиссёр В. Лисакович).
За 1960—1969 годы Енгибаров объездил с гастролями весь СССР. Особенно его любили в Одессе, Киеве, Ереване, Ленинграде.
1970 год, март-июль — третьи московские гастроли Енгибарова. В этом же году в Ереване был снят фильм «2-Леонид-2» .
1971 год — Енгибаров вместе с Беловым создают спектакль «Звёздный дождь» и показывают его в Ереване и в Москве (в Театре эстрады).
Театр. Писательский труд. Кино
В 1971 году Енгибаров покинул Союзгосцирк, после того как его партнера Белова не выпустили вместе с ним на зарубежные гастроли. И создал свой театр пантомимы. Режиссёр — Юрий Белов. Они репетировали в Марьиной Роще. За пять месяцев был создан спектакль «Причуды клоуна».
В Ереване вышла первая книга новелл Л. Енгибарова «Первый раунд».
Также в этом году Енгибаров снялся в фильме Т. Абуладзе «Ожерелье для моей любимой» (в роли клоуна Сурико).
С октября 1971 года по июнь 1972 года Енгибаров гастролирует со своим театром по всей стране. За 240 дней было сыграно 210 спектаклей. В этом же году снялся в небольшом эпизоде в фильме В. Шукшина «Печки-лавочки».
Июль 1972 года — Енгибаров в Москве, формально он находится в отпуске, репетирует новый спектакль, но времени для его создания остаётся слишком мало…
25 июля — Великий Клоун уходит в вечность.
28 июля 1972 года — похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.
Краткая автобиография
«Родился я в Москве. Девять лет провел на ринге. Заповедь «ударили по правой щеке, подставь левую» считаю в корне ошибочной. Сменил множество профессий, и в 22 года мне оставалось только стать актером. Писать начал тогда же, поневоле. Никто из авторов не хотел со мной работать, пришлось самому стать сценаристом. Понравилось. Теперь с ужасом думаю: а вдруг явится настоящий сценарист...
Люблю: море, осень... Винсента Ван-Гога.
Боюсь: благополучия.
Главное для меня в жизни — чувствовать ответственность за все совершающееся вокруг нас.
Л.Енгибаров.»
Книги о великом артисте:
«Леонид Енгибаров: Мим, говорящий с вечностью» М.Романушко, 2010 г.
«Леонид Енгибаров: Клоун глазами поэта» М.Романушко, 1-е издание 2008 г., 2-е издание 2011 г.
«Не прощаюсь с тобой» М.Романушко, 1997 г.
Творчество
Леонид Енгибаров вошёл в историю цирка как яркий представитель философской клоунской пантомимы. Рано поднявшись на вершину славы, он приковал к себе внимание прессы. О нём много написано, многое он сказал о себе сам в книгах, статьях и интервью.
Леонид Енгибаров впервые стал использовать на арене цирка такой малоизвестный тогда жанр, как поэтическая клоунада. Его репризы не заставляли зрителей хохотать, а призывали думать, размышлять. Енгибаров не был похож на обычных клоунов того времени – в его внешности отсутствовали смешные одежды, не было привычных больших башмаков и клоунского носа. Он не произносил ни слова – но выходя на арену, он заставлял зрителей плакать от смеха.
«Клоун с осенью в сердце» потрясал и удивлял, вызывал улыбку и погружал в раздумья. Как и все талантливые люди, рано уходящие из жизни, Леонид Енгибаров не успел сделать и рассказать все. Но он оставил после себя большое духовное наследие, что сохраняет память о нем в каждом, кто его любил.
В день смерти Леонида Енгибарова, 25 июля 1972 года, в Москве была небывалая жара и засуха. Уже неделю в Подмосковье горели торфяные болота. Енгибарову стало плохо, врач диагностировал отравление. Но Леонид умер от разрыва сердца. Ему было всего 37 лет…
Когда 27 июля Леонида Енгибарова хоронили на Ваганьковском кладбище, в Москве начался проливной дождь. Казалось, само небо оплакивает потерю этого прекрасного артиста. По словам Юрия Никулина, все входили в зал Центрального дома работников искусств, где проходила гражданская панихида, с мокрыми лицами. А пришли тысячи...
На могиле великого клоуна и сейчас постоянно стоят живые цветы.